пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-584/24
Екатеринбург
28 февраля 2024 г.
Дело № А47-4372/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Селивёрстовой Е.В., Черемных Л.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Современник» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.08.2023 по делу № А47-4372/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Современник» (ОГРН: 1055614085801, ИНН: 5614023753; далее – истец, общество «УК «Современник») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Природа» (ОГРН: 1175658009053, ИНН: 5612167252; далее – ответчик, общество «Природа»):
- об обязании общество «Природа» вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома как единого комплекса недвижимого имущества;
- об обязании общество «Природа» приобретать, содержать, осуществлять текущую уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, производить ремонт и замену контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) за свой счет (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены администрация г. Орска Оренбургской области, Департамент по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области, Министерство природы экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.08.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество «УК «Современник» обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, чторастительные отходы, образующиеся при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками на придомовой территории жилых и многоквартирных домов согласно федеральному классификационному каталогу отнесены к ТКО, соответственно, сбор, транспортирование, обработка утилизация, обезвреживание, захоронение таких отходов должны обеспечиваться региональным оператором без взимания дополнительной платы.
Общество «УК «Современник» в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом № 72 по ул. Гомельская в г. Орске столкнулось с отказом общества «Природа» вывозить растительные отходы, образующиеся на придомовой территории дома, требуя заключения отдельных договоров на их вывоз. Дополнительные расходы истца по вывозу растительных отходов ведут к дополнительным расходам собственников жилых помещений многоквартирного дома. Отказ общества «Природа» вывозить растительные отходы с придомовых территорий многоквартирного дома № 72 по ул. Гомельской в г. Орске свидетельствует о ненадлежащем оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО для неограниченного круга лиц, а также затрагивает права и законные интересы общества «УК «Современник» в части обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в данном доме.Кроме того, с апреля 2020 года региональный оператор общество «Природа» стало отказываться устанавливать контейнеры на контейнерных площадках, мотивируя свой отказ, отсутствием такой обязанности.
По мнению кассатора, на собственников земельных участков, на которых размещены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, возложена обязанность только по содержанию данных площадок (обустройству, покраске, подборка мусора, находящегося рядом с контейнерной площадкой и т.п.), а не приобретение контейнеров (бункеров) для сбора отходов, так как логистику по объемам и количеству контейнеров должен делать региональный оператор, владеющий полной информацией о жильцах, являющихся потребителем его услуг на конкретной территории.Возложение обязанности приобретения (ремонта, замены и т.д.) контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на органы местного самоуправления, управляющие компании, ТСЖ, а также граждан (жильцов) является незаконным, образует нецелевое использование бюджетных средств.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе, при этом судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что положения статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обязывают суд кассационной инстанции цитировать текст кассационной жалобы в своем судебном акте.
Общество «Природа» представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов заявителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество «УК «Современник» в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом № 72 по ул. Гомельская в г. Орске (далее – МКД) столкнулось с отказом общества «Природа» вывозить растительные отходы, образующиеся на придомовой территории указанного дома, требуя заключения отдельных договоров на их вывоз.
Истец полагает, что отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома, в том числе ветки, относятся к ТКО, в связи с чем Орское подразделение регионального оператора общества «Природа» обязано осуществлять вывоз обрезанных веток деревьев
и кустарников, сложенных на контейнерные площадки возле МКД.
При этом истец указывает, что дополнительные расходы общества «УК «Современник» по вывозу растительных отходов ведут к дополнительным расходам собственников жилых помещений многоквартирного дома. Отказ общества «Природа» исполнять свои обязанности в части вывоза отходов растительного происхождения срывает целый комплекс сезонных работ по содержанию придомовых территорий, ведет к захламлению растительным мусором, нарушает благоприятную и безопасную окружающую среду и ведет к пожароопасной ситуации
Таким образом, отказ общества «Природа» вывозить растительные отходы с придомовых территорий МКД свидетельствует о ненадлежащем оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО для неограниченного круга лиц, а также затрагивает права и законные интересы общества «УК «Современник» в части обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в данном доме.
В целях досудебного урегулирования спора 25.02.2022 истец направил в адрес общества «Природа» досудебную претензию, в которой просил в рамках прямых договоров с собственниками помещений в МКД вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, а также предоставить график вывоза крупногабаритного мусора, включая отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности вышеуказанного многоквартирного дома.
Указанная претензия оставлена региональным оператором без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные растительные отходы, образованные при сезонном уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией, по нерегулируемой цене. Суд также указал, что к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции признал отходы, образовавшиеся от уборки за древесно-кустарниковыми посадками, произрастающими на придомовой территории, группой отходов, относящейся к твердым коммунальным отходам, указав, что поскольку растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образовавшиеся в результате уборки придомовой территории индивидуальных жилых домов и МКД, относятся к ТКО, то общество «Природа» обязано вывозить указанные ТКО в рамках соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Оренбургской области.
Вместе с тем, соглашаясь с отказом в удовлетворении исковых требований общества «УК «Современник», суд исходил из отсутствия надлежащих доказательств, подтверждающих наличие не вывезенного ТКО на момент рассмотрения судом первой инстанции спора по существу. Представленные в материалы дела письма в адрес ответчика и фотоматериалы таким отклонены судом, поскольку составлены истцом в одностороннем порядке, доказательств направления указанных писем в адрес ответчика материалы дела не содержат. Каких-либо двусторонних актов, подтверждающих факт неисполнения обязанности ответчиком по вывозу ТКО, материалы дела не содержат.
Относительно требования истца об обязании общества «Природа» производить ремонт и замену контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов за свой счет суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, ТКО являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, устанавливают порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (пункт 1). В состав отходов, подлежащих учету, относят отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 № 1390 признаны утратившими силу вышеназванные правила и утверждены новые правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 5 Правил нормативны накопления определяются в том числе: а) для категории потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 3.1.17 СП 476.1325800.2020 «Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов», утвержденного и введенного в действие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 24.01.2020, № 33/пр, определено, что придомовая территория (приватная) – территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.10.2022 № 1093-ст с 01.05.2023 утвержден и введен в действие ГОСТ Р 70386-2022 «Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы», в пункте 3.21 которого дано определение придомовой территории как территории, на которой расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанной территории объектами.
Исходя из приведенных нормативных положений в состав отходов, подлежащих учету, включены также такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории жилого дома и многоквартирного дома, вследствие чего придомовая территория объекта индивидуального жилищного строительства или многоквартирного дома подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов, а региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Закона № 89-ФЗ и учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории.
В соответствии с Приказом Минстроя России от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением 4 нормативов накопления твердых коммунальных отходов» многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома относятся к объектам, на которых образуются ТКО, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы.
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, в соответствии с которым группа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» (7 30 000 00 00 0) в том числе включает в себя вид отходов «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (7 31 300 00 00 0), в который входят такие отходы, как «растительные отходы при уходе за газонами, цветниками» (7 31 300 01 20 5) и «растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками» (7 31 300 02 20 5).
Таким образом, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что отходы, образовавшиеся от уборки за древесно-кустарниковыми посадками, произрастающими на придомовой территории, являются группой отходов, относящейся к ТКО.
Поскольку данные отходы включены в территориальную схему обращения с отходами, входят в морфологический состав ТКО и учитываются в нормативах накопления ТКО, то их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должны обеспечиваться обществом «Природа» как региональным оператором по обращению с ТКО без взимания дополнительной платы.
Указанная правовая позиция также изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2023 № 16-КГ23-32-К4.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что общество «Природа» как региональный оператор обязано оказывать обществу «УК «Современник» услуги по вывозу ТКО, в том числе отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности многоквартирного дома № 72 по ул. Гомельской в г. Орске, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части ввиду недоказанности материалами дела факта ненадлежащего исполнения ответчиком указанного обязательства.
Как обоснованно отмечено апелляционным судом, из представленных в материалы дела документов не следует того, что на момент рассмотрения спора судом первой инстанции, имеются не вывезенные ответчиком ТКО.
Представленные истцом письма в адрес ответчика за ноябрь-декабрь 2021 года, март 2022 года, июнь-июль 2023 года критически оценены апелляционным судом, поскольку документы составлены истцом в одностороннем порядке, доказательств направления указанных писем в адрес ответчика материалы дела не содержат. Каких-либо двусторонних актов (актов, составленных с участием незаинтересованных лиц, органов исполнительной власти и т.п.), подтверждающих факт неисполнения обязанности ответчиком по вывозу ТКО, материалы дела не содержат.
Судами также не установлено оснований для возложения на общество «Природа» обязанности по приобретению, содержанию, осуществлению текущей уборки мест погрузки ТКО, ремонта и замены контейнеров и бункеров для накопления ТКО за свой счет.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании норм права.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 89-ФЗ к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу пунктов 1, 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил № 1039).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО по общему правилу относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Частью 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее – Перечень № 290).
В силу пункта 26(1) Перечня № 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), определен конкретный Перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил № 170 на организации по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Из системного толкования приведенных норм следует, что содержание контейнерной площадки, определенной как место накопления ТКО для МКД в подписанном с региональным оператором договоре либо на основании территориальной схемы обращения с отходами (либо муниципального реестра мест (площадок) накопления ТКО), является составной частью содержания общего имущества МКД, что, в свою очередь, относится к обязанности управляющей организации.
В случае если место (площадка) накопления ТКО организовано для МКД (нескольких МКД) на земельном участке, находящемся в публичной собственности, ввиду невозможности его организации по санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям на земельном участке, находящемся в долевой собственности владельцев помещений МКД, расходы по содержанию такой контейнерной площадки относятся к обязательствам соответствующей управляющей компании или распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в МКД (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данная обязанность направлена на обеспечение надлежащего санитарно-гигиенического состояния окружающей среды, достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и охватывается структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суды верно заключили, что действующее законодательство к обязанностям регионального оператора не относит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает отказ в иске по вышеуказанным мотивам соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, установленным судами в результате оценки имеющихся в деле доказательств с соблюдением требований статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении ими норм права, и фактически направлены на переоценку выводов судов, в связи с этим судом кассационной инстанции отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.08.2023 по делу
№ А47-4372/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Современник» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Сидорова
Судьи Е.В. Селивёрстова
Л.Н. Черемных