НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 30.11.2023 № А07-2687/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7974/23

Екатеринбург

07 декабря 2023 г.

Дело № А07-2687/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Мындря Д. И.,

судей Сидоровой А. В., Сафроновой А. А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабановым И.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» (далее – фонд) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2023 по делу
№ А07-2687/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель фонда – Сошникова Е.А. (доверенность от 03.05.2023).

Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан
с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Детская поликлиника № 2 города Уфы (далее – учреждение) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 20.12.2018 по 17.01.2019 в сумме 3174 руб. 66 коп., неустойки за период с 11.01.2019 по 31.03.2022 в сумме 679 руб. 05 коп.
(с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, фонд обратился
в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт.

Как указывает податель жалобы, в данном случае право оперативного управления и, как следствие, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении рассматриваемого имущества возникло у ответчика с момента подписания акта приема-передачи имущества, а не с момента государственной регистрации этого права.

Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, в котором, сославшись на несостоятельность позиции заявителя кассационной жалобы, просило оставить его требования без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует и судами установлено, что фонд является специализированной организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2013 № 634 «Об утверждении и актуализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан.

В перечень программы включено нежилое помещение по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Габдуллы Амантая, д. 7 (далее – нежилое помещение).

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2015 № 1449-р в собственность Республики Башкортостан передано в том числе названное нежилое помещение.

Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 09.06.2016 № 614-р внесены изменения в распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2015 № 1449-р, пункт 4 изложен в следующей редакции: «Передать соответствующим государственным учреждениям здравоохранения в оперативное управление имущество, указанное в приложении № 1 к настоящему распоряжению».

Министерством и учреждением заключено дополнительное соглашение от 11.12.2018 к акту приема-передачи от 16.03.2017 № 38 о передаче
в оперативное управление нежилого помещения учреждению.

Ссылаясь на то, что ответчик в нарушение требований действующего законодательства не уплатил взносы на капитальный ремонт и содержание нежилого помещения за период с 20.12.2018 по 17.01.2019 в сумме 3 174 руб. 66 коп., фонд обратился в суд с иском по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении требования о взыскании задолженности, суд первой инстанции указал, что фактическая передача нежилого помещения ответчику до государственной регистрации права оперативного управления не изменяет момента возникновения названного права и соответственно не создает для ответчика обязанностей перед истцом по оплате взносов на капитальный ремонт.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования суд отказал в удовлетворении требования о взыскании неустойки.

Суд апелляционной инстанции, рассматривавший дело в соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поддержал позицию суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения лица, обеспечившего явку в судебное заседание, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, Арбитражный суд Уральского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку податель жалобы оспаривает выводы судов, касающиеся отсутствия у ответчика обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт до момента возникновения права оперативного управления на нежилое помещение, суд проверяет законность обжалуемых судебных актов в указанной части.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 «О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.

Изложенная правовая позиция сформулирована Судебной коллегией по экономическим спорам в том числе в определениях от 13.10.2015 по делу № 304-ЭС15-6285 и от 28.11.2017 по делу № 305-ЭС17-10430.

Судами принято во внимание, что, как следует из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимость (далее – ЕГРН), 20.12.2018 в отношении нежилого помещения было зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан.

Согласно сведениям из ЕГРН право оперативного управления ответчика зарегистрировано 21.01.2019. Следовательно, право оперативного управления ответчика возникло с момента его государственной регистрации – 21.01.2019.

При этом судами учтено, что в данном случае право оперативного управления ответчика было зарегистрировано в разумные сроки. Оснований для вывода о том, что собственник уклонялся от своевременной регистрации ограниченного вещного права либо иным образом нарушил принцип добросовестности и разумности поведения участника гражданского оборота и права истца, судами не установлено.

Кроме того, суды приняли во внимание, что после регистрации права оперативного управления ответчиком производилась оплата взносов на капитальный ремонт, что подтверждается платежными поручениями и истцом не оспаривается. Сведения о собственнике нежилого помещения
в рассматриваемый период содержались в ЕГРН и имели доступный характер, в связи с чем истец мог реализовать свое право на взыскание взносов на капитальный ремонт с надлежащего лица.

На основании изложенного, вопреки доводам подателя жалобы, суды верно исходили из того, что само по себе подписание акта передачи имущества в отсутствие государственной регистрации права не создало для ответчика обязанность перед истцом по уплате взносов на капитальный ремонт.

При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали надлежащую правовую оценку доводам и возражениям участвующих в деле лиц, в том числе приведенным в кассационной жалобе.

Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.05.2023 по делу № А07-2687/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.И. Мындря

Судьи А.В. Сидорова

А.А. Сафронова