НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ярославской области от 29.12.2017 № А82-13412/17


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-13412/2017

29 декабря 2017 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьиХоровой Т.В.,

без вызова сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2017 по делу № А82-13412/2017, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Розовой Н.А.,

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) (ИНН: 7610053486, ОГРН: 1027601120645)

к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Медиалайн» (ИНН: 7610099480, ОГРН: 1137610001044),

о взыскании 1500 руб. финансовых санкций, 

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) (далее – Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Медиалайн» (далее – ООО «ГК «Медиалайн», Общество, страхователь)о взыскании 1500 руб. финансовых санкций за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2016 по решению от 06.12.2016 №086S19160005112.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обращая внимание апелляционного суда, что внесение страхователями уточнений в представленные формы в графе «отчетный период» законодательно не предусмотрено, поэтому допущенная Обществом ошибка свидетельствует о непредставлении им сведений за апрель 2016.

Поэтому заявитель жалобы считает, что решение от 10.10.2017 подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельств дела.

ООО «Группа компаний «Медиалайн» в срок до 05.12.2017, установленный в определении Второго арбитражного апелляционного суда от 03.11.2017, отзыв на апелляционную жалобу не представило.        

В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба Управления рассматриваются судом апелляционной инстанции единолично без вызова сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2017 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Согласно преамбуле Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Статьями 11 и 15 Закона  №27-ФЗ определены обязанность, объем и сроки   представления таких сведений.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 1 Закона № 27-ФЗ также дано понятие «отчетного периода», под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» (далее - Закон № 385-ФЗ) внесены изменения в статью 11 Закона N 27-ФЗ.

Указанная статья дополнена пунктом 2.2, в соответствии с которым страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части 2 статьи 9 Закона № 385-ФЗ, изменения, внесенные в Закон N 27-ФЗ, вступают в силу с 1 апреля 2016 года.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М).

Форма СЗВ-М за апрель 2016 должна быть представлена страхователями не позднее 10.05.2016.

Согласно части 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Привлечение страхователя к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

В силу статьи 42 Закона № 212-ФЗ, действовавшего в 2016, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности; правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия); и признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, состоит в нарушении срока представления «Сведений о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), установленного законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в отношении Общества проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за апрель 2016, по результатам которой был составлен акт от 25.10.2016 №086S18160004876, в котором отражено, что индивидуальные сведения на 3 застрахованных лиц страхователь представил с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ: сведения должны быть представлены не позднее 10.05.2016, фактически представлены 08.06.2016.

При этом 05.05.2016 фактически Общество представило отчет СЗВ-М за апрель 2016, в котором программно автоматически изменился номер отчетного периода (месяца) с «4» на «5», в связи с чем данный отчет не был принят Управлением в качестве отчета за апрель 2016.

01.12.2016 Общество представило Фонду объяснительную записку, в которой сообщило, что форма СЗВ-М (исходная), была первоначально представлена 05.05.2016, что подтверждается протоколом входного контроля от 05.05.2016. При формировании отчета в программном комплексе «1С: Предприятие» автоматически в графе «Отчетный период» было установлено «01.05.2016». Лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, оставила период в том же виде. Таким образом, была допущена ошибка в указании отчетного периода: в представленной 5 мая 2016 форме в качестве отчетного периода указан май. Форма СЗВ-М (исходная) была представление в Фонд по ТКС, позже был получен положительный протокол входного контроля. В июне 2016 в Общество позвонили сотрудники Фонда и сообщили о неверно указанном отчетном периоде, после чего Обществу было предложено представить форму СЗВ-М за апрель, что бухгалтер и сделала, указав исходный тип формы.

Общество просило учесть, что было введено в заблуждение получением положительного протокола входного контроля.

Решением от 06.12.2016 № 086S19160005112 Общество привлечено к ответственности  на основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб.  в отношении каждого застрахованного лица, что составило 1500 руб. При привлечении к ответственности Управление не усмотрело обстоятельств, исключающих или смягчающих ответственность.

Управление направило в адрес Общества требование об уплате от 22.12.2016 №086S01160170044, в котором потребовало уплатить штраф в сумме 1500 руб. в срок до 17.01.2017, за взысканием которого Фонд и обратился в суд.

Между тем, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Общества штрафа в размере 1500 руб., поскольку:

- первоначально отчет «Сведения о застрахованных лицах» формы СЗВ-М был сформирован и направлен Обществом в Фонд в электронном виде своевременно - 05.05.2016, то есть в установленный срок; программная проверка файла данного отчета на соответствие требованиям, предъявляемым к документам, которые представляются в электронном виде, не дала отрицательного результата. По результатам представления отчетности Обществом был получен положительный протокол входного контроля.

- При отправке отчетности «Сведения о застрахованных лицах» в графе «Отчетный период» программа автоматически изменила номер отчетного периода 04 (апрель) на 05 (май), тогда как май 2016 еще не закончился и срок представления отчетности за май 2016 не наступил.

- Программное изменение номера отчетного периода не было своевременно выявлено не только Обществом, но и Управлением при входном контроле. Несоответствие номера отчетного периода Фонд обнаружил только в июне 2016, что свидетельствует о наличии недочетов в программном обеспечении новой отчетности формы СЗВ-М на дату представления отчета за апрель 2016, которые   носили массовый характер, о чем свидетельствует имеющаяся по данному    вопросу судебная практика.

- Факт представления отчета именно за апрель 2016 следует из даты его представления, а также  объяснений Общества.

- 08.06.2016 Обществом отчет формы СЗВ-М за апрель 2016 был представлен повторно по требованию Фонда как исходный с откорректированным номером месяца (отчетного периода).

Таким образом, поскольку факт представления сведений за апрель 2016  и их принятия Фондом 05.05.2016 подтверждается положительным протоколом входного контроля, то датой и временем приема сведений за апрель 2016  будет считаться дата представления первых сведений. Соответственно, наличие в первоначально представленной Обществом отчетности неправильного номера отчетного периода не свидетельствует о наличии оснований для вывода о несвоевременном представлении сведений, что, в свою очередь, опровергает позицию Фонда о том, что действия Общества образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, рассмотрев жалобу Управления, апелляционный суд считает, что  она построена на цитировании норм права и изложении обстоятельств, трактуемых заявителем жалобы в свою пользу, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку доводов, опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции, заявителем в жалобе не приведено.

При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.10.2017 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию  не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Ярославской области от  10.10.2017 по делу №А82-13412/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) (ИНН: 7610053486, ОГРН: 1027601120645) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья

Т.В. Хорова