А69-1586/07
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А
Тел..факс 20-96-75
www.fasvso.arbitr.ru
e-mail: info@fasvso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
г. Иркутск
№ А69-1586/07-12 - Ф02-9852/2007
22 января 2008 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Первушиной М.А.,
судей: Парской Н.Н., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Тыва Ондар Д.Ю. (доверенность от 16.01.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва на решение от 15 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу № А69-1613/07 -12 (суд первой инстанции – Хертек А.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва (далее – налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна (далее – школа) о взыскании недоимки по налогу в сумме 484 740 рублей и пени в сумме 261 573 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 15 октября 2007 года в удовлетворении заявленных налоговой инспекции требований в части взыскания недоимки по единому социальному налогу за 2005-2006 года отказано. В части взыскания недоимки и пени за 2007 года заявленные налоговой инспекцией требования оставлены без рассмотрения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из кассационной жалобы следует, что у бюджетного учреждения налоги взыскиваются по образовавшейся задолженности налогов и пени по последней разнице начисленных налогов и уплаченных налогов только в судебном порядке и никакие пресекательные сроки обращения в суды не предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Школа о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (почтовое уведомление № 35636 от 05.01.2008), но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных школой расчетов авансовых платежей и налоговых деклараций по единому социальному налогу за период с 2005 по 2007 год.
В ходе проведения проверки налоговой инспекцией установлена неполная уплата единого социального налога в сумме 484 740 рублей.
Решением от 14.06.2006 № 102 школе отказано в привлечении к налоговой ответственности и предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 735 738 рублей и пени в сумме 19 448 рублей.
Требованиями от 15.02.2006 № 108, 08.06.2006 № 25950, от 10.08.2006 № 26439, от 10.11.2006 № 6676, налогоплательщику предложено уплатить в добровольном порядке недоимку по единому социальному налогу в общей сумме 1 295 534 рублей и пени в сумме 180 382 рублей.
Не исполнение требований школой явилось основанием для обращения налоговой инспекции в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о взыскании недоимки по единому социальному налогу и пени в общей сумме 746 313 рублей.
Арбитражный суд, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований в части взыскания недоимки по единому социальному налогу и пени за 2005-2006 год в сумме 746 313 рублей, исходил из того, что налоговой инспекцией нарушен срок обращения в суд, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации соблюдение сроков для направления требования об уплате налога является обязательным и должно учитываться при решении вопроса об исчислении пресекательного срока на принудительное взыскание.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетным периодом - первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Как следует из пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представленном не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Срок уплаты налога за каждый период имеет существенное значение для оценки судом соблюдения налоговым органом срока направления требования, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, и, в совокупности со сроком принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке, срока для принудительного взыскания налога.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пени могут уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу взыскание недоимки по налогам и пеням с юридических лиц производится в бесспорном порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, путем принятия решения о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, на основании выставленных инкассовых поручений.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения названной статьи применяются и при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика -физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Из смысла разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что срок обращения налогового органа с заявлением в суд ограничен шестью месяцами после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога.
Как установлено судом, налоговой инспекцией вынесены требования об уплате недоимки № 108 от 15.02.2006 со сроком исполнения до 25.02.2006, № 25950 от 08.06.2006 с сроком исполнения до 18.06.2006, № 26439 от 10.08.2006 со сроком исполнения до 25.08.2006, № 6676 от 10.11.2006 об уплате пени со сроком исполнения до 25.11.2006. Последнее требование № 6676 от 10.11.2006 направлено ответчику 16.11.2006.
В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, требование № 6676 от 10.11.2006 считается полученным 22.11.2006, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки – 02.06.2007.
С заявлением о взыскании недоимки и пени налоговая инспекция обратилась в суд 05.09.2007.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта и удовлетворении доводов кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15 октября 2007 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу № А69-1586/07-12 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Судьи
М.А. Первушина
Н.Н. Парская
А.И. Скубаев