Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru
тел./факс (3952) 210-170, 210-172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Иркутск
28 декабря 2023 года
Дело № А33-3605/2022
Резолютивная часть постановления объявлена21 декабря2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кореневой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Третьего арбитражного апелляционного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, ФИО1, при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Солдатовой П.Д.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Третьем арбитражном апелляционном суде представителей: Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю ФИО2 (доверенность от 20.01.2023
№ 19-20-21/751, диплом), ФИО3 (доверенность от 20.01.2023 № 19-20-21/755, диплом), ФИО4 (доверенность от 20.01.2023 № 19-20-21/758); Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО5 (доверенность от 16.05.2022, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2023 года по делу № А33-3605/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2023 годапо тому же делу,
установил:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным и отмене представления от 18.01.2022 № 19-23-13/318 Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (далее – УФК по Красноярскому краю, Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены краевое государственное автономное учреждение «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Красноярск; далее – КГАУ «Лесопожарный центр», Учреждение); Министерство финансов Красноярского края (далее – Министерство финансов).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2023 года, заявление удовлетворено.
УФК по Красноярскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), статей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), Правил ликвидации очагов вредных организмов, утвержденных приказом Минприроды России от 23.06.2016 № 361 (далее – Правила № 361), Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837 (далее – Постановление № 837), Приказа Минприроды России от 14.12.2015 № 534 «Об утверждении Порядка определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации» (далее – Приказ № 534), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, УФК по Красноярскому краю при анализе Обоснования от 20.04.2017 сделан правомерный вывод о нецелевом использовании КГАУ «Лесопожарный центр» бюджетных средств; Приказом № 534 установлены исходные данные, необходимые для расчета расходов на осуществление органом государственной власти переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, источники их получения, а так же правила расчета; Министерство на выполнение переданных полномочий на лицевой счет
КГАУ «Лесопожарный центр» перечислило средства в общей сумме 784 608 800 рублей, из них 549 840 000 рублей именно на мероприятия по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда; ранее в сумму 234 768 800 рублей уже были заложены расходы на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений; исходя из пункта 16 Правил № 361, в Обосновании указаны не только планируемые мероприятия, но и планируемые расходы на эти мероприятия, следовательно, именно оно является основанием для предоставления указанных бюджетных средств; Управлением в ходе проверки проведен анализ использования средств федерального бюджета предоставленных на ликвидацию сибирского шелкопряда на основании расходов, направленных КГАУ «Лесопожарный центр» в Министерство письмом от 30.03.2018
№ 2393; расходы на содержание и обеспечение деятельности органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений с Федеральным агентством лесного хозяйства дополнительно не уточнялись.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство и КГАУ «Лесопожарный центр» считает ее доводы несостоятельными, судебные акты – законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru); КГАУ «Лесопожарный центр» и Министерство финансов своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители УФК по Красноярскому краю и Министерства в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные, соответственно, в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 14 декабря 2023 годадо 21 декабря 2023 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УФК по Красноярскому краю в соответствии с приказом от 02.09.2021 № 448 (с изменениями от 20.10.2021 № 561, от 20.10.2021 № 562, от 26.10.2021 № 576, от 02.11.2021 № 600) и на основании служебной записки начальника контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления от 31.08.2021 № 19-23-11/13981 в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края проведена внеплановая выездная проверка использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Управлением установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 399 в части структуры программы) утверждены государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства», паспорт программы.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 513-п (в ред. от 14.12.20217 № 760-п) утверждена государственная программа «Развитие лесного комплекса» на 2014-2016 годы (далее – региональная программа). В рамках подпрограммы «Охрана и защита леса» в 2017 году предусмотрено мероприятие по локализации и ликвидации очагов вредных организмов. Главным распорядителем средств является Министерство.
Согласно перечню органов власти Красноярского края, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесного хозяйства, является Министерство.
Подведомственным автономным учреждением, осуществляющим выполнение отдельных полномочий в области лесных отношений в рамках подпрограммы «Охрана и защита леса» государственной программы Красноярского края «Развитие лесного хозяйства» является КГАУ «Лесопожарный центр».
Приказом Министерства от 28.12.2016 № 900-од КГАУ «Лесопожарный центр» утверждено государственное задание на 2017 год, содержащее следующие виды государственных работ: - предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ; - тушение лесных пожаров.
Приказом Министерства от 27.03.2017 № 317-од утверждено государственное задание на 2017 год - включен вид государственной работы «Локализация и ликвидация очагов вредных организмов» (уникальный номер по базовому (отраслевому) перечню 06.021.1). В рамках вышеуказанного вида государственной работы предусмотрено выполнение авиационных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов на площади 266 743,7 га в связи с увеличением финансирования за счет средств бюджета Красноярского края в сумме 300 000 000 рублей.
Приказом Министерства от 24.04.2017 № 476-од утверждено государственное задание на 2017 год - в рамках вида государственной работы «Локализация и ликвидация очагов вредных организмов» дополнительно включено выполнение авиационных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов площадью 620 985,4 га в связи с увеличением финансирования за счет средств федерального бюджета в сумме
549 840 000 рублей.
Между Министерством и КГАУ «Лесопожарный центр» заключено Соглашение
от 30.12.2016 № 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – Соглашение № 1) на определение порядка и условий предоставления Министерством Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
С учетом внесённых в течение 2017 года в соглашение от 30.12.2016 № 1 изменений в части суммы выполняемых работ, направленных на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в рамках государственного задания предусмотрено средств в сумме 1 876 293 735 рублей 76 копеек (784 608 800 рублей – средства федерального бюджета, 1 091 684 935 рублей 76 копеек – средства бюджета Красноярского края).
В 2017 году в соответствии с графиком перечисления субсидии, являющимся неотъемлемой частью Соглашения № 1, Министерством на лицевой счет
КГАУ «Лесопожарный центр» перечислены средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в полном объеме, в том числе за счет средств субвенций из федерального бюджета в сумме 784 608 800 рублей
(549 840 000 рублей – мероприятий по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда и 234 768 800 рублей – на выполнение переданных полномочий).
Управлением установлено, что фактические расходы КГАУ «Лесопожарный центр» на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов составили в сумме 425 677 732 рубля 84 копейки; отклонение фактических затрат от предусмотренных Обоснованием от 20.04.2017 составило 124 162 267 рублей 16 копеек.
Указанный остаток субвенции израсходован КГАУ «Лесопожарный центр» на следующие цели:
1. Приобретены товарно-материальные ценности на общую сумму 14 499 742 рубля 75 копеек. В указанную сумму вошли расходы на приобретение нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, технические жидкости, масла), запасные части, автошины, автокамеры к автомобилям, картриджи, канцелярские товары, дрова, электроды, строительные материалы и др. для пожарно-химических станций (Даурская, Емельяновская, Красноярская, Гремучинская, Невонская, Манзенская, Богучанская, Шарыповская, Долгомостовская, Манская, Усинская, Идринская, Большемуртинская, Чуноярская, Пировская, Тюхтетская, Маганская, Боготольская, Рыбинская, Минусинская, Абанская, Канская, Тинская, Дзержинская, Кодинская, Саянская, Усольская, Балахтинская, Шушенская, Хребтовская, Ермаковская), для авиаотделений (Красноярское, Чуноярское, Ермаковское, Долгомостовское), не предусмотренные Обоснованием от 20.04.2017.
В соответствии с Обоснованием от 20.04.2017 мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредителя (сибирского шелкопряда) должны проводиться в насаждениях Енисейского, Нижне-Енисейского и Северо-Енисейского лесничеств Красноярского края.
Более того, установлены случаи оплаты КГАУ «Лесопожарный центр» за счет средств федерального бюджета по договорам, заключенным до выделения средств для проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредителя (сибирского шелкопряда).
2. Произведена оплата заработной платы сотрудникам пожарно-химических станций и авиаотделений (входящие в структуру КГАУ «Лесопожарный центр») в сумме 75 958 760 рублей 27 копеек и отчисления во внебюджетные фонды в сумме
26 950 977 рублей 80 копеек. Обоснованием от 20.04.2017 расходы на выплату заработной платы сотрудникам и отчисления во внебюджетные фонды предусмотрены в рамках проведения весенних контрольных обследований очагов вредных организмов и учетов эффективности.
Фактически контрольное обследование очагов вредных организмов (сбор данных о состоянии вредителя после зимовки), а также оказание авиационных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, проведение работ по учету эффективности осуществлялись с привлечением сторонних организаций ООО «АэроГео» и ФБУ «ЦЗЛ Красноярского края».
В остальных случаях Обоснованием от 20.04.2017 не предусмотрены расходы на выплату заработной платы сотрудникам и на отчисления во внебюджетные фонды.
3. Произведена оплата заработной платы сотрудникам КГАУ «Лесопожарный центр» в сумме 879 327 рублей 35 копеек. Обоснованием от 20.04.2017 не предусмотрены расходы на выплату заработной платы сотрудникам.
4. Произведена оплата по договорам на оказание услуг связи, коммунальные услуги, выполнение работ (услуг) по содержанию имущества, оказание прочих работ (услуг) в сумме 5 873 458 рублей 99 копеек, не предусмотренных Обоснованием от 20.04.2017.
Работы выполнялись (услуги оказывались) для пожарно-химических станций (Даурская, Емельяновская, Красноярская, Богучанская, Казаченская, Ачинская, Шарыповская, Идринская, Большемуртинская, Абанская, Дзержинская, Саянская, Шушенская, Ермаковская и др.) и не предназначены для проведения мероприятий по ликвидации и локализации сибирского шелкопряда. Более того, установлены случаи оплаты по договорам, заключенным до выделения средств для проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредителя (сибирского шелкопряда).
В соответствии с Обоснованием от 20.04.2017 мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредителя (сибирского шелкопряда) должны проводиться в насаждениях Енисейского, Нижне-Енисейского и Северо-Енисейского лесничеств Красноярского края. Кроме того, Обоснованием от 04.04.2017 в рамках выполнения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредителя (сибирского шелкопряда) в насаждениях Енисейского, Нижне-Енисейского и Северо-Енисейского лесничеств Красноярского края предусмотрены общехозяйственные расходы (затраты на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды, затраты на коммунальные услуги, на оказание услуг связи, на выполнение работ (услуг) по содержанию имущества, на оказание прочих работ (услуг) и на приобретение материальных запасов) за счет средств краевого бюджета.
Таким образом, Управление установило, что в нарушение пункта 1 статьи 130, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса, пункта 32 Порядка формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п, Министерством лесного хозяйства в 2017 году не осуществлялся надлежащим образом контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на проведение мероприятий по уничтожению (подавлению) численности сибирского шелкопряда, за соблюдением получателем субсидии цели, установленной при её предоставлении,
что привело к нецелевому использованию средств субсидии в общей сумме
124 162 267 рублей 16 копеек.
В нарушение статьи 38, пункта 3 пункта 132, подпункта 1 пункта 1 статьи 158, статьи 306.4 Бюджетного кодекса, пункта 6 статьи 83 Лесного кодекса, пункта 16 Правил № 361, пункта 2.1.3 Соглашения от 30.12.2016 № 1, пунктов 2.7 и 2.8 Обоснования проведения химических мероприятий по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда авиационным способом в насаждениях Енисейского, Нижне-Енисейского и Северо-Енисейского лесничеств Красноярского края в 2017 году допущено нецелевое использование средств субсидии, выделенных КГАУ «Лесопожарный центр» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за счет федеральных средств субвенции на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов (сибирского шелкопряда) в общей сумме 124 162 267 рублей 16 копеек (оплачены товарно-материальные ценности на сумму 14 499 742 рубля 75 копеек, услуги связи, коммунальные услуги, выполненные работы (услуги) по содержанию имущества, оказанные прочие работы (услуги) в сумме 5 873 458 рублей 99 копеек, выплачена заработная плата сотрудникам пожарно-химических станций и авиаотделений в сумме
75 958 760 рублей 27 копеек, заработная плата сотрудникам КГАУ «Лесопожарный центр» в сумме 879 327 рублей 35 копеек, перечислены взносы во внебюджетные фонды в сумме 26 950 977 рублей 80 копеек, не предусмотренные Обоснованием от 20.04.2017), ответственность за которое несет Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.11.2021.
Согласно Представлению от 18.01.2022 № 19-23-13/318 УФК по Красноярскому краю потребовало у Министерства: по пункту 1 Представления рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок 30 календарных дней со дня получения настоящего Представления; по пункту 2 Представления устранить нарушение путем возврата средств, использованных не по целевому назначению, в срок 60 календарных дней с даты получения Представления и принять меры по устранению его причин и условий.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу – удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 162 Бюджетного кодекса определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией (часть 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса).
На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Статьей 83 Лесного кодекса определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты лесов, воспроизводства лесов, лесоразведения (пункт 6 части 1). Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
(часть 3). Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, численности проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4). Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий не могут быть использованы на другие цели (часть 6).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Соглашением № 1 на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений в рамках государственного задания в 2017 году Министерство перечислило Учреждению средства субвенций из федерального бюджета в общей сумме 784 608 800 рублей
(549 840 000 рублей – на мероприятия по уничтожению или подавлению численности сибирского шелкопряда и 234 768 800 рублей на выполнение переданных полномочий).
Постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п в соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса утвержден Порядок формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – Порядок № 539-п).
Пунктом 7 Порядка № 539-п предусмотрено, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование, а также затрат на содержание жилых помещений, предоставленных сотрудникам учреждения по договорам найма, в части возмещения коммунальных услуг) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество государственного учреждения.
Нормативные затраты на оказание государственной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, на основе определяемого в соответствии с пунктами 11 - 17 настоящего Порядка базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат (пункт 9 Порядка № 539-п).
Базовый норматив затрат на оказание государственной услуги состоит из: затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги; затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги (пункт 11 Порядка
№ 539-п).
Согласно пунктам 14, 15 Порядка № 539-п в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, включаются: затраты на оплату труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги; затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги. В базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги включаются, в том числе затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи); затраты на приобретение услуг связи; на приобретение транспортных услуг; на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги; затраты на прочие общехозяйственные нужды.
Как установлено судами и подтверждается заявителем кассационной жалобы, выводы УФК о наличии факта нецелевого использовании средств субсидии основаны на том, что в Обосновании от 20.04.2017 не предусмотрены расходы на приобретение товарно-материальных ценностей (нефтепродукты, запасные части, автошины, автокамеры к автомобилям, картриджи, канцелярские товары, дрова, электроды, строительные материалы, и рд. Для пожарно-химических станций, расположенных не в насаждениях Енисейского, Нижне-Енисейского и Северо-Енисейского лесничеств; заработной платы сотрудникам пожарно-химических станций и авиаотделений,
КГАУ «Леспопожарный центр»; по договорам на оказание услуг связи, коммунальные услуги, выполнение работ по содержанию имущества).
Согласно пункту 16 Правил № 361 планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах, в том числе на лесных участках, переданных в пользование, проводится в соответствии с документом, являющимся основанием для проведения указанных мероприятий (Обоснованием).
Обоснования составляются уполномоченными органами по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой, в том числе, на основании данных государственного лесопатологического мониторинга. В соответствии с подготовленными Обоснованиями, а также по итогам проведения контрольных обследований, уполномоченные органы принимают решение о проведении мероприятий, и включают выбранные лесные участки в план мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов (пункты 17, 18 Правил № 361).
Между тем, как правильно указано судами, в соответствии с частью 1 статьи 60.8 Лесного кодекса, пунктом 3 Правил № 361 ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры: 1) проведение обследований очагов вредных организмов; 2) уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов; 3) рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами. Порядок осуществления каждой из указанных мер регламентирован отдельным разделом Правил № 361.
До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов лесных насаждений уполномоченными органами осуществляется комплекс подготовительных работ. Основными подготовительными работами являются:
- организация авиационных работ; - организация и контроль завоза пестицидов (химических или биологических препаратов, используемых для борьбы с вредными организмами, повреждающими лесные растения); - проведение контрольного обследования очагов вредных организмов в порядке, предусмотренном пунктами 11 - 14 настоящих Правил; - проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств (пункт 7 Правил № 361).
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, суды мотивированно признали, что подготовка Обоснования осуществляется в целях планирования мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах; Обоснование отражает лишь предварительную стоимость предполагаемых к проведению мероприятий непосредственно по уничтожению или подавление численности вредных организмов и не учитывает мероприятия по проведению обследований очагов вредных организмов и рубки лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами, которые также включаются в состав работ по ликвидации очагов вредных организмов в лесах.
Субсидия на выполнение соответствующих работ государственным автономным учреждением Красноярского края формируется в соответствии с положениями статей 69.1, 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с принятым в целях реализации установленной этими положениями компетенции Порядком формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 09.10.2015 № 539-п.
Из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838, Порядка определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации утвержденного приказом Минприроды России от 14.12.2015
№ 534, не следует, что Обоснование является документом, в соответствии с которым предоставлены бюджетные средства на весь комплекс проведения работ в рамках государственного задания; также из содержания Обоснования не следует, что приведенные в нем расчеты предполагаемых сумм бюджетных средств являются итоговыми и не подлежат корректировке.
УФК по Красноярскому краю не приведено правовое подтверждение того, что спорное Обоснование может быть признано в понимании статьи 306.4 Бюджетного кодекса правовым актом, являющимся основанием для предоставления бюджетных средств субвенции.
Учитывая изложенное, правомерен вывод судов двух инстанций об отсутствии правовых оснований расценивать Обоснование как документ, на основании которого бюджетные средства предоставлены Красноярскому краю, и несоблюдение которого свидетельствует о нецелевом характере использования этих средств.
Кроме того, Управлением не представлены доказательства того, что средства субвенции в сумме 124 162 267 рублей 16 копеек были потрачены на иные цели, не касающиеся выполнения государственного задания по выполнению мероприятий по ликвидации очагов сибирского шелкопряда. Акт проверки не содержит ссылки на такие сведения и документы. Не ссылается на это УФК по Красноярскому краю и в кассационной жалобе.
Суды также обоснованно признали недоказанным УФК по Красноярскому краю нарушение, выразившееся в отсутствии осуществления Министерством контроля за расходованием бюджетных средств, поскольку установили, что такой контроль был осуществлен посредством проведения мониторинга, на основании представленных Учреждением отчетов о выполнении государственного задания за отчетный период на соответствие качества и объема оказанных государственных услуг (выполненных работ) установленным в государственном задании показателям качества государственных услуг (работ).
При таких обстоятельствах поскольку УФК по Красноярскому краю не доказало соответствие закону оспариваемого представления, а заявитель представил доказательства нарушения этим актом своих прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 мая 2023 года по делу
№ А33-3605/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда
от 07 сентября 2023 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М. Шелёмина
Судьи
Г.В. Ананьина
Т.И. Коренева