Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8155/23
Екатеринбург
08 декабря 2023 г.
Дело № А76-6974/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кравцовой Е.А., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тихомировой А. А. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Областной общественной организации Конгресс татар Челябинской области (далее - заявитель, налогоплательщик, организация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2023 по делу № А76-6974/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в здание Арбитражного суда Челябинской области участвовали представители:
организации – ФИО1 (доверенность от 09.01.20230, ФИО2 (доверенность от 05.04.2022, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Челябинской области (до переименования – Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска, далее – налоговый орган, инспекция) – ФИО3 (доверенность от 02.11.2023, диплом), ФИО4 (доверенность от 07.11.2023, диплом).
Организация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 24.10.2022 № 5233/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, организация обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм налогового законодательства, просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы настаивает на выполнение им совокупности условий, подтверждающих наличие у него права на применение пониженного тарифа страховых взносов ввиду фактического осуществления деятельности в области культуры и искусства, а также театральной деятельности, полагая, что деятельность осуществляемая им, соответствует условиям пункта 7 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция просит оставить судебные акты без изменения, считая их соответствующими налоговому законодательству.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, организация осуществляет деятельность в соответствии с основным видом экономической деятельности 94.99 «деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», а также по дополнительным кодам 73.11 «деятельность рекламных агентств» и 90.01 «деятельность в области исполнительских искусств», в связи с чем является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) с момента государственной регистрации (январь 2012 года).
Заявителем 15.02.2022 в налоговый орган представлен уточненный расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2021 года, в котором применен пониженный тариф страховых взносов в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки представленного расчета инспекцией составлен акт от 30.05.2022 № 2639/14 и вынесено решение от 24.10.2022 № 5233/14, которым заявителю доначислены страховые взносы в размере 483 487 руб. 27 коп., соответствующие пени и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Основанием для доначисления указанной суммы страховых взносов, пеней и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком пониженного тарифа страховых взносов ввиду несоответствия условий подпункта 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 13.01.2023 № 16-07/0001500@ решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, организация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанций справедливо исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 421 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) применяются для некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 7 пункта 1 настоящей статьи в течение 2019 - 2024 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20 процентов, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.
Согласно пункту 7 статьи 427 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 7 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, суммы всех доходов организации за указанный период, предусмотренные указанным пунктом, составляют не менее 70 процентов.
Исходя из приведенных правовых норм, суды сделали правильный вывод о том, что на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации некоммерческая организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системе налогообложения; осуществление в соответствии с учредительными документами деятельности в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального); доля доходов от указанной деятельности составляют не менее 70 процентов в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Как установлено судами и не оспорено налоговым органом, заявитель с момента государственной регистрации (с января 2012 года) применяет УСН и осуществляет в соответствии с учредительными документами деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), которая не относится к деятельности учреждений культуры и искусства (ОКВЭД 90.04), а также к деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры
Указанная деятельность фактически сводится к содействию сохранения национальных ценностей и народной культуры граждан Татарской национальности на территории Челябинской области путем защиты их национально-культурных интересов, сохранению ими своей самобытности, развитию родного языка, образования на родном языке и национальной культуры.
Основанием для доначисления спорной суммы страховых взносов явился вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком пониженного тарифа страховых взносов ввиду несоответствия условиям подпункта 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе, устава организации, данные счетов бухгалтерского учета (счет 86.02 «Целевое финансирование»), банковские выписки по расчетным счетам организации, заявки на гранты губернатора, договоры на получение грантов; договор на оказание услуг по организации и проведению вышеуказанных проектов, конкурсов, праздников, заседаний, митингов, акты выполненных работ по договорам, счета-фактуры на приобретение костюмов для мероприятий, суды согласились с выводом инспекции, что организация фактически осуществляет деятельность в соответствии с учредительными документами, которая относится к деятельности прочих общественных организаций,следовательно, не соответствует условиям, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Судами также установлено, что у организации отсутствует доход от видов деятельности, осуществление которых в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 НК РФ, размер которого дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году.
Так, согласно приложению 6 к расчету по страховым взносам за 2021 год, представленному организацией, доходы в виде целевых поступлений отражены в сумме 8 615 584 руб. и в виде грантов отражены в сумме 3 566 408 руб. и составляют 99,52% от дохода по итогам отчетного периода в сумме
12 241 316 руб., следовательно, не могут быть учтены в доле доходов, учитываемых при определении прав на пониженные тарифы страховых взносов, так как получены от осуществления деятельности, отличной от деятельности учреждений культуры и искусства, а также от деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (доля доходов, учитываемых при определении права на пониженные тарифы страховых взносов в 2021 году, составляет 0%).
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Дополнительно, суд апелляционной инстанции установил, что при расчете, налоговый орган должен был учесть денежные средства по проведенному заявителем мероприятию - театр в сумме 14 835 руб.; иную деятельность общественной организации, осуществленную в 2021 году нельзя отнести к деятельности театров, библиотек, музеев и архивов.
Однако, указанная ошибка налогового органа не привела к принятию незаконного решения, поскольку доля дохода от мероприятия театр, составила менее 70% дохода.
При таких обстоятельствах суд округа соглашается с позицией судов о соответствии оспариваемого ненормативного акта действующему законодательству и представленным доказательствам, отмечает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассатора основаны на ином толковании норм материального права, которое не следует из их содержания, они являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка.
При этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм права, а потому не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2023 по делу
№ А76-6974/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Областной общественной организации Конгресс татар Челябинской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Суханова
Судьи Е.А. Кравцова
О.Л. Гавриленко