НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16.11.2023 № А10-1158/2022

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

21 ноября 2023 года

Дело № А10-1158/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Курочкиной И.А.,

судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,

при участии в судебном заседании представителей Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Чимитдоржиевой В.Ж. (доверенность от 18.07.2023, служебное удостоверение, диплом), Черноок М.В. (доверенность от 03.02.2023, паспорт, диплом), производственного кооператива «Промтехнология» Запыкиной М.Г. (доверенность от 01.04.2023, паспорт, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 января 2023 года по делу № А10-1158/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2023 года по тому же делу,

установил:

Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047550021936, ИНН 7536056390, далее – управление, истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к производственному кооперативу «Промтехнология» (ОГРН 1170327005144, ИНН 0309407585, далее – кооператив, ответчик) о взыскании 451 048 рублей 79 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, 52 941 рублей 39 копеек пени за просрочку платежа за период с 02.03.2021 по 14.12.2022.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 января 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2023 года, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу положений Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), действовавших в спорный период, при исчислении платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо применять повышающий коэффициент 100, поскольку в 2020 году ответчик осуществлял деятельность без разрешительной документации; декларация о воздействии на окружающую среду за 2020 год представлена им 07.06.2021; нормативы допустимых выбросов для ответчика не установлены; расчеты допустимых выбросов к декларации о воздействии на окружающую среду за 2020 год не приложены, раздел IV декларации не заполнен.

В отзыве на кассационную жалобу кооператив с изложенными в ней доводами не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 августа 2023 года производство по кассационной жалобе управления по делу № А10-1158/2022 Арбитражного суда Республики Бурятия приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела № А74-628/2022.

Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2023 года для разрешения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе истца назначено судебное заседание на 5 октября 2023 года в 14 часов 30 минут.

Определением заместителя председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 октября 2023 года по настоящему делу в порядке, установленном статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, произведена замена судьи Клепиковой М.А. в связи с его длительным отсутствием ввиду отпуска на судью Ламанского В.А.

Определением от 5 октября 2023 года производство по кассационной жалобе управления возобновлено; рассмотрение жалобы назначено на 16 ноября 2023 года в 14 часов 00 минут.

Определением и.о. председателя Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2023 года произведена замена судьи Ламанского В.А. в связи с его длительным отсутствием ввиду отпуска на судью Клепикову М.А.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, а также представленных возражений на пояснения ответчика. Представитель кооператива поддержал доводы отзыва, озвучил представленные пояснения по кассационной жалобе, также просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неполным исследованием обстоятельств дела.

Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, истец является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчик осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду на объекте II категории -площадка (код 81-0175-001592-П) (в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, а также размещения отходов производства); является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В 2020 году у ответчика при эксплуатации объекта отсутствовали разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, в том числе полученные до 01.01.2019.

01.03.2021 ответчик через личный кабинет природопользователя представил в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

07.06.2021 кооператив представил в управление декларацию о воздействии на окружающую среду за 2020 год.

Управлением кооперативу направлено требование от 02.11.2021 № 43 о внесении исправлений в декларацию о плате в связи с выявленными истцом недостатками и нарушениями. Согласно названному требованию, расчеты за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами следует пересчитать с коэффициентом Кср = 100, расчеты за размещение отходов производства и потребления следует пересчитать с коэффициентом Кср = 25.

29.11.2021 управлением составлен акт проведения контроля с исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, в котором отражены выявленные нарушения, произведен перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду; ответчику направлено требование № 192 с доначисленными суммами 458 506 рублей 25 копеек за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 22 216 рублей 28 копеек за размещение отходов производства.

07.12.2021 кооператив представил управлению декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которой плата за выбросы составила 2 278 рублей 04 копеек, за размещение отходов – 6 441 рублей 42 копеек; произвел оплату указанных платежей и пени.

Обращаясь с иском (с учетом его уточнения), управление ссылалось на наличие у ответчика долга по внесению платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2020 год.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением повышающих коэффициентов, поскольку пришли к выводу об осуществлении ответчиком деятельности с наличием разрешительной документации, а также оплаты кооперативом исчисленной им суммы платы.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 16, пункту 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункты 1, 2, 3, 4, 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4
статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются соответствующие коэффициенты, в том числе: 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу (пункт 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

В силу положений статьи 16.5 Закона № 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании указанных норм права плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год подлежала внесению не позднее 01.03.2021.

В ходе проведенной управлением проверки правильности исчисления кооперативом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год истец установил, что кооперативом не применен коэффициент 100, а декларацию о воздействии на окружающую среду в контролирующий орган ответчик предоставил 07.06.2021.

В силу пункта 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ на юридические лица, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, возложена обязанность по представлению декларации о воздействии на окружающую среду.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов (статья 21 Закона № 7-ФЗ).

Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 22 Закона № 7-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ).

Обязанность вносить плату с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, предусмотрена пунктом 8 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255), действующих в спорный период.

В пункте 12 Правил № 255 определено общее правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий в случае отсутствия у них разрешительных документов (комплексных экологических разрешений - для лиц, эксплуатирующих объекты I категории; декларации о воздействии на окружающую среду - для лиц, эксплуатирующих объекты II категории; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов - для лиц, эксплуатирующих объекты III категории) - такие лица при расчете платы используют формулы, содержащие в себе повышающие коэффициенты (пункты 20 и 21(1) Правил № 255).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из осуществления ответчиком деятельности с наличием разрешительной документации (экспертное заключение от 02.07.2020, проект допустимых нормативов выбросов от 01.06.2020, декларация о воздействии на окружающую среду за 2020 год, представленная 07.06.2021), внесении ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и соответствующих пени, наличии у кооператива переплаты в сумме 31 178 рублей 85 копеек, что исключает произведенные управлением доначисления.

Вместе с тем судами не учтено, что декларация о воздействии на окружающую среду была представлена в управление лишь 07.06.2021, после представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год. Представленная декларация о воздействии на окружающую среду не содержала расчетов нормативов допустимых выбросов (раздел IV декларации не заполнен).

При этом материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, отсутствие у кооператива полученных до 01.01.2019 и действующих в 2020 году разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; нормативы допустимых выбросов для ответчика в спорный период не установлены и не утверждены.

Изложенное, с учетом приведенных положений законодательства, свидетельствует о том, что фактически в 2020 году кооператив осуществлял деятельность в отсутствие соответствующих разрешительных документов.

Следовательно, применение истцом повышающего коэффициента в рассматриваемом случае является правомерным.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика указал на необходимость направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, пояснив, что расчеты платы кооперативом выполнены с применением повышающего коэффициента 100.

Однако указанные обстоятельства судами не устанавливались; арифметический расчет доначислений с учетом изложенных выше выводов, а также имеющейся оплаты (переплаты) не являлся предметом проверки судов.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как принятые с существенными нарушениями норм материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, рассмотреть спор по существу при правильном применении норм материального и процессуального права, проверить расчет задолженности с учетом доводов сторон, разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 января 2023 года по делу № А10-1158/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2023 года по тому же делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок,
не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

И.А. Курочкина

Е.Г. Железняк

М.А. Клепикова