НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 27.12.2021 № А71-2978/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9563/21

Екатеринбург

28 декабря 2021 г.

Дело № А71-2978/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю.В.,

судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Ижавиа» (далее – заявитель, общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.06.2021 по делу № А71-2978/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным (незаконным) представления Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики (далее – комитет) от 14.12.2020 № 37 об устранении выявленных нарушений.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.06.2021 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, настаивая на том, что оспариваемое представление не соответствует требованиям части 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), поскольку из его содержания не ясно, какие именно нарушения, выявленные в пределах компетенции комитета, допущены непосредственно обществом и подлежат устранению.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 05.08.2020 по 30.10.2020 комитетом проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности общества (акции которого находятся в собственности Удмуртской Республики) за 2018-2019 годы и 1 полугодие
2020 года, по итогам которой составлен акт от 30.10.2020, выявлены следующие нарушения:

- пункта 5 Правил предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с осуществлением регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров и (или) аэропортовой деятельностью по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты, утвержденных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 04.04.2019 № 132 (далее – Правила № 132), в части непредставления в Министерство транспорта (одновременно с заявкой на предоставление субсидии) документов (информации) о введении ограничения права на осуществление регулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров (срока действия сертификата эксплуатанта), что привело к необоснованному предоставлению субсидии в сумме 160 052 000 руб.;

- пунктов 1, 2 Правил № 132 и пункта 1.1 договора о предоставлении субсидии от 18.04.2019 № 246, в части направления субсидии в сумме
3 447 900 тыс. руб. на цели, не предусмотренные условиями их предоставления (на компенсацию расходов на приобретение ГСМ для заправки воздушных судов, осуществлявших чартерные рейсы);

- статьи 48, пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26.12.1995
№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пунктов 7.4, 8.1 устава в связи с совершением сделки по передаче в аренду АО «Аэропорт Ижевск» недвижимого имущества (находящегося в залоге у ПАО «Сбербанк России») с нарушением условий, определенных решением общего собрания акционеров общества – без получения согласия ПАО «Сбербанк России»;

- условий заключенного с ООО «АэроКонсалтинг» договора субаренды воздушных судов от 02.12.2019 в части осуществления неправомерной оплаты в сумме 20 520 000 руб. за аренду воздушного судна, фактически непригодного для выполнения воздушных рейсов.

По итогам рассмотрения акта и представленных на него возражений комитетом вынесено представление от 14.12.2020 № 37, которым обществу предложено принять меры по устранению выявленных нарушений; в течение 30 дней с момента получения настоящего представления сообщить комитету о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих принятие мер; общество предупреждено, что неисполнение или ненадлежащие исполнение в установленный срок представления комитета влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Общество обратилось к председателю комитета за разъяснениями порядка исполнения представления; в ответ комитет направил письмо
от 21.01.2021 № 0036, в котором повторно изложил недостатки и нарушения в деятельности общества, указанные в акте от 30.10.2020, и сообщил о способах их устранения. Также комитет сообщил, что требования к содержанию представления изложены в пункте 6.5 Стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проведение контрольного мероприятия» (утвержден постановлением Коллегии Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики от 25.03.2015 № 22) (с изменениями, утвержденными постановлением Коллегии Государственного контрольного комитета Удмуртской Республики от 27.03.2019 № 39) (далее – СФК-2), в котором не предусмотрена необходимость перечисления всего перечня выявленных недостатков и нарушений с указанием конкретных статей законов и (или) пунктов иных нормативных правовых актов, положения которых нарушены, поскольку указанная информация изложена в соответствующем акте проверки, неотъемлемой частью которого является представленные проверенной организацией пояснения и замечания, а также протокол их рассмотрения (пункты 5.19 и 5.22 СФК-2).

Несогласие с вынесенным комитетом представлением послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности обжалованного представления.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Основные полномочия контрольно-счетных органов определены в
части 1 статьи 9 Закона № 6-ФЗ, среди которых, в том числе: контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 9).

Аналогичные полномочия предусмотрены пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона Удмуртской Республики от 10.10.2011 № 51-РЗ «О Государственном контрольном комитете Удмуртской Республики».

В части 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся в том числе проверки, направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Частью 3 статьи 16 Закона № 6-ФЗ установлено, что органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

В соответствии с пунктом 6.5 СФК-2 представление составляется в случае выявления на объектах контроля существенных нарушений, включает в себя информацию: о проведенном контрольном мероприятии; о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков; о сроках представления в Комитет информации о мерах, принятых для устранения недостатков и нарушений, выявленных по результатам контрольного мероприятия; о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики за неисполнение или ненадлежащее исполнение в установленный срок представления Комитета.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе, акт от 30.10.2020, представление
от 14.12.2020 № 37 об устранении выявленных нарушений, установив, что выявленные нарушения и недостатки, а также конкретные мероприятия, которые необходимо провести обществу, подробно отражены в акте
от 30.10.2020, а также в письме комитета от 21.01.2021 № 0036 о порядке исполнения представления, суды пришли к верному выводу, что отсутствие в представлении указания на конкретные способы устранения недостатков и нарушений не нарушает прав и законных интересов заявителя и не свидетельствует о незаконности оспариваемого представления.

Судами верно отмечено, что в письме комитета от 21.01.2021 № 0036 подробно разъяснен порядок исполнения предписания.

Нарушения, установленные в акте проверки от 30.10.2020, общество не оспаривает.

С учетом изложенного, представление является законным и обоснованным, вынесено в пределах полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя. Необходимая совокупность условий, предусмотренных части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания недействительным представления комитета отсутствует.

Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции
(статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.06.2021 по делу
№ А71-2978/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Ижавиа» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.В. Вдовин

Судьи Т.П. Ященок

Е.О. Черкезов