47/2022-31686(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород Дело № А31-11565/2021 31 октября 2022 года
(дата изготовления постановления в полном объеме).
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Галичская
окружная больница»
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022
по делу № А31-11565/2021
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения
«Галичская окружная больница» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании недействительными акта и требования Территориального фонда
обязательного медицинского страхования Костромской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент здравоохранения Костромской области
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
и у с т а н о в и л :
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Галичская окружная больница» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительными акта комплексной проверки Территориально-
[A1] го фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (далее – ТФОМС Костромской области, Фонд) от 21.05.2021 в части нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 2 324 493 рублей 57 копеек и начисления штрафа в размере 232 449 рублей 36 копеек, а также требования от 15.06.2021 № 17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Костромской области (далее – Департамент).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов включена в состав платы за водоотведение и входит в систему коммунальных платежей, поэтому подлежит оплате за счет средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Учреждение и Фонд заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 26.10.2022.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд провел комплексную проверку использования Учреждением средств, направляемых на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС в Костромской области за 2020 год, в ходе которой пришел к выводу о нецелевом использовании средств ОМС в размере 2 324 493 рублей 57 копеек в виде платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации, уплаченных Учреждением по договору от 31.12.2019 № 79, заключенному с ООО «Водо- каналсервис», за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.
Результаты проверки отражены в акте от 21.05.2021, в котором Учреждению предложено восстановить в бюджет ТФОМС Костромской области указанные средства, использованные не по целевому назначению, а также уплатить штраф в размере 10 процентов от названной суммы расходов.
В адрес Учреждения Фонд выставил требование от 15.06.2021 № 17 об уплате средств, использованных не по целевому назначению, и суммы штрафа.
Учреждение не согласилось с выводами Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными акта от 21.05.2021 и требования 15.06.2021
№ 17.
Руководствуясь статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от
[A2] 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьями 14, 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», статьями 2, 7 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728), Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 02.10.2017 № 359-а, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу об отсутствии оснований для оплаты спорных расходов за счет средств ОМС и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ и пунктом 3.3 Тарифного соглашения о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхо-
[A3] вания Костромской области на 2020 год от 26.12.2019 структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) определено, что водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Из части 10 статьи 7 Закона № 416-ФЗ и пункта 118 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), следует, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В подпункте «ж» пункта 35 Правил № 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995
№ 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (действовало до 01.07.2020) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением администрации Костромской области от 02.10.2017 № 359-а утвержден «Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области» (действовал до 01.07.2020).
Согласно пункту 7 указанного Порядка плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации с превышением нормативов водоотведения по составу взимается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно. Размер указанной платы определяется с учетом результатов анализов контрольных проб сточных вод, отобранных в контрольных канализационных колодцах, либо с учетом показателей, содержащихся в декларации о составе и свойствах сточных вод, предоставляемой абонентом.
[A4] Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 в Правила № 644 введена глава XV (действует с 01.07.2020), регламентирующая порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод включенных в план снижения сбросов.
В силу пунктов 194 – 196 Правил № 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (пункт 194).
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 – 130 (3) и 198 настоящих Правил, – на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета (пункт 195).
В целях расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) и соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы, установленные федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации (пункт 196).
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о том, что плата за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, определяемая исходя из объема и концентрации загрязняющих веществ, не включается в плату (тариф) за водоотведение, а является отдельным платежом и по своей правовой природе не идентична плате за коммунальную услугу по водоотведению.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на основании заключенного с ООО «Водоканалсервис» договора об оказании услуг по холодному водоснабжению и водоотведению от 31.12.2019 № 79, актов приема-передачи услуг по водоснабжению и (или) водоотведению и выставленных счетов Учреждение производило оплату услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, а также вносило плату за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в сумме 2 324 493 рублей 57 копеек. Размер платы за сброс загрязняющих веществ рассчитан на основании результатов анализа проб сточных вод и деклараций о составе и свойствах сточных вод по установленной формуле.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Учреждение допустило нецелевое расходование средств ОМС в спорной сумме, и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае осно-
[A5] ваниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.01.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу № А31-11565/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Галичская окружная больница» – без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на заявителя.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Шутикова
Судьи О.Е. Бердников О.А. Шемякина