НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.10.2007 № А19-7215/07

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

 Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: sibiria@arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

А19-7215/07 -42 - Ф02-7780/2007

            Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

            председательствующего судьи  Первушиной М.А.,

            судей: Парской Н.Н., Скубаева А.И.,

            при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Калашниковой В.Н. (доверенность № ЛБ-09/27 от 18.12.2006),

            рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу  Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тайшете и Тайшетском районе на решение  от 13 июня 2007 года  Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-7215/07 -42 (суд первой инстанции –            Кузнецова Л.А.),

            установил:

            Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тайшете и Тайшетском районе (далее – управление) обратилось в   Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  к  муниципальному дошкольному учреждению  "Детский сад № 5               г. Тайшета"  (далее – детский сад) о взыскании пени по страховой части трудовой пенсии в сумме 22 709 рублей 59 копеек и пени по накопительной части трудовой пенсии в сумме 2 682 рубля 74  копейки.

            Решением  Арбитражного суда   Иркутской области   от 13 июня 2007 года в удовлетворении заявленных управлением требований отказано.

            В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

           Не согласившись с принятым по делу судебным актом, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.

           По мнению заявителя кассационной жалобы, выставленные к уплате пени, являются законными и обоснованными, так как на дату выставления требования 28.12.2006 детским садом не была исполнена обязанность по уплате недоимки по страховым взносам за 2003-2005 годы. Указанные суммы пеней были заявлены управлением в заявлении о взыскании недоимки по страховым взносам и пени 12.04.2007.

            Кроме того, по мнению управления, арбитражный суд при принятии решения о взыскании государственной пошлины не учел, что если учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа(органа местного самоуправления), то вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины решается в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 пункта 1 статьи    333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

           Отзыв  на кассационную жалобу не представлен.

           Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           Детский сад  о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (почтовое уведомление № 41929 от 08.10.2007),   но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем  дело рассматривается без их участия.

           Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и  соблюдение норм процессуального права,  Федеральный арбитражный суд Восточно – Сибирского округа пришел к следующему выводу.

           Как следует из материалов дела, на основании представленного детским садом расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года сумма начисленных авансовых платежей составляет: на страховую часть трудовой пенсии – 161 077 рублей, на накопительную часть трудовой пенсии – 16 504 рубля.

            Детским садом до выставления требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени в добровольном порядке были уплачены страховые взносы за 9 месяцев 2006 года в полном объеме.

            Требование выставлено в адрес детского сада 28.12.2006 за № 96.

            За несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года детскому саду начислены пени на недоимку по страховой части за период с 15.04.2006 по 28.12.2006 в сумме 22 709 рублей 59 копеек, на недоимку по накопительной части за тот же период в сумме 2 682 рубля 74 копейки.

              В связи с неуплатой пени, управление обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании их в судебном порядке.

               Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из того, что при отсутствии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 года начисление детскому саду пени является необоснованным.

      В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с пунктами 2, 4, 6 статьи 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

В соответствии со статьей 26 Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Согласно пункту 1 статьи 25.1 Федерального закона № 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должны содержаться сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на момент направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, установленном законодательством Российской Федерации, сроке исполнения требования, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылка на положения закона, которые устанавливают обязанность страхователя уплатить страховые взносы (пункт 2 статьи 25.1 Федерального закона № 167-ФЗ).

Арбитражным судом установлено, что детским садом обязанность по уплате страховых взносов выполнена своевременно.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Вопреки требованиям указанной нормы управление не представило достаточных доказательств, опровергающих установленные судом фактические обстоятельства, а именно доказательств наличия у детского сада  недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на которую начислены пени.

Вместе с тем, при решении вопроса о взыскании государственной пошлины с управления, судом не было учтено, что  в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

 В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2006 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при применении названного положения Кодекса арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.

Таким образом, для освобождения от уплаты государственной пошлины необходимо, чтобы соответствующий орган обращался в защиту государственных и (или) общественных интересов, а право на обращение в арбитражный суд было предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 25 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов возложено на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании пеней в защиту государственных интересов, в связи с чем  освобождено от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, судебный акт подлежит отмене в части взыскания с управления государственной пошлины в размере 1 015 рублей 69 копеек.

         Руководствуясь статьями  274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

            Решение от  13 июня 2007 года Арбитражного суда    Иркутской области  по делу  № А19-7215/07 -42 отменить в части взыскания государственной пошлины с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 1 015 рублей 69 копеек.

            В остальной части решение оставить без изменения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи:

                                    М.А. Первушина

                            Н.Н. Парская
                            А.И. Скубаев