Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
02 февраля 2024 года
Дело № А19-13431/2023
Резолютивная часть постановления объявлена30 января2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской областиБорисовойМ.В.(доверенность от 07.06.2023, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Цихоцкого Дмитрия Ивановича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2023 года по делу
№ А19-13431/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 11 октября 2023 года по тому же делу,
установил:
индивидуальный предприниматель Цихоцкий Дмитрий Иванович
(ОГРНИП 304380406100041, ИНН 304380406100041, г. Москва, далее – предприниматель Цихоцкий Д.И., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – Министерство), выраженного в письме от 25.04.2023 № 02-53-6940/23-11.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Цихоцкий Д.И. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости), утвержденного постановлением Правительства Иркутской области 25.12.2015 № 680-пп (далее – Положение № 680-пп), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Положением № 680-пп не предусмотрено такое основание для отказа в заключении соглашения о предоставлении субсидии как исчерпание выделенных на эти цели бюджетных ассигнований; возможность такого отказа с учетом природы рассматриваемой субсидии (компенсация затрат) статьями 69 и 78 Бюджетного кодекса и положением № 680-пп не установлена; исчерпание выделенных лимитов бюджетных обязательств обязывает главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств использовать предусмотренные статьей 158 Бюджетного кодекса полномочия по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; отказ в заключении соглашения о предоставлении субсидии фактически лишил Предпринимателя права на возмещение стоимости оказанных бесплатно услуг.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru); предприниматель Цихоцкий Д.И. своих представителей в судебное заседание не направил, ходатайствовал о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Министерства в судебном заседании указала на законность и обоснованность судебных актов, просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 23 января 2024 годадо 30 января 2024 года до 12 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представитель Министерства поддержала вышеизложенную позицию.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Цихоцкий Д.И. осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по нерегулируемым тарифам по маршрутам № 601 (г. Усть-Илимск (кассовый центр) - г. Иркутск (автовокзал)), №605(г. Братск (автостанция) - г. Иркутск (автовокзал)), № 609 (г. Усть-Кут (станция «Лена») - г. Иркутск (Автовокзал)), № 610 (г. Братск (станция «Гидростроитель») - г. Иркутск (автовокзал)), № 819 (г. Братск (автостанция) - г. Усть-Илимск (кассовый центр)) на основании заключенного с Министерством Соглашения на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области от 23.12.2013 № 51/9 с дополнительными соглашениями.
Цихоцкий Д.И. направил в Министерство заявку от 24.03.2023 № 27 на заключение с ним соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении бесплатно на период с 01.03.2021 по 30.04.2021.
Министерство письмом от 25.04.2023 № 02-53-6940/23-11 отказало Предпринимателю в заключении соглашения, указав, что на 2021 годы были заключены соглашения о предоставлении субсидии от 30.12.2020 на период с 01.01.2021 по 28.02.2021и соглашение от 03.06.2021 на период с 01.05.2021 по 31.12.2021, по данным соглашениям субсидии выплачены в полном объеме. Положением № 680-пп, Законом Иркутской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», формой соглашения, утвержденной распоряжением Министерства от 15.12.2022 № 53-436-мр не предусмотрена возможность возмещения затрат перевозчику за прошедший финансовый период.
Предприниматель Цихоцкий Д.И. оспорил данный отказ в Арбитражном суде Иркутской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый отказ в заключении соглашения о предоставлении субсидии не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении и внутреннем водном транспорте по местным маршрутам бесплатно, на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении и внутреннем водном транспорте по пригородным маршрутам бесплатно (либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости) установлен Положением № 680-пп, принятым в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 105-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области», Законом Иркутской области от 17.12. 2008 № 120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области», Законом Иркутской области от 13.07. 2018 № 72-ОЗ «О ветеранах труда Иркутской области».
Согласно пункту 3 Положения № 680-пп субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке министерству на цели, установленные пунктом 1 настоящего Положения.
Одним из условий предоставления перевозчикам субсидий является заключение соглашения о предоставлении субсидий между министерством и перевозчиком по форме, утвержденной правовым актом министерства в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Иркутской области (пункт 6 Положения
№ 680-пп).
Министерство в течение 20 рабочих дней со дня поступления заявок и документов (сведений), указанных в пунктах 7 - 12 настоящего Положения, принимает решение о заключении соглашения с перевозчиком либо об отказе в его заключении (пункт 14 Положения № 680-пп (в редакции, действовавшей в спорный период)).
Согласно статье 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января
по 31 декабря (статья 12 Бюджетного кодекса).
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса).
Судами установлено, что согласно Закону Иркутской области от 12.12.2022
№ 112-ОЗ «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и пункту 3 Положения № 680-пп Министерству доведены лимиты бюджетных обязательств на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам для отдельных категорий граждан на автомобильном транспорте (кроме такси) межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в междугородном сообщении на 2023 год.
В этой связи суды пришли к правильному выводу, что соответствующие расходные обязательства Иркутской области перед перевозчиками должны были быть выполнены за счет бюджетных лимитов, доведенных до Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, выделенных бюджетом Иркутской области на выплату бюджетных субсидий лицам, заключившим соглашения с Министерством на будущий или текущий период. Заключение подобного соглашения в 2023 году на период март-апрель 2021 года и направление публичным образованием средств субсидии, предоставленной в 2023 году, на погашение исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации прошлых лет противоречит нормам и принципам бюджетного законодательства.
Поскольку в силу положений статей 5, 12, 65, 83 Бюджетного кодекса акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, суды правомерно признали законным отказ Министерства в заключении соглашения о предоставлении субсидии на периоды, истекшие на момент подачи соответствующей заявки.
При этом суды отметили, что Цихоцкий Д.И., регулярно осуществлявший перевозки льготной граждан категории с 2013 года и получавший субсидии за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 и с 01.05.2021 по 31.12.2021 по соглашениям от 03.06.2021 № 05-53-839/21-11 и от 30.12.2020 № 05-53-2462/20-11, соответственно, не мог не знать о том, что основанием для предоставления субсидии является соглашение на предоставление субсидии, в связи с чем в отсутствие такового у него не было обязанности осуществлять перевозку указанной категории граждан бесплатно.
Ссылка заявителя жалобы на Определение Верховного Суда Российской Федерации Суда от 06 декабря 2018 года № 305-ЭС18-13693 по делу № А40-127362/2017 с иными фактическим обстоятельствами не может быть принята во внимание. В данном деле рассматривалось требование общества о взыскании субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию продукции, на предоставление которой заключен договор, издан приказ о предоставлении субсидии, однако фактически денежные средства обществу не поступили в связи с технической ошибкой, допущенной Федеральным казначейством; таким образом, в данном деле спор был о возможности фактического доведения уже предоставленной в рамках бюджетных ассигнований текущего финансового года субсидии до ее получателя за счет бюджетных ассигнований очередного финансового года.
В рассматриваемом случае Министерство отказало в заключении соглашения на прошедшие периоды.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 августа 2023 года по делу
№ А19-13431/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 11 октября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М. Шелёмина
Судьи
Г.В. Ананьина
А.Н. Левошко