НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Ярославской области от 23.03.2020 № А82-20372/19


ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А82-20372/2019

23 марта 2020 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) 

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 13.01.2020) по делу №А82-20372/2019, принятое в порядке упрощенного производства,

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное)

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к религиозной организации «Переславская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании штрафа,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) (далее – Фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к религиозной организации «Переславская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат)» (далее – Организация, страхователь) о взыскании 22 000 руб. штрафа по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ за январь, март, апрель, июнь, июль, август 2018, сентябрь,  октябрь, ноябрь, декабрь 2018 по решениям от 07.06.2019  №№086S19190007556, 086S19190007557, 086S19190007558, 086S19190007559, 086S19190007560, 086S19190007561, 086S19190007562, 086S19190007563, 086S19190007564, 086S19190007565.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.01.2020 заявленные требования признаны необоснованными.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, настаивая, что страхователь был правомерно привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Поэтому заявитель апелляционной жалобы считает, что решение подлежит отмене, так как при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.

В связи с подачей Ответчиком апелляционной жалобы Арбитражный суд Ярославской области 13.01.2020 в порядке части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовил мотивированное решение.

Страхователь представил отзыв на жалобу, в котором против доводов Фонда возражает, просит решение суда оставить без изменения.

Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела упрощенного производства рассматриваются в апелляционном суде в установленный двухмесячный срок судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.02.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 06.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,по итогам сверки представленной страхователем отчетности по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М за январь, март, апрель, июнь, июль, август 2018, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 Управление выявило расхождения, а именно: в форме СЗВ-М за январь 2018 отсутствовали сведения на 4 застрахованных лиц, за март 2018 – на 4 застрахованных лиц, за апрель 2018 - на 4 застрахованных лиц, за июнь 2018 - на 4 застрахованных лиц, за июль 2018 - на 4 застрахованных лиц, за август 2018  - на 7 застрахованных лиц, за сентябрь 2018 - на 6 застрахованных лиц, за октябрь 2018 - на 5 застрахованных лиц, за ноябрь 2018 - на 2 застрахованных лиц, за декабрь 2018 - на 4 застрахованных лиц.

02.04.2019 Управление направило страхователю протокол о выявленных расхождениях.

08.05.2019 Управлением составлены акты №№ 086S18190007413, 086S18190007414, 086S18190007415, 086S18190007417, 086S18190007418, 086S18190007419, 086S18190007420, 086S18190007422, 086S18190007424, 086S18190007425, в которых зафиксировано непредставление сведений в отношении указанного количества застрахованных лиц.

07.06.2019 Фондом вынесены решения №№ 086S19190007556, 086S19190007557, 086S19190007558, 086S19190007559, 086S19190007560, 086S19190007561, 086S19190007562, 086S19190007563, 086S19190007564, 086S19190007565 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафов в сумме 22 000 руб. по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за представление страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом  2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Организация с решениями Управления не согласилась и обратилась с заявлением в суд, рассмотрев которое Арбитражный суд Ярославской области требования страхователя признал обоснованными.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон  №27-ФЗ), статьи 6  Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Организация является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

Статьей 14  Закона № 167-ФЗ установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон № 125-ФЗ) религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. В частности, вопросы участия учредителей в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Пунктом 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ определено, что религиозные организации вправе в случаях, предусмотренных их уставами, заключать трудовые договоры с работниками.

Работники религиозных организаций подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации, так же как и священнослужители (пункт 4 статьи 24 Закона № 125-ФЗ).

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) – пункт 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2.3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

При применении пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ следует учесть, что  под работающими  гражданами  понимаются лица, указанные в статье 7 Закона № 167-ФЗ, то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, на выплаты по которым согласно статье 420 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Минтруд России в письме № 21-3/10/В-4587 от 07.07.2016 указал, что имеются случаи, когда физические лица осуществляют в организациях трудовую деятельность без заключения трудовых договоров (контрактов) или договоров гражданско-правового характера, при этом каких-либо выплат в пользу этих лиц организации не производят.

Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Постановлением Правления ПФ РФ № 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2. и 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ с 01.04.2016  утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), в разделе 2 которой указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ признается месяц, а в разделе 3 указывается тип формы. Всего предусмотрено три типа:

1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона № 27-ФЗ).

Письмом от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581 Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом позиции Минтруда России в Письме № 21-3/10/В-4587 от 07.07.2016, разъяснил, что у организаций, у которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.

Аналогичные  разъяснения  содержаться  в  письмах ПФ РФ от 13.07.2016  № ЛЧ-08-26/9856, Минтруда России от 07.07.2016  № 21-3/10/В-4587.

Согласно постановлению Президиум ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12, в силу статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. Обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон  № 27-ФЗ не предусматривает.

Доказательств того, что лица, на которых Организацией не были представлены индивидуальные (персонифицированные) сведения, получали вознаграждение на основании заключенных с религиозной организацией трудовых или гражданско-правовых договоров, Фонд в материалы дела не представил.

Соответственно, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для взыскания со страхователя 22 000 руб. штрафа.

Иного Фонд не доказал.

Доводы Управления о представлении корректирующих сведений в ранее поданные отчеты формы СЗВ-Стаж, апелляционный суд не принимает, так как именно в отношении спорных физических лиц обязанность представлять соответствующие сведения у Организации отсутствует.

Рассмотрев жалобу Фонда, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что позиция заявителя жалобы фактически построена на иной трактовке названных им в жалобе норм права, а также действий, совершенных страхователем, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку доводов, опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции, заявителем в жалобе не приведено.

На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 13.01.2020) законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.

Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2019 в виде резолютивной части (мотивированное решение от 13.01.2020) по делу №А82-20372/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове Ярославской области (межрайонное) (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья

Т.В. Хорова