НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.08.2023 № А19-15297/2022

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

30 августа 2023 года

Дело № А19-15297/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2023 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ананьиной Г.В.,

судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,

при участии в судебном заседании представителей федерального казенного учреждения «Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» ФИО1 (доверенность
от 27.02.2023, диплом, паспорт), Управления федерального казначейства по Иркутской области ФИО2 (доверенность от 10.01.2022, диплом, паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2023 года по
делу № А19-15297/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 16 июня 2023 года по тому же делу,

установил:

федеральное казенное учреждение «Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области»
(далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Иркутской области (далее - Управление)
о признании незаконным представления от 28.06.2022 в части требования об обеспечении возврата в доход федерального бюджета денежных средств в размере 230 012 рублей
86 копеек.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2023 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами частей 12, 18 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ
«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 283-ФЗ), пункта 8 Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 702
«Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (далее – Порядок № 702), Порядка применения к сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации мер поощрения, утвержденного приказом Минюста России от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» (далее – Порядок № 132) и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель полагает, что выполнение представления в оспариваемой части повлечет нарушение прав сотрудников учреждения; ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2023 № 32-П, указывает, что работодатель не вправе лишать работников стимулирующей доли денежного довольствия в виде премии на весь период действия дисциплинарного взыскания; запретов и ограничений относительно невозможности выплаты премии в течение года сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание, Порядком № 702 не установлено; Порядок № 132 не подлежал применению, поскольку распространяется на разовые премии.

Управлением отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru).

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Управления возражал против доводов заявителя.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с приказом от 22.03.2022 и Планом контрольных мероприятий Управлением в отношении учреждения проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы «Юстиция», достоверности отчетности о ее реализации за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.

По результатам проверки Управлением составлен акт проверки от 20.05.2022 и вынесено представление от 28.06.2022, пунктом 5 которого установлено, что в нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), части 14 статьи 52 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон № 197-ФЗ), пункта 6 Порядка № 132, учреждением в 2021 года произведены выплаты денежной премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач 4 сотрудникам на общую сумму 230 012 рублей 86 копеек, имеющим не снятые дисциплинарные взыскания. Согласно пунктам 1, 1.2, 2 резолютивной части представления необходимо обеспечить возврат в доход федерального бюджета неправомерно использованных денежных средств в сумме 230 012 рублей 86 копеек.

Не согласившись с представлением от 28.06.2022 в указанной части, учреждение обратилось в суд с соответствующим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о соответствии представления в оспариваемой части требованиям законодательства.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.

Статьей 161 БК РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2).

Согласно статье 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает в том числе оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату).

В части 1 статьи 48 Закона № 197-ФЗ закреплены основания и виды (меры) поощрения в уголовно-исполнительной системе за добросовестное исполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, успешное выполнение особо сложных и важных задач, в том числе в виде выплаты денежной премии.

Согласно части 2 статьи 48 указанного Закона в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарные взыскания налагаются на сотрудника за нарушение служебной дисциплины. Выговор и строгий выговор являются видами дисциплинарного взыскания (часть 3 статьи 15, статья 49, часть 1 статьи 50 Закона № 197-ФЗ).

В соответствии с частью 14 статьи 52 Закона № 197-ФЗ дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо в виде поощрения ранее наложенное дисциплинарное взыскание досрочно снято.

Частью 12 статьи 2 Закона № 283-ФЗ предусмотрено, что премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Пунктом 2 Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 (действовал до 03.10.2021), пунктом 2
Порядка № 702 (действует с 03.10.2021) предусмотрена выплата ежемесячных премий одновременно с выплатой денежного довольствия.

Пунктом 7 Порядка № 269 и пунктом 8 Порядка № 702 предусмотрено, что в пределах средств, выделенных на обеспечение денежным довольствием (за счет экономии денежных средств), сотрудникам (в том числе, зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться денежные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение особо сложных и важных задач (далее - денежная премия).

Статьей 97 Закона № 197-ФЗ предусмотрено, что до приведения в соответствие с Законом № 197-ФЗ федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа уголовно-исполнительной системы, регламентирующих правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, указанные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Руководствуясь приведенными положениями, суды правильно указали, что сотрудникам ФСИН России предусмотрены выплаты: премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которые выплачиваются ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия и денежные премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач, которые выплачиваются дополнительно разово за счет экономии денежных средств и являются в силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона
№ 197-ФЗ мерой поощрения.

По результатам исследования и оценки представленных доказательств суды установили, что на основании приказов от 29.07.2021, от 28.10.2021, от 24.12.2021 учреждением за полугодие 2021 года, третий квартал 2021 года и за 2021 год произведены выплаты разовых денежных премий за счет экономии денежных средств. При этом данные выплаты денежной премии за достижение высоких результатов в служебной деятельности и добросовестное исполнение служебных обязанностей, за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач были произведены учреждением, в том числе 4 сотрудникам на общую сумму 230 012 рублей 86 копеек, имеющим неснятые дисциплинарные взыскания.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона № 197-ФЗ порядок применения к сотрудникам мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 10 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Пунктом 6 Порядка № 132, принятым в соответствии с частью 1 статьи 52 Закона № 197-ФЗ, предусмотрено, что сотрудник, имеющий дисциплинарное взыскание, может быть поощрен только путем снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

На основании приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств апелляционный суд верно отметил, что, факт утверждения Порядка № 132 после выплаты денежной премии за полугодие 2021 года значения не имеет, поскольку по смыслу положений частей 1, 2 и 4 статьи 48, статей 49, 50 Закона № 197-ФЗ при наличии неснятых дисциплинарных взысканий такие выплаты не могли быть произведены.

При этом судом апелляционной инстанции учтено, что даже при ежемесячной выплате премии, выплачиваемой вместе с денежным довольствием, в случае наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания премия не выплачивается в месяце, следующем за месяцем наложения взыскания (пункт 5 Порядка № 269). А на основании частей 2 и 4 статьи 48 Закона № 197-ФЗ в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания, а также допускается применение к сотруднику одновременно нескольких мер поощрения.

Исходя из изложенного и приняв во внимание, что у сотрудников имелись неснятые дисциплинарные взыскания, суды пришли к обоснованным выводам о выплате учреждением дополнительной разовой денежной премии таким сотрудникам в нарушение действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах, суды признали законным оспариваемое представление Управления и правомерно отказали заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции, однако не могут быть учтены, поскольку не подтверждают существенных нарушений норм права, которые могли бы повлиять на выводы судов, направлены на переоценку установленных обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

На основании части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от
18 июля 2023 года, подлежат отмене.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей,
в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2023 года
по делу № А19-15297/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 07 декабря 2023 года по делу № А19-15297/2022, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2023 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2023 года, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Г.В. Ананьина

В.Д. Загвоздин

А.Н. Левошко