НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 19.09.2023 № А47-8004/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5791/23

Екатеринбург

19 сентября 2023 г.

Дело № А47-8004/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Кравцовой Е.А.,

судей Жаворонкова Д.В., Гавриленко О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухаметжановой Д.Е. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее – фонд, истец) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.03.2023 по делу № А47-8004/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель фонда –
ФИО1 (доверенность от 01.09.2023).

От ФИО2, ФИО3, ФИО4 (далее – ФИО2, ФИО3, ФИО4, третьи лица) в Арбитражный суд Уральского округа поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Рассмотрев заявленные ходатайства, суд удовлетворил их на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Фонд обратился в арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению «Красногвардейское районное управление ветеринарии» (далее – учреждение, страхователь, ответчик) о взыскании 24 767 руб. 33 коп. убытков.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.03.2023, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Кассатор указывает, что на момент вынесения решений о перерасчете пенсий в сторону увеличения фонд не располагал сведениями о работе пенсионеров в мае 2020 года, что повлекло необоснованную излишнюю выплату индексации пенсий указанным третьим лицам.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

При рассмотрении спора судами установлено, что ФИО2, ФИО3, ФИО4, состоящие на учете в фонде как получатели страховой пенсии по старости, одновременно находились в трудовых отношениях с учреждением.

При проверке правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлено, что страхователем несвоевременно представлен фонду отчет по форме СЗВ-М за май 2020 года в отношении ФИО2,
ФИО3, ФИО4 (при установленном сроке подачи 15.05.2020 отчетность представлена 14.07.2020), что привело к перерасчету пенсии с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента и индексации фиксированной выплаты к пенсии, установленные пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - Закон № 350-ФЗ).

Фонд, полагая, что непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-М повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии
ФИО2 (за период с 01.05.2020 по 31.05.2020), ФИО3, ФИО4 (за период с 01.05.2020 по 31.08.2020) в размере
24 767 руб. 33 коп., направил в адрес ответчика требования о возврате излишне выплаченных сумм, квалифицируемых как убытки.

Неудовлетворение претензионных требований послужило основанием для обращения фонда в суд.

При рассмотрении иска суды обеих инстанций не нашли оснований для его удовлетворения, указав на отсутствие причинно-следственной связи между несвоевременно предоставленными работодателем сведениями индивидуального (персонифицированного) учета за май 2020 года и понесенными в связи с этим фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающим пенсионерам. Суды исходили из того, что на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионерами трудовой деятельности.

Данный вывод является верным, основан на материалах дела и соответствует действующему законодательству и практике его применения.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии выплачиваются в соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ с учетом индексации и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

На основании части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

При этом, как указано в части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии со статьей 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Как следует из материалов дела, непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-М за май 2020 года в отношении застрахованных лиц в срок не позднее 15.06.2020 (отчет по форме СЗВ-М за май 2020 года представлен учреждением 14.07.2020) явилось основанием для принятия страховщиком решения об увеличении и выплате страховой пенсии застрахованным лицам (пенсионерам), как прекратившим трудовые отношения с ответчиком, начиная с мая 2020 года.

Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на дату принятия решений от 20.07.2020 №№200000012347/В, №200000012343/В, №200000012345/В ответчиком отчетность по форме
СЗВ-М уже была представлена в фонд, ввиду чего последний был осведомлен о факте наличия трудовых отношений между учреждением и ФИО2, ФИО3, ФИО4 в спорный период, и, соответственно, об отсутствии оснований для выплаты проиндексированной пенсии в пользу указанных лиц.

Кроме того, судами принято во внимание, что решением УПФР в
г. Сорочинске Оренбургской области от 24.08.2020 отказано в привлечении к ответственности ответчика за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персоницицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в связи с отсутствием состава правонарушения в соответствии с указами Президента Российской Федерации об установлении нерабочих дней в связи с предотвращением распространения коронавирусной инфекции.

С учетом изложенных обстоятельств, установив, что на момент принятия 20.07.2020 решений истец располагал сведениями о том, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются работниками учреждения, между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона
№ 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующих выплатах положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года, суды сделали правильный вывод о том, что несвоевременное представление учреждением сведений по форме СЗВ-М в данном случае не находится в прямой причинно-следственной связи между действиями учреждения и причиненным вредом в виде излишне выплаченных фондом сумм пенсий.

Иное толкование фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.

Судебная коллегия отмечает, что доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.03.2023 по делу
№ А47-8004/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Кравцова

Судьи Д.В. Жаворонков

О.Л. Гавриленко