Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7214/23
Екатеринбург
13 ноября 2023 г.
Дело № А47-20064/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Полуяктова А.С., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее – ТУ Росимущества, истец, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Оренбургской области
от 22.05.2023 по делу № А47-20064/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле № А47-20064/2022, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании суда округа принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург» (далее – общество «Газпром трансгаз Екатеринбург», общество, ответчик) – Балянова Л.А. (доверенность от 01.01.2023 № 289).
ТУ Росимущества явку своего представителя в судебное заседание
не обеспечило. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенного лица не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От общества «Газпром трансгаз Екатеринбург» поступил в суд отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела
на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу «Газпром трансгаз Екатеринбург»
об урегулировании разногласий при заключении дополнительного соглашения от 24.01.2022 № 1 к заключенному ранее соглашению
об установлении частного сервитута от 28.05.2020 № 9-ФЗ/С, потребовав исключения из пункта 4.2 соглашения от 28.05.2020 № 9-ФЗ/С абзацев 2 и 3, принятии расчета размера платы за сервитут в редакции дополнительного соглашения от 24.01.2022 № 1.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.05.2023
в удовлетворении заявленных требований ТУ Росимуществу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 23.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
ТУ Росимуществаобратилось в Арбитражный суд Уральского округа
с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить по основаниям, установленным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять новый судебный акт об урегулировании возникших разногласий на условиях истца – ТУ Росимущества.
В жалобе приведены доводы о несогласии как с ошибочным выводом судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для изменения условий соглашения об установлении частного сервитута
от 28.05.2020 № 9-ФЗ/С в части, касающейся начисления налога
на добавленную стоимость (далее – НДС) на сумму платы за сервитут.
В обоснование своей позиции по делу заявитель ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2016 № 03-07-07/12728, в соответствии с которым платежи за право пользования земельными участками как природным ресурсом освобождены от НДС.
По мнению заявителя жалобы, из приведенных в письме разъяснений следует, что начисление НДС на сумму платы за сервитут является незаконным, в этой связи выставление счета-фактуры обществу «Газпром трансгаз Екатеринбург» – нецелесообразным.
Заявитель жалобы указывает, что письмом от 11.02.2022
исх. 56-СК-03/2044 общество «Газпром трансгаз Екатеринбург» уведомлено
о необходимости подписания дополнительного соглашения от 24.01.2022
№ 1 о внесении изменений в части указания на начисление НДС на плату
за сервитут в соглашение об установлении частного сервитута от 28.05.2020 № 9-ФЗ/С, на что получен отказ, который нельзя признать обоснованным.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Газпром трансгаз Екатеринбург» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа
в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.05.2020 между ТУ Росимущества и обществом «Газпром трансгаз Екатеринбург» (сервитуарий) заключено соглашение об установлении частного сервитута
№ 9-ФЗ/С (далее также – соглашение № 9-ФЗ/С), по условиям которого
ТУ Росимущество предоставляет сервитуарию право ограниченного пользования принадлежащего Российской Федерации на праве собственности земельного участка, а сервитуарий обязуется своевременно вносить плату за сервитут (пункт 1.1 соглашения № 9-ФЗ/С).
Сервитут устанавливается на весь земельный участок с кадастровым номером 56:11:02010.01:101 площадью 131 кв. м из состава земель населенных пунктов, местоположение участка: Оренбургская область, район Домбаровский, пос. Голубой Факел, ул. Цветочная, 12, разрешенное использование – для эксплуатации содержания наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта (пункт 1.2 соглашения № 9-ФЗ/С).
В пункте 1.3 соглашения № 9-ФЗ/С отражено, что земельный участок
с кадастровым номером 56:11:02010.01:101 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках
и зарегистрированных правах на объект недвижности № 56-56-12/002/2012-209 от 09.04.2012.
Учитывая статью 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации, сервитут по условиям соглашения устанавливается в интересах сервитуария для размещения объектов недвижимости: сооружение (канализация)
с кадастровым номером 56:11:0201001:289, протяженность 619 м, С2, местоположение: Оренбургская область, район Домбаровский, пос. Голубой Факел, ул. Цветочная, д. 17 (номер государственной регистрации права собственности 56-56-12/005/2005-308 от 27.12.2005) (пункт 1.3 соглашения
№ 9-ФЗ/С).
Сервитуарий обязуется производить оплату за сервитут в сроки, установленные соглашением (пункт 2.1 соглашения № 9-ФЗ/С).
Сервитут устанавливается сроком на 49 лет с момента заключения настоящего соглашения. Условия настоящего соглашения, в том числе
по оплате, в соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям сторон, возникшим
с 02.02.2020. Сервитут вступает в силу после его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (раздел 3 соглашения № 9-ФЗ/С).
На основании пункта 4.2 соглашения № 9-ФЗ/С плата за сервитут
(с учетом срока действия соглашения о сервитуте) вносится сервитуарием ежегодно до 20 января текущего года. Размер платы за сервитут определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:11:02010.01:101, рассчитывается как 0,01% кадастровой стоимости.
При получении сумм предоплаты за сервитут ТУ Росимущества
не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения указанных сумм выставляет сервитуарию надлежащим образом оформленный счет-фактуру.
Не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты завершения финансового года ТУ Росимущества выставляет сервитуарию счет-фактуру.
Размер платы за сервитут изменяется с момента вступления в законную силу нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, регулирующих порядок начисления и размеры платы за сервитут без дополнительных согласований с ТУ Росимущества и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящее соглашение. При изменении кадастровой стоимости участка размер платы
за сервитут исчисляется сервитуарием самостоятельно без внесения соответствующих изменений в настоящее соглашение (пункт 4.3 соглашения № 9-ФЗ/С).
В соответствии с пунктом 6.1 соглашения № 9-ФЗ/С копия расчета платы за сервитут является обязательным приложением к соглашению (приложение № 1).
Как указано в приложении № 1 к соглашению № 9-ФЗ/С плата
за сервитут подлежит обложению НДС по ставке 20%.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области произведена государственная регистрация сервитута (ограничения) в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:11:02010.01:101, номер государственной регистрации 56:11:0201001:101-56/127/2020-89
от 04.12.2020.
Письмом от 12.01.2022 № 07-001/200-10 общество «Газпром трансгаз Екатеринбург» к ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении счета-фактуры в исполнение пункта 4.2 соглашения № 9-ФЗ/С.
Полагая, что плата за сервитут не облагается НДС, ссылаясь
на подпункт 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и правовые позиции, относящиеся к праву пользования природными ресурсами (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.03.2016 № 03-07-07/12728), ТУ Росимущества направило
в адрес общества письмо от 11.02.2022 исх. 56-СК-03/2044 о необходимости подписания дополнительного соглашения от 24.01.2022 № 1 к соглашению об установлении частного сервитута от 28.05.2020 № 9-ФЗ/С в части, касающейся начисления НДС, посчитав необходимым исключить пункты, устанавливающие порядок начисления НДС, обязанность ТУ Росимущества по выставлению счетов-фактур, как следствие изменить размер платы
за сервитут.
Письмом от 18.03.2022 № 01-003/200-251 общество «Газпром трансгаз Екатеринбург» отказало в согласовании и подписании дополнительного указанного дополнительного соглашения.
Письмом от 07.12.2022 № 56-СК-01/7745 ТУ Росимущества отказало
в выставлении счета-фактуры за 2021 год со ссылкой на подпункт 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами Российской Федерации налогообложению не подлежат, в связи с чем предоставить счет-фактуру по НДС за 2021 год не представляется возможным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения
ТУ Росимущества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, а также не подлежащих налогообложению (освобождаетмых от налогообложения) этим налогом, содержащийся
в подпункте 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, операции по предоставлению прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) не включены. При этом особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользование земельным участком (сервитута) данной нормой закона
не установлены. В этой связи суд указал, что указанные операции подлежат налогообложению НДС.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований
для их отмены не усматривает.
Как верно установлено судами первой и апелляционной инстанций, рассматриваемый спор по существу сводится к внесению изменений в уже заключенное соглашение об установлении частного сервитута от 28.05.2020 № 9-ФЗ/С в части цены на основании пункта 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, что исключает возможность рассмотрения спора в соответствии со статьей 445 названного Кодекса в качестве преддоговорного.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1); изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2).
Обращаясь в суд с рассматриваемым иском и ссылаясь
на подпункт 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, позиции, относящиеся к праву пользования природными ресурсами (письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 04.03.2016 № 03-07-07/12728), ТУ Росимущества настаивало на том, что операции по предоставлению прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) как платежи за право пользования природными ресурсами не подлежат налогообложению НДС.
Отклоняя доводы истца, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,
а также передача имущественных прав.
Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также
не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом.
В перечень операций, не подлежащих налогообложению налогом
на добавленную стоимость, операции по предоставлению прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)
не включены.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации, при передаче имущественных прав, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 названного Кодекса о налоге на добавленную стоимость. При этом особенности определения налоговой базы по НДС при реализации права ограниченного пользование земельным участком (сервитута) данной нормой закона
не установлены.
Пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности уплаты НДС при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну.
Особенностей уплаты НДС при предоставлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации также не установлено.
Данные разъяснения неоднократно излагались в письмах Министерства финансов Российской Федерации, в том числе в письмах
от 31.08.20217 № 03-07-11/55858, от 07.03.2019 № 03-07-11/14851,
от 22.04.2019 № 03-07-03/29167, от 01.12.2022 № 03-07-11/11749,
от 20.01.2023 № 03-07-11/3898.
Проанализировав вышеизложенные положения закона и разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что операции по предоставлению прав ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) подлежат налогообложению налогом
на добавленную стоимость.
Кроме того, суд округа считает необходимым отметить, что данная позиция нашла отражение в изменениях, внесенных в пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, вступивших в законную силу
с 01.10.2023, согласно которым при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории «Сириус» права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории «Сириус», налоговая база определяется как сумма оплаты, перечисленной
за установленный сервитут с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому земельному участку, в отношении которого установлен сервитут.
Пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков НДС составлять счета-фактуры при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.
В связи с этим государственные и муниципальные учреждения
при предоставлении права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) составляют счета-фактуры в общеустановленном порядке.
Таким образом, доводы истца о нецелесообразности выставления ответчику счетов-фактур обоснованно отклонены судами как основанные
на ошибочном толковании норм права.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства и разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований
об изменении условий соглашения № 9-ФЗ/С.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционного инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Доводы заявителя основаны
на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, применительно к установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным
в мотивировочной части настоящего постановления.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены нижестоящими судами на основании полного, всестороннего
и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не выявлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы
не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.05.2023 по делу
№ А47-20064/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Суспицина
Судьи А.С. Полуяктов
А.А. Столяров