Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5823/23
Екатеринбург
19 сентября 2023 г.
Дело № А47-17026/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Лазарева С.В., Тороповой М.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее – Управление Росимущества в Оренбургской области) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2023 по делу № А47-17026/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание, назначенное на 07.09.2023 и возобновленное после отложения 19.09.2023, не явились.
Общество с ограниченной ответственностью «Степное» (далее – общество «Степное») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) об обязании утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 на кадастровом плане территории, а также составить и подписать с обществом «Степное» договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 во исполнение действующего законодательства Российской Федерации и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2021 по делу № А47-3622/2021.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росимущества в Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2023 на Росимущество возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 на кадастровом плане территории, а также составить и подписать с обществом «Степное» договор купли-продажи данного земельного участка.
ПостановлениемВосемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества в Оренбургской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, представленная на рассмотрение схема расположения земельного участка не соответствует положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку образование земельного участка приводит к чересполосице исходного земельного участка с образуемым. Данное обстоятельство делает затруднительным использование обоих земельных участков. В связи с чем на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации Управлением было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747.
Определением от 02.08.2023 данная кассационная жалоба принята к производству, дело назначено к рассмотрению на 07.09.2023.
От общества «Степное» 07.09.2023 через систему «Мой арбитр» поступило ходатайство о приобщении дополнительных материалов – поручения заместителя руководителя Росимущества об исполнении вступившего в законную силу решения суда по делу № А47-3622/2021.
Определением от 07.09.2023 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 19.09.2023.
От общества «Степное» 13.09.2023 и 15.09.2023 через систему «Мой арбитр» поступили ходатайства о приобщении дополнительных документов: Распоряжения Росимущества от 04.09.2023 № 56-282-р об утверждении схемы расположения земельного участка и письма Росимущества от 14.09.2023 № 10/41256 об обеспечении исполнения решения суда по настоящему делу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 69 739 508 кв. м, адрес (местонахождение): Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ «Урожайное», кадастровый номер 56:21:0000000:14747, является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 02.12.2014 № 56-АВ431449).
Между Управлением Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и обществом «Степное» (арендатор) по результатам аукциона заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 18.02.2016 № 1304-ФЗ, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь 69 739 508 кв. м, местонахождение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ «Урожайное», кадастровый номер 56:21:0000000:14747 (пункт 1.1 договора).
Срок аренды земельного участка составляет 5 лет: с 18.02.2016 по 17.02.2021 (пункт 2.1 договора).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 25.03.2016 произведена государственная регистрация договора аренды.
Впоследствии между Управлением Росимущества в Оренбургской области (арендодатель) и обществом «Степное» (арендатор) заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 25.11.2020 № 1606-ФЗ, согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь 69 739 508 кв. м, местонахождение: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Чебеньковский, ОПХ «Урожайное», кадастровый номер 56:21:0000000:14747.
Срок аренды земельного участка составляет 5 лет: с 18.02.2021 по 17.02.2026 (пункт 2.1 договора).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 24.02.2021 произведена государственная регистрация договора аренды, номер регистрации 56:21:0000000:14747-56/217/2021-6.
Общество «Степное» 03.02.2021 обратилось в Управление Росимущества в Оренбургской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сопроводительным письмом от 08.02.2021 № 56-ТИ-03/625 Управление Росимущества в Оренбургской области перенаправило данное заявление общества «Степное» в Росимущество, поскольку в соответствии с пунктом 4.1.20 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278, продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектаров не отнесена к его компетенции.
Росимуществом принято решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747. В обоснование отказа Росимущество сообщило, что срок действия заключенного ранее договора аренды земельного участка истек, Управлением Росимущества в Оренбургской области подготовлен и направлен в Управление Росреестра по Оренбургской области новый заключенный договор аренды в целях проведения мероприятий по государственной регистрации. В связи с неактуальностью заключенного ранее договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747 и неистечением срока с момента заключения нового договора, принятие решения о передаче земельного участка в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным (письмо от 02.03.2021 № 10/6400).
Сопроводительным письмом от 09.03.2021 № 56-ТИ-03/1171 Управление Росимущества в Оренбургской области перенаправило обществу «Степное» письмо Росимущества от 02.03.2021 № 10/6400 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.06.2021 по делу № А47-3622/2021, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2021 и Арбитражного суда Уральского округа от 20.12.2021, признан недействительным отказ Росимущества в предоставлении в собственность общества «Степное» земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, выраженный в письме от 02.03.2021 № 10/6400; на Росимущество возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества «Степное».
В целях принудительного исполнения решения суда обществом «Степное» получен исполнительный лист, который направлен в Росимущество.
В письме от 15.02.2022 № АШ-10/5682 Росимущество указало, что для исполнения решения суда обществу «Степное» необходимо подготовить (с помощью кадастрового инженера) схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Данная схема была подготовлена и направлена обществом «Степное» в Управление Росимущества в Оренбургской области 18.07.2022 (приложение № 2 – обращение общества с приложением схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории).
Управление Росимущества в Оренбургской области в свою очередь перенаправило данную схему на утверждение в центральный аппарат Росимущества.
Росимущество отказало в утверждении представленной на рассмотрение схемы расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:0000000:14747, указав на несоответствие схемы положениям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации: образование земельного участка приводит к чересполосице исходного земельного участка с образуемым (письмо от 12.10.2022 № 10/44847).
Полагая отказ Росимущества в утверждении представленной на рассмотрение схемы расположения земельного участка незаконным, общество «Степное» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязательным этапом предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Кодекса.
Подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка и заключение договора купли-продажи производятся лишь после осуществления обеспечения проведения заинтересованным лицом кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельного участка (подпункты 4, 5, 6, 7 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2); споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункт 8).
В соответствии с положениями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, установленном нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности письма от 15.02.2022 № АШ-10/5682, от 18.07.2022,от 12.10.2022 № 10/44847, схему расположения земельного участка, принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А47-3622/2021 и имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, суды установили, что в целях заключения договора купли-продажи земельного участка общество «Степное» выполнило указания Росимущества и подготовило схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, направив ее для утверждения в Росимущество, однако последнее отказало в утверждении данной схемы.
Проанализировав доводы Росимущества, положенные в обоснование отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и, как следствие, заключении договора купли-продажи, суды признали их несостоятельными. При этом суды руководствовались следующим.
В статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации приведены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу пунктов 1 и 2 названной статьи схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 12 названной статьи форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития России от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.
Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи.
Отклоняя довод ответчика о том, что в представленной на рассмотрение схеме расположения земельного участка имеется нарушение пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: образование земельного участка приводит к чересполосице исходного земельного участка с образуемым, суды исходили из того, что ответчиком никаких доказательств того, что образование указанного участка приведет к так называемой чересполосице, не представлено, в то время как данное обстоятельство явилось единственным основанием для отказа в утверждении схемы.
При этом суды обоснованно отметили, что согласно пункту 6 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не связан предполагаемыми границами и площадью земельного участка, указанного заявителем, а при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Таким образом, поскольку иных оснований для отказа в утверждении схемы земельного участка у ответчика не имелось, а наличие чересполосицы материалами дела не подтверждено, суды правомерно обязали Росимущество утвердить схему земельного участка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Управления Росимущества в Оренбургской области не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.02.2023 по делу № А47-17026/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Э. Рябова
Судьи С.В. Лазарев
М.В. Торопова