НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2007 № А19-18716/06

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А19-18716/06-40-Ф02-1889/2007

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Новогородского И.Б.,

судей: Борисова Г.Н., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области – Титовой Н.А. (доверенность от 17.01.2007 № 6), Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска – Егориной Н.А. (доверенность от 26.12.2006 № 08-09/56134), Темниковой Н.В. (доверенность от 26.12.2006 № 08-09/56131),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска на решение от 12 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2007 года по делу № А19-18716/06-40 (суд первой инстанции – Калашникова Т.А.; суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Григорьева И.Ю., Желтоухов Е.В.),

резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 18.04.2007, постановление в полном объеме изготовлено 20.04.2007,

установил:

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее – управление, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу города Иркутска (далее – инспекция) о признании незаконным решения от 30.05.2006 № 02-09/40 в части уплаты единого социального налога в Федеральный фонд социального страхования (далее –ФСС) в размере 36 624 рублей, пени в сумме 10 035 рублей 3 копеек и налоговых санкций в размере 7 585 рублей.

Решением суда от 12 октября 2006 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 16 февраля 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в связи с неправильным применением судом норм процессуального и материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно применил статьи 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, вышел за пределы заявленных управлением требований, неправильное заполнение декларации по единому социальному налогу привело к занижению налоговой базы. Кроме того, суд неправомерно признал отражение в карточке лицевого счета управления сумм налога, пени и налоговых санкций нарушающими права и законные интересы общества.

Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.

Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители инспекции и управления поддержали, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, инспекцией проведена выездная налоговая поверка управления за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 13.03.2006 № 02-09/22 и вынесено решение от 30.05.2006 № 02-09/40, которым управление, в том числе, привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа  в размере 260 рублей, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 7 325 рублей. Кроме того, управлению предложено уплатить и отразить на лицевых счетах управления указанные суммы налоговых санкций, единый социальный налог в размере 36 624 рублей и пени в сумме 10 035 рублей 3 копеек.

Считая, что данное решение в указанной части нарушает его права и законные интересы, управление  обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области о признании его незаконным.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что инспекцией при принятии решения о привлечении управления к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации не учтены смягчающие ответственность обстоятельства. Неправильное заполнение декларации по единому социальному налогу не привело к задолженности по этому налогу.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее,  проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Довод инспекции о неправомерном применении судом положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснован в виду следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Поскольку перечень смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренный пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, суд вправе признать в качестве смягчающих и иные обстоятельства.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств арбитражный суд признал в качестве смягчающих ответственность управления такие обстоятельства, как отсутствие задолженности по налогу на доходы физических лиц, привлечение к налоговой ответственности впервые, признание вины в совершении налогового правонарушения, отсутствие негативных последствий. Судом также приняты во внимание характер и обстоятельства налогового правонарушения, совершенного управлением и обоснованно применены положения статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы, о том, что суд вышел за пределы заявленных управлением требований, а также неправомерно признал отражение в карточке лицевого счета управления сумм налога, пени и налоговых санкций нарушающими права и законные интересы управления являются обоснованными. Вместе с тем данные нарушения не привели к приятию незаконного решения и не могут служить основаниями для его отмены.

Согласно пункту 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что за 2003 год налоговая база для исчисления единого социального налога в части ФСС составила 16 548 795 рублей 53 копейки. Сумма исчисленного налога составила 593 822 рубля 18 копеек. Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за 2003 год составили 635 096 рублей 50 копеек. Таким образом, суд, с учетом положений пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о том, что сумма налога, подлежащая к уплате составляет 0 рублей, а к уменьшению – 41 271 рубль 32 копейки.

Неотражение  в графе «800» денежных средств в размере 36 624 рублей, поступивших от исполнительного органа ФСС в счет возмещения понесенных расходов за 2003 год на цели социального страхования не влечет занижения налоговой базы за проверяемый период, поскольку данная сумма не создает объекта налогообложения.

Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на установленных по делу обстоятельствах, получивших надлежащую оценку суда. В связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12 октября 2006 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2007 года по делу № А19-18716/06-40 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

И.Б. Новогородский

Судьи

Г.Н. Борисов

М.А. Первушина