НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Вологодской области от 16.02.2017 № А13-8890/16

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 февраля 2017 года

г. Вологда

Дело № А13-8890/2016

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от фонда Петровой О.В. по доверенности от 15.02.2017, Михайловой Т.М. по доверенности от 15.02.2017, от учреждения                  Капарулина А.Н. на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2016 года по делу № А13-8890/2016 (судья Селиванова Ю.В.),

у с т а н о в и л:

бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Вашкинская центральная районная больница» (место нахождения: 161250, Вологодская область, район Вашкинский, село Липин Бор, улица Первомайская, дом 23; ОГРН 1023502089412, ИНН 3504000598; далее – учреждение, больница) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению – Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области (место нахождения: 160017, город Вологда, микрорайон Тепличный, дом 8А;                    ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916; далее – фонд) о признании незаконным акта о результатах плановой контрольной проверки от 20.05.2016 в части признания нецелевым использованием средств, возврата в бюджет денежных средств в сумме 342 739 руб. 23 коп., уплаты штрафа в                                сумме 34 423 руб. 92 коп. (с учетом уточнения требований, принятого судом).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечен Департамент здравоохранения Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519; далее – департамент).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с фонда в пользу учреждения взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Фонд с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что приобретение автоматического гематологического анализатора ВС-3600 на                                                      сумму 342 739 руб. 23 коп. за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) превысило установленный лимит в 100 000 руб. за единицу основного средства, что нарушает структуру тарифа страховых взносов, поэтому такое использование средств является нецелевым.

Больница в отзыве просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку приобретено крайне необходимое медицинское оборудование для проведения анализов крови.

Департамент, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в части.

Как следует из материалов дела, фондом на основании приказа от 11.05.2016 № 458 проведена плановая контрольная проверка учреждения, в ходе которой установлено, что за счет средств ОМС учреждение приобрело автоматический гематологический анализатор ВС-3600 стоимостью                           342 739 руб. 23 коп., чем допустило нецелевое использование средств ОМС в указанной сумме.

По результатам проверки составлен акт от 20.05.2016, содержащий требование о восстановлении в бюджет фонда в течение 10 рабочих дней после подписания акта средств в сумме 378 663 руб. 15 коп., уплате штрафа в размере 34 423 руб. 92 коп.

Считая требования акта от 20.05.2016 в части признания нецелевым использованием средств ОМС в сумме 342 739 руб. 23 коп., штрафа в сумме 34 423 руб. 92 коп. не соответствующим законодательству, учреждение обратилось в арбитражный суд о его оспаривании.

Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Следовательно, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.

В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее – Положение).

В силу пункта 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ.

За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ).

По смыслу приведенной нормы возврату в бюджет фонда подлежат фактически полученные денежные средства, использование которых признано нецелевым.

Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона № 326-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 вышеуказанной статьи, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона № 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.

Подобная Программа утверждена постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24.12.2014 № 946 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Программа).

Согласно разделу 5 Программы в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС, включаются расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, а также прочие расходы.

Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования и устанавливаются тарифным соглашением.

В соответствии со статьей 4 Закона № 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно части 4 статьи 30 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.

В силу части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ).

Таким образом, действующей структурой тарифа на оплату медицинской помощи ограничены лишь расходы медицинских учреждений на приобретение оборудования стоимостью 100 000 рублей либо выше без какой-либо конкретизации относительно видов (типов) приобретаемого оборудования.

В соответствии с вышеприведенными нормами законодательства, осуществляющего правовое регулирование обязательного медицинского страхования, расходование средств обязательного медицинского страхования в нарушение структуры тарифа, установленной частью 7 статьи 35 Закона                    № 326-ФЗ и Тарифным соглашением является нецелевым использованием средств. Подобная правовая позиция приведена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2016 по делу № А21-9950/2015.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае учреждение расходовало полученные денежные средства в соответствии с целями, установленными статьей 4 Закона № 326. В акте проверки от 20.05.2016 установлено, подтверждается товарной накладной от 23.07.2015 № 1008, платежным поручением от 28.07.2015, что учреждение приобрело медицинское оборудование – автоматический гематологический анализатор ВС-3600 стоимостью 342 739 руб. 23 коп., который размещен и используется в клинической лаборатории.

Как правильно отметил суд первой инстанции, доказательств о том, что спорные основные средства не используются в деятельности медицинского учреждения в материалы дела не представлено. Поскольку указанное медицинское оборудование используется в деятельности медицинской организации непосредственно для оказания медицинской помощи застрахованным лицам, вывод фонда о нецелевом расходовании рассматриваемых денежных средств в пределах лимита тарифа на оплату медицинской помощи не подтвержден соответствующими доказательствами.

Таким образом, фондом не доказано нецелевое  использование средств в части 100 000 руб. лимита тарифа на оплату медицинской помощи,  использованного на приобретение медицинского оборудования и штрафа в размере 10 процентов от указанной суммы. Подобный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2016 № 307-КГ16-5387.

При таких обстоятельствах, требования лечебного учреждения обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в части 100 000 руб. лимита, использованного на приобретение медицинского оборудования  и штрафа 10 % от указанной суммы, в остальной части оснований для удовлетворения требований фонда не имеется. Следовательно, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба фонда удовлетворению в части признания нецелевым использованием средств, возврата в бюджет фонда денежных средств в сумме 242 739 руб. 23 коп. и уплаты соответствующей суммы штрафа.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2016 года по делу № А13-8890/2016 отменить в части признания не соответствующим Федеральному закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и незаконным акта о результатах плановой контрольной проверки бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вашкинская ЦРБ» от 20.05.2016 в части признания нецелевым использованием средств, возврата в бюджет государственного учреждения – Территориального фонда обязательного медицинского страхования  Вологодской области денежных средств в сумме 242 739 руб.                    23 коп. и уплаты соответствующей суммы штрафа.

В удовлетворении требования  бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вашкинская центральная районная больница» в указанной части отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Вологодской области              от 14 ноября 2016 года по делу № А13-8890/2016 оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.И. Смирнов

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина