НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Тверской области от 15.02.2017 № А66-11050/16

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 февраля 2017 года

г. Вологда

Дело № А66-11050/2016

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 13» города Ржева на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2016 года по делу № А66-11050/2016 (судья Балакин О.П.),

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ржеве и Ржевском районе Тверской области (Межрайонное) (место нахождения: 172381, Тверская область, город Ржев, улица Партизанская, дом 6; ОГРН 1076914000184, ИНН 6914012730; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 13» города Ржева Тверской области (место нахождения: 172386, Тверская область, город Ржев, улица Большевистская, дом 5; ОГРН 1046914007326, ИНН 6914011140; далее - учреждение) о взыскании задолженности по страховым взносам за 2012-2014 годы в сумме                                   2 299 285,30 руб., из них на обязательное пенсионное страхование -                           648 260,70 руб., на обязательное медицинское страхование - 1 651 024,60 руб.; пеней за период с 01.01.2012 по 21.03.2016 в сумме 603 543,10 руб., из них на обязательное пенсионное страхование - 170 170,76 руб., на обязательное медицинское страхование - 433 372,34 руб.; штрафа по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» (далее - Закон № 212-ФЗ) в сумме 332 136,82 руб., из них на обязательное пенсионное страхование - 93 617,15 руб., на обязательное медицинское страхование - 238 519,67 руб.; штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в сумме 258 034, 26 руб.

Решением суда от 31 октября 2016 года с учреждения взыскана задолженность по страховым взносам за период с 2012 по 2014 годы в сумме               2 299 285,30 руб., пени за период с 01.01.2012 по 21.03.2016 - 603 543,10 руб., штраф по статье 47 Закона № 212-ФЗ - 30 000 руб., штраф по статье 17               Закона № 27-ФЗ - 20 000 руб., а также госпошлина в размере 100 руб.

Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Управлению в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права и на неполное исследование обстоятельств дела. Полагает, что, исходя из части 4.1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность, структура доходов в целях указанной нормы соблюдена учреждением, соответственно, оно имело право на применение пониженного тарифа страховых взносов. Ссылается на нарушение Управлением при вынесении решения по итогам проверки прав учреждения, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу учреждения – без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности и полноты предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в государственные внебюджетные фонды за 2012 - 2014 годы, по результатам которой составлен акт проверки от 20.01.2016 № 07801015АВ0000723 и вынесено решение от 19.02.2016 № 15-11/2419 о привлечении плательщика страховых взносов ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В ходе проверки Управлением установлено, что общие доходы учреждения состоят из внебюджетных (добровольные пожертвования и плата за питание учащихся) и бюджетных поступлений (субсидии из бюджета города).

В проверяемом периоде учреждение применяло пониженный тариф страховых взносов, установленный пунктом 8 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Управление посчитало, что учреждение не имело право на применение пониженного тарифа в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона                 № 212-ФЗ, поскольку доля доходов от образовательной деятельности, осуществляемой вне рамок бюджетного финансирования, составляет менее 70% в общем объеме доходов.

Также Управлением установлено, что льготный тариф применен учреждением к общему фонду оплаты труда, то есть как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемому из доходов, полученных вне связи с выполнением муниципального задания.

Кроме того, Управление в ходе проверки установило, что учреждение в нарушение части 3 статьи 15 Закона № 212-ФЗ не исчислило и не уплатило страховые взносы с суммы материальной помощи, выплаченной не члену семьи, и суммы материальной помощи, выплаченной члену семьи, без подтверждения соответствующих документов, и предоставило в Управление недостоверные сведения в части начисления страховых взносов.

В связи с этим учреждению доначислены страховые взносы в сумме                     2 299 285,30 руб., из них на обязательное пенсионное страхование -                             648 260,70 руб., на обязательное медицинское страхование - 1 651 024,60 руб., пени - 603 543,10 руб., из них на обязательное пенсионное страхование -                          170 170,76 руб., на обязательное медицинское страхование - 433 372,34 руб.

Учреждение привлечено к ответственности по статье 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 452 857,06 руб. и по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 287 695,40 руб.

На основании указанного решения учреждению направлено требование от 21.03.2016 № 07801015РВ0000723.

Решением комиссии отделения Управления от 02.06.2016 № 08-02/2016 на основании пункта 4 части 2 статьи 56 Закона № 212-ФЗ изменено решение Управления от 19.02.2016 № 15-11/2419 в части привлечения к ответственности, а именно штраф по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ снижен до 332 136,82 руб., а по статье 17 Закона № 27-ФЗ штраф снижен до    287 695,40 руб.

В связи с неисполнением учреждением указанного требования в добровольном порядке Управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с него доначисленных сумм страховых взносов, пени и штрафов.

Суд первой инстанции, посчитав правомерным выставленное Управлением требование, удовлетворил заявленные требования в части взыскания доначисленных страховых взносов и пеней в полном объеме, взыскал штрафные санкции в меньшем размере с учетом смягчающих обстоятельств.

Учреждение, не согласившись с решением суда в части взыскания с него страховых взносов, пеней и штрафных санкций, обратилось в суд с соответствующей апелляционной жалобой.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Статьей 15 Закона № 212-ФЗ установлены порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Согласно частям 3 и 4 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

В силу части 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Статьей 58 Закона № 212-ФЗ определены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов

В силу части 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ в течение 2012 - 2013 годов тариф страховых взносов в льготном размере применялся для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 -12 части 1 настоящей статьи.

Подпунктом «с» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, право на применение пониженных тарифов, если основным видом их экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, является образование.

Частью 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ определено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке.

Согласно статье 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 1 пункта 1.1 указанной статьи при определении объекта налогообложения не учитываются  доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете (пункт 6 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.

Заявление о взыскании с плательщика страховых взносов причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 5.5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ).

В данном случае учреждение в проверяемый период, осуществляя образовательную деятельность, находилось на упрощенной системе налогообложения, что соответствует условиям пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

При этом учреждением не доказано ведение раздельного бухгалтерского учета доходов (расходов).

Соответственно, учреждение необоснованно в общую сумму доходов  не включило средства целевого финансирования на выполнение муниципального задания), что привело к неправильному определению общей суммы доходов и доли дохода от реализации продукции (работ, услуг) в общем объеме доходов.

В связи с этим доля доходов от образовательной деятельности, осуществляемой вне рамок бюджетного финансирования, составляет менее 70% в общем объеме доходов.

При указанных обстоятельства у страхователя отсутствовало право на применение пониженного тарифа в соответствии с подпунктом «с» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Также льготный тариф, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, применяется только при исчислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта и соответственно действия Учреждения по применению льготного тарифа при исчислении страховых взносов, начисленных на фонд оплаты труда, формируемый из средств целевого бюджетного финансирования, являются неправомерными.

В случае применения льготного тарифа в части выплат за счет средств целевого финансирования происходит необоснованное удержание финансирования, выделенного, в том числе, на оплату страховых взносов.

При этом с 01.01.2012 наличие у муниципального автономного учреждения указанного организационно-правового статуса является самостоятельным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов исходя из положения подпункта 11 пункта 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.

Из Определения Конституционного суда Российской Федерации  от 23.10.2014 № 2335-О также следует, что нормативно-правовое регулирование в сфере освобождения от уплаты страховых взносов учитывает специфику муниципальных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с формируемым для них муниципальным заданием и, как правило, за счет финансового обеспечения выполнения этого задания в виде субсидий из соответствующего бюджета (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). В частности, указанный порядок финансирования деятельности муниципальных автономных учреждений предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников учреждения с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Что же касается иных доходов, получаемых автономным учреждением от осуществления им своей деятельности, то указанные доходы поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения уставных целей с учетом обязанности уплаты всех законно установленных налогов и сборов (статьи 7 -9 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Отчетными периодами в 2012 году,              2013 году, 2014 году признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Согласно пунктам 3, 4, 7, 8 части 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает в том числе: дату приема на работу, дату увольнения с работы, дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, дату прекращения договора гражданско-правового характера, сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, а так же другие сведения необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

В данном случае, как установлено Управлением при проверке, учреждением по 73 застрахованным лицам предоставлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за                1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный 2012 год; за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный 2013 год; 1-й квартал, полугодие,                         9 месяцев, календарный 2014 год.

Также учреждению в акте проверки предложено представить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части начисленных страховых взносов в двухнедельный срок после получения акта выездной проверки. Акт проверки получен 20.01.2016, соответственно, срок предоставления корректирующих сведений по акту проверки - 02.02.2016 года.

Учреждением в установленный срок представлены корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части начисленных страховых взносов на суммы выплат и вознаграждений по                 Шель Н.А. за 2012 год и Поляевой Л.М. за 2014 год по каналам телекоммуникационной связи согласно протоколу проверки от 02.02.2016.

Корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета в части начисленных страховых взносов за 2012, 2013, 2014 годы (несоблюдение установленной структуры доходов, менее 70 %) учреждением на момент вынесения решения не представлены.

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, который составляет более месяца и за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с учреждения доначисленные суммы страховых взносов и пеней, а также штрафные санкции, размер которых уменьшен судом в связи с наличием смягчающих обстоятельств.

Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание доводы учреждения о нарушении Управлением при проведении проверки положений статьи 39 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона № 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.

В данном случае учреждение уведомлено о дате рассмотрения материалов выездной проверки.

Доказательства того, что представители учреждения явились, но рассмотрение материалов проверки и возражений совместно с ними Управлением не проводилось, в материалах дела отсутствуют.

Ссылки на получение учреждением от специалиста Управления рекомендаций об отложении подачи корректирующих сведений до вынесения окончательного решения также ничем не подтверждаются.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы учреждения.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2016 года по делу № А66-11050/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу  муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа № 13» города Ржева  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Н.В. Мурахина

В.И. Смирнов