Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4682/23
Екатеринбург
16 августа 2023 г.
Дело № А50-30695/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Полуяктова А. С., Краснобаевой И. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края (далее – Министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2023 по делу № А50-30695/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством подключения к электронной системе «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание) принял участие представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 15.03.2022 № 2).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству и ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - соответчик, Отделение ПФР) об обязании произвести выплату компенсации в размере 675 100 руб. за установку памятника Герою Социалистического Труда ФИО3.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен ФИО4 (далее - ФИО4, третье лицо).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 08.02.2023 произведена процессуальная замена в порядке процессуального правопреемства Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Отделение СФР).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Как указал заявитель, в представленном истцом пакете документов заявлены параметры, несоответствующие образцу, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета», в связи с чем оплата компенсации за установку памятника, не соответствующего образцу, установленному Правительством РФ, будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. Кассатор отмечает, что истцом не соблюден порядок обращения за возмещением расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах Героев, поскольку в рассматриваемом случае истец обратился сразу в Министерство, обращения в территориальный орган по месту захоронения Героя, а именно в Межрайонное территориальное управление № 6 Министерства (в Отдел по муниципальному образованию «город Березники») не поступали, акт о выполнении работ в установленном порядке отсутствует. Судами не выяснено обстоятельство, было ли установлено постоянное надгробие по состоянию на 01.01.2006. По мнению ответчика, достаточных доказательств факта отсутствия надгробия другого образца в срок до 01.01.2006 истцом в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах полагает, что правовые основания для возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле Героя социалистического труда, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель ФИО1 просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.10.1957 ФИО3 (далее - ФИО3) присвоено звание Героя Социалистического труда, что подтверждается Грамотой Президиума Верховного Совета СССР от 23.10.1957.
ФИО3, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, умерла 29.01.1999, что следует из повторного свидетельства о смерти <...>, и захоронена на кладбище п. Шемейный Усольского района Пермского края.
Согласно справке Пыскорского территориального отдела Администрации города Березники от 22.04.2021 № 5 установка памятника постоянного образца на месте захоронения ФИО3 ранее не производилась.
ФИО3 приходится матерью ФИО4, что следует из свидетельства о рождении от 16.06.1964 <...>.
Между предпринимателем ФИО1 (исполнитель) и сыном ФИО3 – ФИО4 (заказчик) 20.07.2022 заключен договор (далее – договор), в пункте 1.1 которого предусмотрено, что исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со Сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Гepoя Социалистического Труда или полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета (далее - Смета), являющейся неотъемлемой частью договора (Приложение к договору), а заказчик - принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по Акту приема-передачи.
Пунктами 1.2 и 1.3 договора определено, что установка надгробия на могиле умершего Героя осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее - Постановление № 740).
Надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда ФИО3 на кладбище п. Шемейный Усольского района Пермского края (пункт 1.4 договора).
Согласно пункту 2.3 договора заказчик передал исполнителю (предпринимателю) право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы».
Стоимость работ определена сторонами договора в сумме 675 100 руб. (пункт 3.1 договора), указанная стоимость является твердой договорной и изменению не подлежит. Оплата производится в рублях Министерством социального развития Пермского края до 31.12.2023 при поступлении денежных средств из федерального бюджета на эти цели. Все расчеты по договору производятся в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на указанный Исполнителем расчетный счет на основании счета, Акта приема-передачи, Сметы и пр. (на основании документов, подтверждающих расходы) (пункты 3.2, 3.3 договора).
В соответствии с договором исполнитель выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего от 02.08.2022, согласно которому ФИО4 претензий к срокам выполнения и качеству работ, качеству надгробного памятника и комплектующих не имеет.
Предприниматель ФИО1 обратился в Министерство с требованием о возмещении денежных средств в размере 675 100 руб. в связи с изготовлением и установкой надгробного памятника на могиле Героя Социалистического Труда ФИО3
Письмом от 02.09.2022 № 33-05-59-3672 Министерство отказало предпринимателю в возмещении затрат на установление надгробия.
Предприниматель ФИО1 обратился в Министерство социального развития Пермского края с претензией.
В ответ на претензию Министерство сообщило, что в связи с несоответствием изготовленного надгробия нормативно установленным требованиям, правовые основания для возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле Героя Социалистического Труда отсутствуют.
Полагая, что действиями ответчиков нарушено законное право истца на компенсацию денежных средств за установку надгробия соответствующего образца на могиле Героя Социалистического Труда, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды, признав ответчиков надлежащими, исходили из того, что право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона, является социальной гарантией, предоставляемой государством.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (далее - Федеральный закон № 5-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
Частями 1-3 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ установлено, что расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации, правопреемником которого является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (части 1, 4 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25- го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией указанного Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Федерального закона № 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее - Постановление № 740), которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Требования к надгробию, сооружаемому на могиле умершего (погибшего) Героя Труда Российской Федерации установлены Постановлением № 740, согласно пункту 5 которого надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы, если на 1 января 2006 года не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).
Из названных нормативных положений следует, что выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Отделения ПФР, в настоящее время Отделения СФР в связи с чем указанные лица правомерно признаны судами надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона № 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Истец, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Федеральный закон № 5-ФЗ и Федеральный закон № 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Как справедливо отмечено судами, законодатель не ограничивает уступку права соответствующего требования (в частности, возмещение расходов на изготовление и установку надгробия) непосредственно лицом, имеющим право на соответствующую льготу.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что право на льготу у ФИО4 подтверждено документально, при этом право требования компенсации за изготовление и установку памятника в силу положений пункта 2.3 договора от 20.07.2022 передано ФИО4 в пользу предпринимателя ФИО1, что не противоречит Закону № 5-ФЗ и на основании положений статей 8, 382 - 384 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о приобретении истцом права требования с уполномоченного органа компенсации расходов за изготовление и установку надгробия в том объеме и на тех условиях, которые существовали у ФИО4 как сына Героя Социалистического Труда.
При этом указанными нормативными положениями не предусмотрены ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника. Единственным требованием, предъявляемым законодателем к исполнителю, является то, что изготовление надгробия осуществляется специализированными предприятиями.
Как установлено судами, согласно публичным сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее также - ОКВЭД) - 96.03), в качестве дополнительного вида деятельности значится - резка, обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД - 23.70.2), что указывает на специализацию деятельности истца в сфере изготовления надгробий (памятников).
Отмеченное обстоятельство также установлено судами при рассмотрении дел № А45-3809/2021 Арбитражного суда Новосибирской области, № А09-731/2022 Арбитражного суда Брянской области, № А50-5024/2022 Арбитражного суда Пермского края.
Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника умершего Героя в силу указанных выше нормативных актов, признается уполномоченным лицом на совершение поименованных в законе действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Согласно смете от 20.07.2022, акту приемки выполненных работ от 02.08.2022, фотографиям предпринимателем выполнены следующие работы: изготовлена вертикальная плита размером 180 х 90 х 12 сантиметров из гранита, изготовлен цоколь размером 100 х 30 х 25 сантиметров из гранита, изготовлен цветник размером 120 х 90 х 10 сантиметров из гранита, изготовлена надпись на надгробии: «Герой Социалистического Труда ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ-29.01.1999», произведена полировка лицевых и торцевых плоскостей вертикальной, плиты, цоколя и цветника, бетонирование основания, установка памятника. Кроме того, произведены транспортные расходы (доставка памятника на место установки, разгрузка/погрузка памятника, пронос памятника к месту установки, услуги крана).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что установленное надгробие в части выполненных элементов (габариты, виды работ) соответствует требованиям Постановления № 740 и Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ.
При этом согласно справке Пыскорского территориального отдела Администрации города Березники от 22.04.2021 № 5 установка памятника постоянного образца на месте захоронения Героя ранее не производилась.
Министерством и Отделением СФР не представлено в суд доказательств, что ранее родственники Героя либо иные лица в связи с установкой постоянного надгробия на месте захоронения указанного Героя получали отмеченную нормативно предусмотренную компенсацию.
Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия на месте, несоответствия заявленных цен по доставке, разгрузке, погрузке, перемещению памятника к месту установки, услугам крана, рыночным ценам, соответчиками не представлено, также не представлено доказательств того, что без указанных в акте конкретных видов услуг по доставке памятника (его разгрузке, погрузке, перемещению, услуг крана), стоимость которых была заявлена к взысканию, была возможна установка надгробия на месте захоронения Героя.
Вопреки утверждению заявителя жалобы о несоблюдении истцом положений Порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п, как справедливо указано судами, указанное обстоятельство не исключает обязанность по выплате предусмотренной федеральными актами компенсации, кроме того, Министерством по результатам рассмотрения соответствующего обращения предпринимателя отказано в его удовлетворении.
В то же время сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов имеется обязанность компенсировать истцу расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке.
Вопреки доводам Министерства, судами обоснованно отмечено, что изготовление и установка надгробия, параметры которого не превышают нормативно установленные размеры, не противоречит целям Закона № 5-ФЗ, Постановлению № 740 и не исключает обязанности по компенсации заявленных истцом расходов.
При таких обстоятельствах, судами правильно установлено, что истец изготовил для могилы умершего Героя надгробие установленного Постановлением № 740 образца.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробного памятника умершему Герою, понесенные истцом расходы подтверждены материалами дела в том числе, договором и сметой от 20.07.2022, актом приемки выполненных работ от 02.08.2022, фотоматериалами, при этом данные расходы ответчиками не возмещены, суды пришли к правильному выводу о наличии у истца права на компенсацию указанных расходов.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно удовлетворены судами.
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.03.2023 по делу № А50-30695/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Столяров
Судьи А.С. Полуяктов
И.А. Краснобаева