НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.01.2024 № А43-40748/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-40748/2021

26 января 2024 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2024.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,

при участии представителей

от истца: Новикова И.П. (доверенность от 09.01.2024),

от ответчика: Доморацкого А.В. (доверенность от 01.12.2023),

Макаровой И.А. (доверенность от 13.07.2023),

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.07.2023 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023

по делу № А43-40748/2021

по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия

(ИНН: 5260107770, ОГРН: 1025203013516)

к акционерному обществу «Выксунский металлургический завод»

(ИНН: 5247004695, ОГРН: 1025201632610)

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней

и у с т а н о в и л :

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу «Выксунский металлургический завод» (далее – АО «ВМЗ», Общество) о взыскании 63 287 614 рублей 91 копейки задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и 21 865 870 рублей 95 копеек пеней.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Зуев А.Г. (далее – ИП Зуев А.Г.), общество с ограниченной ответственностью «Агжо-Сергач» (далее – ООО «Агжо-Сергач»).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.07.2023 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023 решение суда оставлено без изменения.

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 196, 200, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учли разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, срок исковой давности по требованию о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год не истек и подлежит исчислению с 31.05.2021 – после получения ответа Общества на требование об оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду от 18.05.2021 и последующего частичного погашения задолженности.

Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и представители в судебном заседании отклонили доводы Управления.

ИП Зуев А.Г. и ООО «Агжо-Сергач» отзывы на кассационную жалобу не представили в суд округа; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.01.2024 произведена замена судьи Шемякиной О.А. на судью Соколову Л.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установили суды, АО «ВМЗ» осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Управление установило, что у Общества образовалась задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в сумме 63 287 614 рублей 91 копейка.

Управление направило Обществу требование от 18.05.2021 № 01-15/5016 об оплате имеющейся задолженности и пеней по состоянию на 13.12.2021 в тридцатидневный срок со дня получения требования.

АО «ВМЗ» данное требование не исполнило, в связи с чем Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьей 58 Конституции Российской Федерации, статьями 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 16, 16.2, 16.3, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255, Порядком представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 № 1043, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о пропуске Управлением срока исковой давности по требованию о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и отказал в удовлетворении иска.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее – платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ).

На основании пункта 5 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей Закона, и суммирования полученных величин. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1, 13 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 255), согласно пункту 35 которых лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.

В силу пункта 37 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с пунктом 38 Правил № 255 предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату. Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее – проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.

В пункте 39 Правил № 255 установлено, что при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.

В случае, если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 40 Правил № 255).

В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 41 Правил № 255).

Согласно пункту 42 Правил № 255 в случае, указанном в пункте 40 настоящих Правил, администратор платы вправе затребовать у лица, обязанного вносить плату, осуществившего в отчетном периоде корректировку ее размера либо расчет показателя покрытия затрат, заверенные копии документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил. В течение 7 рабочих дней со дня получения от администратора платы соответствующего требования лицо, обязанное вносить плату, обязано направить администратору платы копии указанных в требовании документов.

В силу пункта 44 Правил № 255 при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.

Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов – в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.

Требования к содержанию акта проведения контроля за исчислением платы содержатся в пункте 45 Правил № 255.

Согласно пункту 46 Правил № 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.

При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования, указанного в пункте 46 настоящих Правил, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке (пункт 47 Правил № 255).

В силу пункта 49 Правил № 255 в случае, если при проведении проверки декларации о плате, мероприятий по проверке своевременности внесения платы выявлено, что лицо, обязанное вносить плату, в течение 9 месяцев после истечения срока, установленного пунктом 35 настоящих Правил, не представило декларацию о плате за отчетный период и (или) предыдущие 2 года и (или) не внесло плату либо внесло ее не в полном объеме в соответствии со статьей 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», администратор платы направляет указанному лицу требование о представлении декларации о плате и (или) о внесении сумм платы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за соответствующие периоды, а также пеней, начисляемых в соответствии с пунктом 33 настоящих Правил.

Лицо, обязанное вносить плату, должно представить декларацию о плате на основании фактических данных и обосновывающих документов, погасить имеющуюся задолженность по плате в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения требования, указанного в абзаце первом настоящего пункта. По истечении указанного срока в случае наличия задолженности по плате администратор платы в соответствии с законодательством Российской Федерации начинает процедуру взыскания платы и пеней в судебном порядке.

На основании пункта 7 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца – физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суды установили, что первоначальная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год подана Обществом своевременно. Однако в данной декларации отсутствовали четыре наименования отходов, а именно: пыль газоочистки при зачистке концов труб, пыль от шлифования черных металлов, пыль газоочистки внепечной обработки стали и пыль газоочистки черных металлов незагрязненная.

Уточненную декларацию за спорный период Общество представило в Управление 01.10.2018, при этом отсутствующие четыре наименования отходов внесены в декларацию, однако плата за негативное воздействие по ним не исчислена ввиду отражения информации об утилизации и обезвреживании этой части спорных отходов.

С учетом пункта 37 Правил № 255 срок проведения проверки Управлением уточненной декларации истек 01.07.2019.

Однако суды установили, что контрольные мероприятия в отношении уточненной декларации в соответствии с Правилами № 255 не проводились; акт проведения контроля не составлен, требование о внесении в бюджет доначисленной платы и пеней Обществу не направлялось.

При установленных обстоятельствах направление Управлением в адрес Общества требования от 21.09.2020 № 01-15/8353 по состоянию на 21.09.2020 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 15 840 724 рублей 34 копеек, а также требования от 18.05.2021 № 01-15/5016 по состоянию на 18.05.2021 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в размере 63 287 614 рублей 91 копейки (сумма рассчитана с учетом применения повышающего коэффициента и ранее внесенной платы в размере 15 840 724 рублей 34 копеек по требованию от 21.09.2020 № 01-15/8353) в порядке пункта 49 Порядка № 255 относится к обязательным мерам по досудебному порядку урегулирования спора.

Вопреки позиции Управления по рассматриваемому спору, течение срока исковой давности определяется моментом, когда лицо обязано внести плату за соответствующий период, и направление требований, ответы Общества на данные требования, а также частичное погашение задолженности не изменяют правила исчисления срока исковой давности.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, то в данном случае за 2017 год плата должна быть внесена не позднее 01.03.2018. Течение срока исковой давности в этом случае начинается по окончании срока исполнения, то есть с 02.03.2018 (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Оснований для каких-либо иных выводов о моменте начала течения срока исковой давности в рассмотренном случае у судов не имелось.

Суды установили и материалам дела не противоречит, что с настоящим иском Управление обратилось в суд только 20.12.2021, то есть по истечении срока исковой давности.

С учетом того, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, суды пришли к верному выводу о том, что исковое требование Управления не подлежит удовлетворению.

Доводы Управления основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.07.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023 по делу № А43-40748/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.Е. Бердников

Судьи

Л.В. Соколова

Т.В. Шутикова