НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Тверской области от 28.01.2019 № А66-15330/17

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

04 февраля 2019 года

г. Вологда

Дело № А66-15330/2017

Резолютивная часть постановления объявлена января 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,

при участии от общества ФИО1 по доверенности от 03.12.2017, от налоговой инспекции ФИО2 по доверенности от 25.10.2018, ФИО3 по доверенности от 10.01.2019 (до перерыва), ФИО4 по доверенности от 19.09.2018 (после перерыва),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Электрострой» на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2018 года по делу                      № А66-15330/2017 (судья Бачкина Е.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Электрострой» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170028, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской       области с  заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тверской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 170043, <...>; далее – налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 30.03.2017 № 197 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 9 300 987 руб.

Решением суда от 31 октября 2018 года в удовлетворении заявления отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей инспекции, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 2 квартал 2016 года, по результатам которой составлен акт проверки от 09.02.2017               № 12-16/741 и вынесено решение от 30.03.2017 № 197 об отказе в  привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с указанным решением обществу уменьшен, предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 10 717 687 руб., поскольку вычет заявлен в нарушении пункта 3 статьи 172, пункта 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 28.06.2017 № 08-11/115 принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, а жалобы заявителя - без удовлетворения.

Общество, частично не согласившись с решением инспекции, обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции  правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных  требований.

В данном случае налоговым органом по результатам проверки сделан вывод о том, что обществом в нарушении пункта 9 статьи 167 НК РФ, пункта 3 статьи 172 НК РФ, статьи 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе к Соглашению от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» завышена налоговая база по операциям по реализации товара по налоговой ставке 0 % за 2 квартал 2016 года на сумму 54 444 236 руб. и соответственно завышены налоговые вычеты на сумму 9 300 987 руб.

Общество по существу не оспаривает вывод налоговой инспекции о завышении налоговой базы по операциям по реализации товара по налоговой ставке 0 % за 2 квартал 2016 года на сумму 54 444 236 руб.

В то же время несогласно с выводом налоговой инспекции о завышении налоговых вычетов на сумму 9 300 987 руб.

Согласно пункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободный таможенный зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 – 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны. Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце 1 настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164  настоящего Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164  настоящего Кодекса. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат вычету в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 171 и 172  настоящего Кодекса.

В силу пункта 9 статьи 167 НК РФ в случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 настоящего Кодекса, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 10 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 – 8 пункта 171  настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

Вычеты сумм налога, указанных в пункте 10 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0 процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса, при наличии на этот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются  правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В связи с вступлением в силу Договора ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Евразийском экономическом союзе производится в порядке, установленном подпунктом 2 статьи 72 Договора о Евразийском экономическом союзе, а также Приложением № 18 к Договору (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг) (далее – Протокол).

Согласно пункту 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.

Пунктом 4 Протокола предусмотрено, что для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются, в частности, следующие документы (их копии): - договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ТС, на основании которых осуществляется экспорт товаров; - выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена; - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств); - транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства- члена на территорию другого государства-члена; - иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или  освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

При этом документы, предусмотренные пунктом 4 Протокола, за исключением заявления (перечня заявлений), не представляются в налоговый орган, если непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, одновременно с налоговой декларацией следует из  законодательства государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Из совокупности указанных нормативных положений следует, что при экспорте товаров на территорию государств - членов ЕАЭС российские налогоплательщики применяют нулевую ставку по НДС с обязательным подтверждением ее обоснованности путем представления совокупности определенных Протоколом документов, одним из которых является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

В данном случае общество предоставило налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2016 года, в которой в  разделе 4 указало налоговую базу по операциям реализации товаров с применением ставки 0 %  - 374 126 511 руб., налоговые вычеты по операциям реализации товаров с применением ставки 0 % в сумме 59 999 397 руб.

Налоговая инспекция по итогам проверки налоговой декларации установила завышение налоговой базы по операциям реализации товаров по ставке 0 % на сумму  54 444 236 руб. и  связанных с данными операциями налоговых вычетов на сумму 9 300 987 руб.

Как следует из оспариваемого решения налоговой инспекции, решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 28.06.2017 № 08-11/115, пояснений представителей  общества и налоговой инспекции, заявителем действительно была завышена налоговая база по операциям реализации товаров по ставке 0 % на сумму  54 444 236 руб., поскольку данная сумма была включена обществом в предыдущие периоды (4 квартал 2013 года и 2 квартал 2014 года) в качестве налоговой базы по операциям реализации товаров по ставке 0 % с предоставлением соответствующих документов в подтверждении экспорта товара. При этом вместе с налоговой декларацией за 2 квартал 2016 года общество не предоставило соответствующий пакет документов в подтверждении правомерности применения ставки 0 % по реализации товаров на указанную сумму.

Также налоговые вычеты в сумме 9 300 987 руб. по НДС были включены обществом в качестве вычетов при исчислении налога в налоговых декларациях за 4 квартал 2013 года (4 562 964 руб.) и 2 квартал 2014 года (4 699 390 руб.), как вычеты, связанные с операциями по реализации товаров по ставке 0 %. По результатам проверки указанных деклараций налоговым органом были вынесены соответствующие решения об отказе в возмещении указанных сумм налога. Данные решения обществом обжалованы не были.

В дальнейшем общество подавало уточненные налоговые декларации по налогу за указанные периоды, в которых вновь включило указанные суммы налога в вычеты.

Налоговым органом также вновь были приняты решения об отказе в возмещения спорных сумм вычетов. Данные решения не были обжалованы заявителем.

В связи с этим общество, исходя из указанных норм, неправомерно заявило вычеты в спорной сумме во 2 квартале 2016 года.

Не могут быть приняты во внимание доводы общества о том, что оно, исходя из положений пункта 1.1 статьи 172 НК РФ,  повторно может заявлять налоговые вычеты, которые  были  заявлены в предыдущие налоговые периоды и по которым ему было отказано в возмещении налоговым органом, в любом налоговом периоде  в пределах трех лет, поскольку приведенной нормой это не установлено.

Наоборот согласно пункту 1.1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 настоящего Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Также, исходя из указанных выше норм, вычеты по НДС, связанные с операциями по реализации товаров на экспорт по ставке 0 %, могут быть заявлены только  на момент определения налоговой базы по данным операциям. Во 2 квартале 2016 года налоговая база по реализации товаров по ставке 0 % в сумме 54 444 236 руб. у общества отсутствует.

На основании чего, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.

Руководствуясь статьями  269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2018 года по делу № А66-15330/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Электрострой» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Е.А. Алимова

Н.В. Мурахина