НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 10.01.2024 № А47-12641/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9320/23

Екатеринбург

10 января 2024 г.

Дело № А47-12641/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Краснобаевой И.А.,

судей Полуяктова А.С., Торопова М.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и занятости Оренбургской области (далее – Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2023 по делу
№ А47-12641/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство (истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Советский жилищный сервис" (далее - ответчик, общество "Советский жилищный сервис") о взыскании суммы субсидии в размере
73 544 руб. 71 коп.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Орска" (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2023 (резолютивная часть от 19.06.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в соответствии с условиями заключенного соглашения о предоставлении субсидии суммарно трудоустроенные лица по должностям маляр 4 разряда, дворник и
слесарь-сантехник в течение 18 месяцев должны были отработать 12 месяцев. Из нормы о необходимости приема другого сотрудника в случае увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора не следует освобождение от обязанности обеспечения занятости штатной единицы в течение 12 месяцев. Соответственно, результат предоставления субсидии не может считаться достигнутым. По мнению Министерства, судами не учтено, что согласно условиям предоставления субсидии предусмотрено возмещение затрат работодателя на оплату труда в течение шести месяцев при условии сохранения занятости штатной единицы в течение 12 месяцев (пункт 15 Порядка). При этом, в случае неисполнения данного условия субсидия подлежит возврату пропорционально времени, когда штатная единица была незанятой в течение 12 месяцев. В данном случае, как считает заявитель независимо от возмещения расходов на оплату труда работников на основании предоставленных заявок, средства, не возвращенные в бюджет на основании пункта 25 Порядка, также являются израсходованными не в соответствии с их нецелевым назначением.

До рассмотрения кассационной жалобы по существу от общества "Советский жилищный сервис" в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судами, Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020
№ 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - Порядок предоставления субсидий), в соответствии с которым Министерством труда и занятости населения Оренбургской области в 2020 году осуществлялось предоставление субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

02.11.2020 и 09.11.2020 ответчик заключил трудовые договоры с работниками ФИО1, ФИО2, ФИО3, которых принял на работу по профессии "Маляр 4 разряда", "Дворник", "Слесарь-сантехник 5 разряда" (соответственно) по направлению государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Орска" (далее - Служба занятости г. Орска).

Кроме того, 09.11.2020 по направлению Службы занятости г. Орска ответчик также заключил трудовые договоры с ФИО4 и ФИО5 по профессии "Дворник", "Слесарь-сантехник 4 разряда".

На основании вышеуказанного Порядка предоставления субсидий ответчик произвел расчет суммы субсидии по каждому работнику за 6 месяцев, в соответствии с которым общая сумма субсидии за 6 месяцев составила 536 679,60 руб. и 12.11.2020 обратился к истцу с заявлением о предоставлении субсидии, приложив к заявлению документы, необходимые для ее получения.

23.11.2020 между Министерством и обществом "Советский жилищный сервис" (получатель) заключено соглашение № 658, согласно условиям которого Министерство в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп (далее - Правила предоставления субсидии) предоставляет из областного бюджета в 2020 году получателю субсидию в целях возмещения затрат получателя, связанных с оплатой труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2.1 соглашения (с учетом дополнительного соглашения
от 16.12.2020, от 30.12.2020, от 17.08.2021, 30.12.2021, 23.05.2022), субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения, в 2020 году в размере 74073,57 руб., в 2021 году в размере 321378,73 руб., в 2022 году в размере 32328,30 руб.

В соответствии с п. 4.1.5 соглашения показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является количество трудоустроенных работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого работника по направлению службы занятости на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

05.02.2021 работник ФИО1 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность "Маляр 4 разряда" по направлению службы занятости 13.10.2021 принят другой работник ФИО6, который, как указывает истец, работает по настоящее время.

01.12.2020 работник ФИО2 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность "Дворник" по направлению службы занятости принят другой работник ФИО7, который как указывает истец, работает по настоящее время.

07.06.2021 работник ФИО3 уволился по собственному желанию. Работодатель в течение трех дней подал в Службу занятости г. Орска заявку о потребности в работниках на вакансию "Слесарь-сантехник 5 разряда". На освободившуюся должность "Слесарь-сантехник 5 разряда" Службой занятости г. Орска 19.10.2021 направлен для трудоустройства ФИО8, который отказался от трудоустройства, а 22.06.2022 направлен ФИО9, который также отказался от трудоустройства на данную должность в связи с низким заработком.

За период работы вышеуказанных работников (ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО3) по профессиям "Маляр 4 разряда", "Дворник" и "Слесарь-сантехник 5 разряда" работодатель выплатил им заработную плату в общем размере 366776,73 руб., из которых
111 546,70 руб. - по профессии "Маляр 4 разряда", 144387,88 руб. - "Дворник", 110 842,15 руб. - "Слесарь-сантехник 5 разряда".

Кроме того, работодатель произвел выплату заработной платы в общем размере 449 459,25 руб. работникам: ФИО4 по профессии "Дворник" в размере 283 590,48 руб., отработавшему более года, ФИО5 в размере 1 1076,90 руб. по профессии "Слесарь-сантехник 4 разряда", отработавшему 22 дня, ФИО10 - в размере 41 067,74 руб., принятого на работу вместо ФИО5 и отработавшему 3 мес. 3 дня, ФИО11 - в размере 113 724,13 руб., принятого на работу вместо
ФИО10 и работающего по настоящее время.

Таким образом, общая сумма выплаченной работодателем заработной платы вышеуказанным работникам составляет 816 235,98 руб.

Платежными поручениями от 30.12.2020, 18.02.2021, 17.05.2021, 20.08.2021, 23.09.2021, 22.10.2021, 29.11.2021, 23.12.2021, 11.04.2022 истец перечислил ответчику субсидию на возмещение оплаты труда указанных работников в общем размере 427780,56 руб.

06.06.2022 истец на основании приказа Министерства № 166
от 08.06.2021 провел проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ответчику, по результату которой установил, что результат предоставления субсидий не достигнут, поскольку, по мнению истца, первые принятые ответчиком на работу по направлению службы занятости работники (ФИО1, ФИО2, ФИО3) не проработали 12 месяцев.

Кроме того, истец в акте проверки указывает на то, что общий трудовой стаж ФИО1, ФИО2, и работников ФИО6 и ФИО7, принятых вместо ФИО1 и ФИО2, в совокупности составляет менее 12 месяцев, а вместо ФИО3 в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора по направлению службы занятости не трудоустроены другие работники, что не соответствует условиям предоставления субсидии, о чем министерством составлен акт проверки от 06.06.2022.

Считая, что результат предоставления субсидии ответчиком, не достигнут, истец произвел расчет суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет, размер которой составил 73 544,96 руб., в том числе 12 074,31 руб. по профессии "Маляр 4 разряда" (ФИО1, ФИО6), 17 044,30 руб. по профессии "Дворник" (ФИО2, ФИО7), 44 426,35 руб. по профессии "Слесарь-сантехник 5 разряда" (ФИО3).

16.06.2022 истец направил ответчику уведомление о возврате субсидии, которое оставлено без удовлетворения.

Поскольку в добровольном порядке денежные средства ответчиком не возвращены, истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем цели, порядка и условий предоставления субсидии, поскольку после увольнения первых принятых работников, ответчик в течение трех дней подал информацию о наличии вакантных должностей в органы службы занятости и в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора по направлению службы занятости принял на эти же вакантные должности других работников. Суд пришел к выводу, что работодателем (ответчиком) полностью выполнены условия, необходимые для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 19 и подпунктом "в" пункта 6 Порядка.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, подтвердил правильность содержащихся в нем выводов.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В соответствии с абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из изложенного следует, что нарушение принципа целевого характера бюджетных средств проявляется, в частности, в расходовании субсидий в целях, не соответствующих полностью или частично целям их предоставления.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка порядок устанавливает цели, условия и правила предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия).

В силу пункта 2 Порядка (здесь и далее положения Порядка приведены в редакции, действующей на дату заключения соглашения) получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные на территории Оренбургской области и трудоустроившие работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области (далее - работодатели).

На основании пункта 3 Порядка субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 № 869-пп.

Согласно пункту 4 Порядка под работниками, трудоустроенными при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, понимаются незанятые граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения Оренбургской области в целях поиска подходящей работы, а также граждане, признанные в установленном порядке безработными, которые трудоустроены по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области после 17.03.2020 (далее - работники).

В пункте 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется работодателям при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Оренбургской области, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;

б) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работодатель не должен:

находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность работодателя не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

являться получателем средств из федерального и областного бюджетов в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка;

в) трудоустройство работника (ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого (их) работника (ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.

На основании пункта 7 Порядка субсидия предоставляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенным по типовой форме, установленной Министерством финансов Оренбургской области (далее - соглашение).

В пункте 15 Порядка определено, что размер субсидии рассчитывается на каждого трудоустроенного работника из расчета не более 6 месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года по следующей формуле:

Сот - размер субсидии, предоставляемой работодателю (рублей); Сотi = (Смротi + Нсвi) x Пз, где:

Сотi - размер субсидии на одного работника, предоставляемой работодателю (рублей);

Смротi - минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Порядка, увеличенный на размер районного коэффициента, при условии установления трудовым договором полного рабочего времени работника (далее - сумма заработной платы, подлежащая возмещению).

При условии установления трудовым договором работнику неполного рабочего времени сумма заработной платы, подлежащая возмещению, рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени;

Нсвi - страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации из расчета суммы заработной платы, подлежащей возмещению;

Пз - количество месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года, но не более 6 месяцев.

Результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются:

- результат предоставления субсидии - трудоустройство работника (ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка;

- показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).

По условиям пункта 24 Порядка в случае недостижения результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, работодатель обязан вернуть средства в областной бюджет в течение 30 календарных дней по истечении срока действия соглашения на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" в объеме, рассчитанном по следующей формуле: Св = (Ссi Пнзi / 12), где:

Св - сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет;

Ссi - размер субсидии, полученной работодателем, на возмещение затрат на оплату труда работника (ов), трудоустроенных на одну штатную единицу;

Пнзi - период, в течение которого штатная единица была вакантна (месяцев).

Возврат работодателем в областной бюджет субсидии в связи с недостижением результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, не производится в случае документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайной ситуации), препятствующих исполнению обязательств в части достижения указанных результата и значения показателя (пункт 26 Порядка).

При рассмотрении спора судами установлено, что во исполнение пункта 3 Правил, 02.11.2020 и 09.11.2022 общество "Советский жилищный сервис" заключило трудовые договоры с работниками ФИО1, ФИО2, ФИО3, которых принял на работу по профессии "Маляр 4 разряда", "Дворник", "Слесарь-сантехник 5 разряда" (соответственно) по направлению службы занятости. При этом, трудовой договор заключен с указанными лицами бессрочно, что следует из текста трудовых договоров.

Между Министерством и обществом "Советский жилищный сервис" заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, № 658 от 23.11.2020.

05.02.2021 работник ФИО1 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность "Маляр 4 разряда" по направлению службы занятости 13.10.2021 принят другой работник ФИО6, который, как указывает истец, работает по настоящее время.

01.12.2020 работник ФИО2 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность "Дворник" по направлению службы занятости принят другой работник ФИО7, который как указывает истец, работает по настоящее время.

07.06.2021 работник ФИО3 уволился по собственному желанию. Работодатель в течение трех дней подал в Службу занятости г. Орска заявку о потребности в работниках на вакансию "Слесарь - сантехник 5 разряда". На освободившуюся должность "Слесарь - сантехник 5 разряда" Службой занятости г. Орска 19.10.2021 направлен для трудоустройства ФИО8, который отказался от трудоустройства, а 22.06.2022 направлен ФИО9, который также отказался от трудоустройства на данную должность в связи с низким заработком.

Судами установлено, что за период работы этих работников и принятых на их место других работников по направлению службы занятости по профессии "Маляр 4 разряда", "Дворник", "Слесарь-сантехник 5 разряда", работодатель произвел выплату им заработной платы в общем размере
366 776 руб. 73 коп., что подтверждается отчетом работодателя о достижении результатов предоставления субсидии, имеющимся в материалах дела.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установив, что истец произвел перечисление ответчику субсидии в возмещение затрат на выплату заработной платы этим работникам в общем размере 228 241 руб. 93 коп., что соответствует условиям соглашения № 658 от 23.11.2020, при этом отсутствуют доказательств того, что Министерство произвело перечисление ответчику субсидии в большем размере, чем полагалось обществу, пришел к обоснованному выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем (ответчиком) цели, порядка и условий предоставления субсидии.

Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций учтено, что из буквального прочтения и толкования подпункта "в" пункта 6 Порядка не следует, что в случае увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев работодатель был обязан обеспечить трудоустройство другого (их) работника (ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу также на срок 12 месяцев, или обеспечить совокупный период трудоустройства ранее уволенного и вновь принятого работников в размере 12 месяцев. Единственным условием, указанным в Порядке, на случай увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев являлось трудоустройство другого (их) работника (ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что результат предоставления субсидии ответчиком был достигнут, требование о необходимости трудоустройства другого (их) работника (ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года было соблюдено.

Отклоняя доводы заявителя, суды обоснованно исходили из того, что условие о трудоустройстве при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области работников на срок не менее 12 месяцев после 17 марта 2020 года в пункте 3 Порядка на дату заключения соглашения не содержалось. Положения пункта 3 Порядка были уточнены только постановлением Правительства Оренбургской области от 06.10.2020
№ 845-пп, то есть уже после заключения соглашения о предоставлении субсидии с ответчиком.

Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, получили правовую оценку и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2023 по делу № А47-12641/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и занятости Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Краснобаева

Судьи А.С. Полуяктов

М.В. Торопова