НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2009 № А10-2456/08-Ф02-6765/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г.Иркутск

А10-2456/08 - Ф02-6765/2008

13 января 2009 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании прокурора Иркутской области – Акуловой Л.К. (удостоверение), представителя Республиканского агентства лесного хозяйства – Кривобоковой В.В. (доверенность № 3170 от 1.12.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2008 года по делу № А10-2456/08 (суд первой инстанции: Урмакшинов В.К., суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Стасюк Т.В., Клепикова М.А.),

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республиканскому агентству лесного хозяйства, Государственному учреждению Республики Бурятия (ГУ РБ) "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра" о признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008, об обязании возвратить все полученное по сделке, а именно: обязать Республиканское агентство лесного хозяйства возвратить денежные средства в сумме 3 107 рублей, ГУ РБ "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра" - возвратить лесные насаждения объемом 103 куб.м по акту передачи.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечен индивидуальный предприниматель Титов Владимир Леонидович (ИП Титов В.Л.).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2008 года в иске отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2008 года решение оставлено без изменения.

Заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражными судами нарушены нормы материального права – статья 19, часть 4 статьи 75, статья 77 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 8, пункт 4 статьи 421, статьи 422, 431, 432, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 7 «а» Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 418, постановление Правительства Российской Федерации «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» от 26.06.2007 № 406. Выводы арбитражных судов не соответствуют обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы считает доказанным, что договор купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008 не соответствует требованиям статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации. Договор от 11.03.2008 № 05-08 и оспариваемый договор не могут являться одной сделкой.

Республиканское агентство лесного хозяйства в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.

ГУ РБ "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.

ИП Титов В.Л. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о признании недействительным договора купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008, об обязании возвратить все полученное по сделке, а именно: обязать Республиканское агентство лесного хозяйства возвратить денежные средства в сумме 3 107 рублей, ГУ РБ "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра" возвратить лесные насаждения объемом 103 куб.м по акту передачи.

Основанием иска первый заместитель прокурора Республики Бурятия указал на то, что договор купли-продажи лесных насаждений противоречит требованиям статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку заключен без проведения аукциона. В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.

Возражая против заявленных требований, Республиканское агентство лесного хозяйства, ГУ РБ "Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра" указали на то, что договор № 33/76-08 от 23.07.2008 купли-продажи лесных насаждений является неотъемлемой частью договора № 05-08 от 11.03.2008 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия. Оспариваемый договор соответствует положениям части 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2008 № 418 «Об утверждении положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Бурятия исходил из того, что договор купли-продажи № 33/76-08 от 23.07.2008 как сделка, заключенная при размещении государственного заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия, могла быть совершена без соблюдения установленных статьями 29, 75, 77 Лесного кодекса Российской Федерации требований об обязательности аукциона на право заключения такого договора. Оспариваемый договор заключен в развитие договора № 05-08 от 11.03.2008 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия, конкретизирует и дополняет его положения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд признал правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений лесного законодательства при заключении спорного договора.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает законными и обоснованными обжалуемые судебные акты.

Как следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 418 «Об утверждении Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров», протоколом рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе по определению исполнителей в целях заключения с ними договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия и на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Бурятия от 26.02.2008 № 06-2 по Лоту № 1, Республиканское агентство лесного хозяйства (заказчик) и ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного реестра» (исполнитель) 11.03.2008 заключили договор № 05-08 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия.

В соответствии с условиями указанного договора Республиканское агентство лесного хозяйства поручило, а ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного реестра» приняло на себя обязательство по выполнению комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия. Содержание и объемы работ, а также требования к выполнению работ определены в техническом задании (Приложение № 1) и карте-схеме расположения лесничеств Республики Бурятия (Приложение № 2), являющимися неотъемлемыми частями договора (пункт 1.1).

Стоимость выполнения работ по договору определена протоколом рассмотрения конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе по определению исполнителей в целях заключения с ними договоров на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия и на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Бурятия от 26.02.2008 № 06-2 по Лоту № 1 и составляет 73 395 100, 00 рублей, в том числе НДС 18% - 11 195 862, 71 рубля. В стоимость выполняемых работ включаются необходимые налоги, пошлины, расходы на страхование и другие обязательные платежи (п.4.1).

В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора одновременно с выполнением работ, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего договора, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины, в связи с чем заказчик продает, а исполнитель покупает лесные насаждения, местоположение которых указано в Сводной ведомости лесных насаждений и Схемах расположения лесных насаждений (Приложение № 3), являющихся неотъемлемой частью договора.

Согласно пункту 2.4 указанного договора заготовка древесины
 осуществляется исполнителем на основании договоров купли продажи лесных
насаждений (приложение № 6), являющихся неотъемлемой частью настоящего договора, заключаемых на каждую лесосеку в порядке, установленном постановлением
 Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 406 «О договоре купли-
продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

По согласованной сторонами в приложении № 6 к договору №05-08 от 11.03.2008 форме, со ссылкой на положения статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия от 11.03.2008 № 05-08, Республиканским агентством лесного хозяйства (продавец) заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008 с Забайкальской базой авиационной охраны лесов - филиалом ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра» (покупатель).

В соответствии с условиями указанного договора (п.п.1, 2, 4, 14, 15) Республиканское агентство лесного хозяйства по акту №33/76-08 от 23.07.2008 передало лесные насаждения, занимающие площадь 1.7 га, расположенные на территории Улан-Удэнского лесничества, Мостовского участкового лесничества, квартал №52. выдел №20, а ГУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов и ведение государственного лесного реестра», представленное филиалом - Забайкальской базой авиационной охраны лесов, соответственно приняло указанные лесные насаждения, обязалось в срок до 15.12.2008 осуществить заготовку древесины в объеме 103 куб.м, а также оплатить за данный товар в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подписания договора 3 107 рублей.

В силу пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно частям 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 418, при размещении заказа с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

При заключении указанного договора помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указываются:

а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал,
 лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;

б) предельный объем заготовки древесины;

в) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и
 воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или
 аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в
 соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании
предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Исследовав представленные в дело доказательства, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о том, что договор купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008 заключен на основании договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия от 11.03.2008, в связи с чем согласно статье 19, части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации проведение аукциона для заключения договора купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008 не обязательно.

Установив, что договор купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008 содержит все необходимые условия: местоположения лесных насаждений (Улан-Удэнское лесничество Мостовского участкового лесничества, квартал № 52, выдел № 20), предельный объем заготовки древесины (103 куб.м), плата по договору (3 107 рублей), суды пришли к правильному выводу о согласовании сторонами предмета договора купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008 и о соответствии его условий требованиям пункта 7 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 418, и положениям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 № 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Учитывая, что договор купли-продажи лесных насаждений № 33/76-08 от 23.07.2008 заключен на основании и во исполнение договора от 11.03.2008 № 05-08 на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, проводимых на землях лесного фонда Республики Бурятия, подписанного от имени тех же сторон, арбитражные суды правомерно пришли к выводу о заключении сторонами одной сделки, возникшей из двух взаимосвязанных договоров.

При таких обстоятельствах оснований для признания спорного договора недействительным, как заключенного в нарушение статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, не имеется.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2008 года по делу № А10-2456/08 основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2008 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2008 года по делу № А10-2456/08 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

М.Д. Рюмкина

Н.М. Воробьева

И.П. Миронова