АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А29-3707/2023
24 ноября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2023.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.06.2023
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023
по делу № А29-3707/2023
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к индивидуальному предпринимателю Бубненкову Ивану Алексеевичу
(ИНН: 402404063459, ОГРН: 317325600043574)
об обязании предоставить годовые отчеты
и у с т а н о в и л :
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бубненкову Ивану Алексеевичу (далее – Предприниматель, ИП Бубненков И.А.) об обязании предоставить годовые отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров, о защите лесов в форме электронного документа в требуемом формате XML через единый портал государственных услуг в соответствии с договорами аренды лесных участков с целью заготовки древесины от 13.12.2018 № 13, № 14, № 15.
Иск предъявлен на основании пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 04.02.2021 № 3 ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений», пункта 1 приложения № 3 к приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.08.2017 № 452, пункта 1 приложений № 4, 8 к приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.03.2017 № 78 и мотивирован тем, что Предприниматель не направил в адрес Министерства годовые отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране лесов от пожаров, о защите лесов в электронном виде
Арбитражный суд Республики Коми решением от 13.06.2023, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023, удовлетворил иск.
Суды исходили из того, что доказательства предоставления спорных отчетов в материалах дела отсутствуют. При этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти установил возможность формирования отчетов в электронной форме как в формате XML, так и в формате XLS.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
По мнению кассатора, требуемые отчеты необходимо предоставлять исключительно в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг в формате XML. В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на судебную практику. Министерство указывает на возможность редактирования файлов в формате XLS любыми пользователями, что не обеспечивает должной степени надежности хранения соответствующей информации.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Между Министерством (арендатор) и ИП Бубненковым И.А. (арендатор) заключены договоры аренды лесного участка для заготовки древесины № 13, 14, 15 от 13.12.2018.
По условиям договоров арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесные участки со следующими характеристиками: лесной участок площадью 1346 гектаров, расположенный по адресу Республика Коми, Сыктывдинский район, ГУ «Сыктывдинское лесничество», Ыбское участковое лесничество, кварталы № 144 – 146, 190 – 192, кадастровый номер 11:04:0000000:35/25 (по договору № 13); лесной участок площадью 2319 гектаров, расположенный по адресу Республика Коми, Сыктывдинский район, ГУ «Сыктывдинское лесничество», Часовское участковое лесничество, кварталы № 73 – 76, 85 –89, кадастровый номер: 11:04:0000000:35/23 (по договору № 14); лесной участок площадью 1359 гектаров, расположенный по адресу Республика Коми, Сыктывдинский район, ГУ «Сыктывдинское лесничество», Слудское участковое лесничество, кварталы № 35 – 37, 62 – 64, кадастровый номер 11:04:0000000:35/21 (по договору № 15).
Факт передачи лесных участков подтверждается актами приема-передачи.
Срок действия договоров установлен сторонами с 13.12.2018 по 12.12.2067.
Подпунктом «4» пункта 3.4 договоров установлена обязанность арендатора представлять отчеты, предусмотренные статьями 49, 60, 60.11, 60.16, 66 Лесного кодекса Российской Федерации.
Предприниматель не представил Министерству годовые отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, охране лесов от пожаров, о защите лесов в электронном виде.
Истец 24.01.2023 обратился к ответчику с требованием представить указанные отчеты, установив срок добровольного исполнения претензии – в течение 30 дней со дня ее получения.
Претензия оставлена Предпринимателем без исполнения, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства (статья 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений части 1 статьи 60, части 1 статьи 60.11, части 1 статьи 66 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что отчеты об охране лесов от пожаров, о защите лесов, о воспроизводстве лесов представляются гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 названного кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Перечень информации, включаемой в данные отчеты, форма и порядок представления отчетов, а также требования к формату отчетов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.03.2017 № 78, от 21.08.2017 № 452 утверждены перечни информации, включаемой в отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении, об охране лесов от пожаров, о защите лесов (далее – отчеты), формы и порядок представления отчетов, а также требований к формату отчетов.
Согласно указанным приказам допускается формирование данных отчетов в форме электронного документа на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – Единый портал) или представление в виде файлов в формате XML, в соответствии с описанием структуры XML-документов (далее – XSD-схема), если описание XML-структуры и XSD-схемы, алгоритма передачи XML-документа представлены в свободном доступе на информационном ресурсе Единого портала или на официальном сайте органа государственной власти, органа местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом XSD-схема должна соответствовать форме отчета и содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать при обработке информации с использованием средств вычислительной техники.
Допускается формирование отчетов в форме электронного документа без обращения к Единому порталу. В таком случае отчет должен представлять собой структурированную информацию, соответствующую форме отчета и формироваться с использованием программы для работы с электронными таблицами в формате «.xls.».
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив и оценив материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признали допустимым формирование отчетов в электронной форме как в формате XML, так и в формате XLS.
Ссылка Министерства на возможность редактирования файлов в формате XLS любыми пользователями, что не обеспечивает должной степени надежности хранения соответствующей информации, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку аутентичность документов обеспечивается их подписанием, в том числе и с использованием электронной подписи.
Довод заявителя о сложившейся судебной практике по данной категории дел правомерно отклонен судами двух инстанций со ссылкой на часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно не усмотрели правовых оснований для удовлетворения иска.
Оснований для иных выводов у суда округа, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании норм действующего законодательства в совокупности с обстоятельствами дела, не опровергают выводов судов, сделанных на основании установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств и норм права, и не свидетельствуют о наличии в решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или ошибки.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений, представленных участвующими в деле лицами; изложенные в обжалованных судебных участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие заявителя с выводами судов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является достаточным основанием для отмены принятых судебных актов.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущены.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.06.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу № А29-3707/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г. Кислицын
Судьи
О.Н. Голубева
М.Н. Каманова