НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 30.03.2009 № А29-2693/2008

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А29-2693/2008

30 марта 2009 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Елизарова Р.Н. (доверенность от 11.01.2009 № 10-02/4)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –

Министерства финансов Республики Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.12.2008,

принятое судьей Князевой А.А.,

по делу № А29-2693/2008

по заявлению государственного учреждения Республики Коми «Воркутинская станция

переливания крови»

к Министерству финансов Республики Коми

о признании незаконным уведомления

и у с т а н о в и л :

государственное учреждение Республики Коми «Воркутинская станция переливания крови» (далее – Учреждение, ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству финансов Республики Коми (далее – Министерство финансов) о признании незаконным уведомления от 22.01.2008 № 9 в части уменьшения на 2008 год лимитов бюджетных обязательств на 1 717 250 рублей 20 копеек.

Определением суда от 28.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми.

Решением от 16.12.2008 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое уведомление признано недействительным в части уменьшения лимитов бюджетных обязательств на 1 695 018 рублей 57 копеек. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Министерство финансов не согласилось с принятым решением в удовлетворенной части заявленного требования и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил (истолковал) статьи 282, 284 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 198 (часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На его взгляд, имели место факты нецелевого расходования средств на оплату труда, так как трудовые договоры с работниками-внутренними совместителями не были заключены; работа на условиях внутреннего и внешнего совместительства осуществлялась за пределами режима работы Учреждения, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка; табели учета рабочего времени составлялись формально; оспариваемое уведомление вынесено в адрес главного распорядителя средств республиканского бюджета (Министерства здравоохранения Республики Коми) и не содержит каких-либо обязательных предписаний в отношении ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови», поэтому не нарушает прав и законных интересов последнего.

Учреждение не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.

Министерство здравоохранения Республики Коми отзыв на кассационную жалобу не представило.

Заявитель и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения (в обжалуемой части) проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови» зарегистрировано в качестве юридического лица; с 01.01.2006 источниками формирования его имущества и финансовых ресурсов являются средства бюджета Республики Коми (республиканского бюджета).

Управление финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми (в лице отдела финансово-бюджетного надзора в г. Воркуте) провело ревизию финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2006 по 30.11.2007, результаты которой оформило актом от 24.12.2007, и, в частности, установило факты необоснованного расходования 1 695 018 рублей 57 копеек средств республиканского бюджета. Указанное произошло по причине допущенных нарушений при оплате труда внутренних и внешних совместителей, так как трудовые договоры с работниками - внутренними совместителями не были заключены; табели учета рабочего времени составлялись формально, поскольку указанные в них часы работы выходили за пределы режима работы Учреждения, установленного в пункте 5.2 раздела 5 Правил внутреннего трудового распорядка.

Уведомлением от 22.01.2008 № 9 Министерство финансов сократило Министерству здравоохранения Республики Коми на 2008 год лимиты бюджетных обязательств в том числе на оспариваемые 1 695 018 рублей 57 копеек; Министерство здравоохранения Республики Коми уведомлением от 22.01.2008 № 2 уменьшило ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови» лимиты бюджетных обязательств в этом же размере.

Учреждение не согласилось с уведомлением Министерства финансов от 22.01.2008 № 9 и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 67, 282, 284, 285 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», подпунктами «а», «б» пункта 1 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», пунктами 2.6, 5.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377, Порядком сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям (получателям) средств республиканского бюджета Республики Коми по фактам нецелевого использования средств республиканского бюджета Республики Коми, установленным органами, наделенными функциями финансового контроля, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Коми от 22.01.2008 № 10, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что средства республиканского бюджета в сумме 1 695 018 рублей 57 копеек Учреждение израсходовало по целевому назначению, а именно на оплату труда работников (внутренних и внешних совместителей); нарушений норм трудового законодательства оно не допустило, в связи с чем удовлетворил заявленное в этой части требование.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого решения.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приказом Министерства финансов Республики Коми от 07.04.2006 № 98 утвержден Порядок сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям (получателям) средств республиканского бюджета Республики Коми по фактам нецелевого использования средств республиканского бюджета Республики Коми, установленным органами, наделенными функциями финансового контроля.

Пункт 2 этого Порядка не предусматривает возможности блокировки расходов бюджетного учреждения, минуя главного распорядителя (получателя) средств республиканского бюджета, поэтому оспариваемое уведомление от 22.01.2008 № 9 о сокращении лимитов бюджетных обязательств адресовано Министерству здравоохранения Республики Коми. Вместе с тем в названном уведомлении (в графе «Специальные указания») содержится ссылка на докладную записку Управления финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми от 14.01.2008 № 07-16/1, составленную по итогам ревизии финансово-хозяйственной деятельности ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови»; выявленные проверкой нарушения явились основанием для сокращения лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю средств республиканского бюджета. По этой причине Министерство здравоохранения Республики Коми уведомлением от 22.01.2008 № 2 уменьшило Учреждению лимиты бюджетных обязательств на сумму нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Следовательно, уведомление Министерства финансов Республики Коми затрагивает права и законные интересы ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови».

Во исполнение статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2003 № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» Министерство труда и социального развития Российской Федерации приняло постановление от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее – Постановление).

В подпункте «а» пункта 1 названного Постановления установлено, что указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и для медицинских работников по каждому трудовому договору не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (подпункт «б» пункта 1 Постановления).

Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» для врачей, в том числе врача – руководителя структурного подразделения, среднего и младшего медицинского персонала станций и отделений переливания крови продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в связи с наличием вакантных должностей ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови» привлекало к работе на условиях внутреннего и внешнего совместительства врачей, медицинский персонал, юрисконсульта и программиста; с работниками - внешними совместителями заключило трудовые договоры; часы работы по совместительству установило в графиках; учет рабочего времени осуществляло путем ведения табелей.

Суд первой инстанции установил, что продолжительность работы по совместительству соответствовала установленным нормам рабочего времени; заработная плата выплачена исходя из должностного оклада по занимаемой должности и других условий оплаты за фактически отработанное время. Эти обстоятельства Министерство финансов не оспаривает.

Тот факт, что с работниками - внутренними совместителями Учреждение не заключило трудовые договоры, не может быть принят во внимание, ибо в силу статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя.

Доводы Министерства финансов о том, что в соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Правил внутреннего трудового распорядка ГУ РК «Воркутинская станция переливания крови», утвержденных Главным врачом 07.02.2006, режим работы Учреждения установлен с 08 час.00 мин. до 15 час. 12 мин., а совместители, согласно графикам работы и табелям учета рабочего времени, осуществляли работу по совмещаемым должностям за пределами установленного режима рабочего времени, являются несостоятельными, так как в силу статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство допускается в свободное от основной работы время.

Вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов не представило доказательств, указывающих на то, что фактически работники не выполняли трудовых обязанностей по совмещаемым должностям.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что средства республиканского бюджета в размере 1 695 018 рублей 57 копеек Учреждение использовало по целевому назначению, поэтому обоснованно удовлетворил заявленное в данной части требование.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения, не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.12.2008 по делу № А29-2693/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ю. Евтеева

Судьи

И.Л. Забурдаева

О.П. Маслова