НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Уральского округа от 05.04.2022 № Ф09-1174/22

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1174/22

Екатеринбург

06 апреля 2022 г.

Дело № А71-5497/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  06 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее – учреждение, ГКУ УР «РЦЗ УР», заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2021 по делу № А71-5497/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании в Арбитражном суде Удмуртской Республики   принял участие представитель учреждения – Вавиловой С.В. (доверенность
от 30.12.2021 № 4ЮР, диплом).

         ГКУ УР «РЦЗ УР» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 10.02.2021 по делу № 018/01/17-432/2020.  

         Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2021 в удовлетворении требований отказано.

         Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2021 решение суда оставлено без изменения.

         В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

         В жалобе заявитель указывает, что комиссия по закупкам не является органом управления учреждения; члены закупочной комиссии не могут являться представителями учреждения. Полагает, что не смотря на утверждение приказом учреждения состава закупочной комиссии, указанное не является передачей полномочий учреждения членам закупочной комиссии действовать от имени и в интересах ГКУ УР «РЦЗ УР» при осуществлении действий по оценке заявок участников закупки и определения победителя торгов. Рассматривая и оценивая заявки, определяя победителя торгов, члены закупочной комиссии действуют от собственного имени и в интересах заказчика, так как права и обязанности в результате принятого решения закупочной комиссии  возникнут  именно  у  заказчика, у заявителя прав и обязанностей по результатам принятого решения закупочной комиссией не возникает. В соответствии с заключенным между заказчиком и учреждением соглашением от 23.10.2018 о передаче полномочий на осуществление закупок, последнему переданы полномочия по подготовке и осуществлению закупок товаров, работ, услуг. Считает, что размещение итогового протокола                                 от 26.04.2019 № 31907691555-04, содержащего решение закупочной комиссии, не свидетельствует о совершении действий учреждением, которые привели                      к нарушению порядка проведения торгов и определения победителя закупки. Таким образом, в действиях учреждения отсутствуют  нарушения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона                                          от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).        

         Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в целях проведения закупочных процедур между акционерным обществом «Удмуртавтодор» (заказчик)
и ГКУ УР «РЦЗ УР» (организатором закупки) 23.10.2018 заключено соглашение о передаче полномочий на осуществление закупок (далее - соглашение).

 В Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) организатором закупки 27.03.2019 размещено извещение и закупочная документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства; предмет закупки - поставка труб металлических для нужд АО «Удмуртавтодор» (извещение в ЕИС-31907691555).

В ходе проведения антимонопольных мероприятий управлением выявлено, что при проведении электронного аукциона допущены нарушения закупочной документации, а именно: 1) приняты к рассмотрению ценовые предложения двух участников (ООО «Стальнефтестрой» и ООО «ПИК «Уралпромснаб») с НДС, в то время как в соответствии с пунктом 12 документации для проведения аукциона цена устанавливается без НДС;                               2) комиссией самостоятельно проведена корректировка цен участников аукциона путём вычета из них НДС, что не предусмотрено аукционной документацией и принципами проведения торгов; 3) в нарушение требований документации не признан победителем участник ООО «Электростальское многопрофильное предприятие», предложивший наиболее низкую цену                              в соответствии с аукционной документацией. Ценовое предложение данного участника закупки  сформировано без НДС в соответствии с требованиями документации и положения о закупках и содержало наименьшее ценовое предложение. Ценовые предложения, поданные другими участниками закупки (ООО «Стальнефтестрой» и ООО ПИК «Уралпромснаб»), с учетом НДС не соответствовали требованиям документации и положению о закупках. Комиссия оценивала ценовые предложения участников в соответствии                               с пунктом 2.2 документации, то есть без учета НДС, в то время как положением о закупках и закупочной документацией не предусмотрены полномочия последней по пересчету ценовых предложений участников закупки, которые предложили на электронной площадке цену с НДС; заказчик предусмотрел базис сравнения цены предложения - без НДС; право увеличить цену на размер НДС установлено только в отношении заказчика при заключении договора                          с победителем.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода антимонопольного органа о нарушении  учреждением в лице закупочной комиссии пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,  выразившегося в неправомерном применении условия о снижении предложенной цены участниками аукциона - ООО «Стальнефтестрой» и ООО «ПИК «Уралпромснаб», что привело к нарушению порядка определения победителя аукциона.

Полагая, что решение управления является недействительным, нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд                                  с соответствующим заявлением.

Сделав вывод о соответствии оспариваемого ненормативного акта  нормам действующего законодательства, суды отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 198, статьями 200 и 201 АПК РФ  ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) (в редакции от 28.11.2018, действующей в спорный период) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 этого Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами: 1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений); 2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

В силу части 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном данной статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 указанного Закона.

Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки (пункт 8 статьи 3.2 Закона о закупках).

На основании пунктов 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного Закона. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с названным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Из материалов дела следует, что порядок проведения спорного аукциона определен Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Удмуртавтодор», в редакции утвержденной Советом директоров от 19.10.2018  протоколом № 1 (далее - положение о закупках), соответствующим регламентом электронной площадки и информационной картой. 

Согласно пункту 1.4 положения о закупках – форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»). Организатор закупок - ГКУ УР «РЦЗ УР», которому заказчик вправе передать полномочия по организации и осуществлению закупок товаров, работ, услуг, за исключением полномочий по планированию закупок, по заключению, исполнению и расторжению договора, а также полномочий, связанных с отчетностью.

 Пункт 2.4 положения о закупках устанавливает полномочия заказчика, комиссии, порядок планирования и проведения закупок, требования                                         к извещению об осуществлении закупок, документации о закупках, порядок внесения в них изменений, размещения разъяснений, требования к участникам таких закупок и условия их допуска к участию в процедуре закупки, порядок заключения, исполнения договора и изменения его условий, способы закупки, условия их применения и порядок проведения, а также иные положения, касающиеся обеспечения закупок.

На основании Раздела IV положения о закупках «передача полномочий по осуществлению закупок», заказчик вправе передать полномочия                                    по организации и осуществлению закупок товаров, работ, услуг, за исключением полномочий по планированию закупок, по заключению, исполнению и расторжению договора, а также полномочий, связанных с отчетностью организатору закупок (пункт 4.1). Особенности порядка взаимодействия организатора закупок и заказчика до начала процедуры определения поставщика и в процессе ее проведения устанавливаются соглашением (пункты 4.2, 4.3 указанного Раздела).

Соглашение, указанное в пункте 4.2 данного Раздела положения о закупках, не должно содержать требований к порядку осуществления закупок, противоречащих Закону о закупках, положению о закупках. В случае, если требования к порядку осуществления закупок, предусмотренные таким соглашением, будут противоречить положению о закупках, должен применяться порядок осуществления закупок, предусмотренный указанным положением.

Как следует из материалов дела,  АО «Удмуртавтодор» (заказчик) соответствии с соглашением от 23.10.2018 переданы  учреждению (организатор закупок) полномочия по подготовке и осуществлению закупок товаров, работ, услуг (далее - соглашение), в пункте 1.5 которого  организатор закупок в целях исполнения полномочий на осуществление закупок осуществляет следующее:  принимает и рассматривает заявки заказчика на осуществление закупки;  на основе представленных заказчиком заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур закупок документы;  принимает решение о создании комиссии по осуществлению конкурентной закупки, определяет её состав, порядок работы, назначает председателя;  осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии; осуществляет подготовку и размещение в ЕИС информации и документов закупки;  разрабатывает с привлечением заказчика разъяснения положений документации о закупках и размещает их в ЕИС; принимает и регистрирует заявки на участие в конкурентных процедурах, обеспечивает их конфиденциальность и хранение; осуществляет взаимодействие по обмену документами при проведении электронных процедур с операторами электронных площадок в порядке, установленном законодательством о закупках, положением о закупке и регламентом электронных площадок и др.

Судами из материалов дела установлено, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1.5 соглашения организатором закупки создана комиссия по осуществлению закупки в следующем составе: председатель комиссии - Ефимов Р.В., члены комиссии - Булатова Т.Л., Туркин Н.А. Организатором закупки в ЕИС 27.03.2019 размещено извещение и закупочная документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства; предмет закупки - поставка труб металлических для нужд АО «Удмуртавтодор» (извещение в ЕИС 31907691555). Начальная (максимальная) цена договора                        19 913 059 руб. с учетом НДС; 16 594 215 руб. 83 коп. без учета НДС.

 В пункте 12 изменений в закупочную документацию от 08.04.2019  для проведения аукциона цена определена без учета НДС. 

Судам установлено также, в извещении о закупке указывается начальная максимальная цена договора (далее – НМЦД) без учета НДС (пункт 5.11 положения о закупках); в документации о закупке указывается НМЦД без НДС и с учетом НДС. Ценовое предложение участника закупки должно быть сформировано без учета НДС и не должно превышать НМЦД без учета НДС, информация о которой содержится в документах закупки.

Закупочной документацией о закупке товара (труб металлических большого диаметра) путем открытого аукциона в электронной форме № 159 (с изменениями от 08.04.2019) определены критерии и порядок установления победителя. Оценка и сопоставление заявок осуществляется в день подведения итогов закупки, указанный в извещении о проведение закупки. Каждой заявке допущенного участника присваивается соответствующий порядковый номер. Номер первый присваивается заявке, которая содержит наиболее низкую цену договора. Последующие номера присваиваются заявкам по степени увеличения цены относительно цены, указанной в заявке, которой присвоен первый номер (Раздел 10 закупочной документации). Победителем закупки становится участник, заявка которого содержит наиболее низкую цену договора, и заявке которого присвоен первый порядковый номер.

В силу пункта 11 закупочной документации критерием определения победителя является наиболее низкая цена договора, предложенная участником аукциона.

В  аукционе могут участвовать только участники закупки, признанные участниками аукциона. Для проведения аукциона цена устанавливается без учета НДС (пункт 12 закупочной документации).

Аукцион проводится путем предложения участниками аукциона цены договора, начиная с начальной (максимальной) цены (без учета НДС), установленной в пункте 2.2 информационной карты, путем снижения цены договора на аукционный шаг. Аукционный шаг устанавливается в следующих пределах: минимальный аукционный шаг – 0,5 %; максимальный аукционный шаг – 5 %.

Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора. В случае, когда победитель открытого аукциона является плательщиком НДС, цена договора, установленная по результатам открытого аукциона, при заключении договора подлежит увеличению на сумму НДС.

Как следует из материалов дела,  в аукционе приняли участие следующие организации, а именно: ООО «Стальнефтестрой»; ООО «Электростальское многопрофильное предприятие»; ООО «ПИК «Уралпромснаб». Участником закупки ООО «Электростальское многопрофильное предприятие» подано ценовое предложение 14 768 851 руб. 34 коп., которое являлось наименьшим и после которого участники больше не торговались.

Судами установлено, что в итоговом протоколе от 26.04.2019                                    № 31907691555-04 (вх. № 23707) определено, что участник закупки ООО ««Электростальское многопрофильное предприятие», подавший наименьшее ценовое предложение занял третье место; победителем аукциона признано ООО «Стальнефтестрой», подавшее ценовое предложение в размере 15 100 000 руб. (в том числе НДС);  АО «Удмуртавтодор» с ООО «Стальнефтестрой»  10.05.2019 заключен  договор на поставку труб металлических.

Оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные                              в материалы,  суды верно заключили, что комиссией по осуществлению закупки приняты к рассмотрению ценовые предложения участников - ООО «Стальнефтестрой» и ООО «ПИК «Уралпромснаб» с учетом НДС, в то время как в соответствии с пунктом 12 закупочной документации для проведения аукциона цена устанавливается без НДС; комиссией самостоятельно проведена корректировка цен участников аукциона путем вычета из них НДС, что не предусмотрено аукционной документацией и принципами проведения торгов;                  в нарушение требований закупочной документации заказчик не признал победителем участника – ООО ««Электростальское многопрофильное предприятие», предложившего наиболее низкую цену (без НДС) в соответствии с аукционной документацией.

Судами учтены также обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела № А71-11309/2019, в рамках которого судами установлено, что ценовые предложения, поданные другими участниками закупки, в частности, ООО «Стальнефтестрой» и ООО «ПИК «Уралпромснаб», с учетом НДС не соответствовали требованиям закупочной документации и положению о закупках, в то время как ценовое предложение ООО ««Электростальское многопрофильное предприятие»  сформировано без учета НДС (как того требовали положения аукционной документации и положения о закупках) и содержало наименьшее ценовое предложение.

Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки обстоятельств дела, доказательств, представленных                    в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности                                     и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела № А71-11309/2019, суды правильно посчитали   обоснованным решение антимонопольного органа о том, что действия закупочной комиссии ГКУ УР «РЦЗ УР» по неправомерному применению условия о снижении предложенной цены участниками аукциона (закупка № 31907691555) - ООО «Стальнефтестрой» и ООО «ПИК «Уралпромснаб», нарушению прав и законных интересов ООО ««Электростальское многопрофильное предприятие».

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод                                   о нарушении комиссией установленного законом порядка определения победителя в целях заключения с ним контракта и являются нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

С учетом установленного судами правомерно отказано учреждению                     в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе о том, что заявитель                          не является  субъектом вменяемого ему  нарушения антимонопольного законодательства, поскольку, рассматривая и оценивая заявки, определяя победителя торгов, члены закупочной комиссии действуют от собственного имени и в интересах заказчика,  были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.

Судами установлено, что в соответствии  с соглашением о передаче полномочий на осуществление закупок от 23.10.2018 общество «Удмуртавтодор» передало свои полномочия по осуществлению закупок организатору закупки - учреждению «Региональный центр закупок УР». Спорная закупка проводилась в пользу общества «Удмуртавтодор». Согласно информации в Единой информационной системе в сфере закупок организатором закупки «поставка труб металлических для нужд общества «Удмуртавтодор» является учреждение «Региональный центр закупок УР». При этом иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствует                      о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы заявителя жалобы не содержат ссылок, которые не были бы проверены  и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законных  судебных актов.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2021 по делу
№ А71-5497/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 09.12.2021 по тому же делу   оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Т.П. Ященок

Судьи                                                                                    Е.О. Черкезов

Ю.В. Вдовин