НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 24.08.2022 № А42-7124/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 августа 2022 года

Дело №

А42-7124/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И. судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,

рассмотрев 24.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А42-7124/2021,

у с т а н о в и л:

Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, проезд Капитана Тарана, д. 23, ОГРН 1205100003668, ИНН 5190084421 (далее – Центр), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с муниципального казенного учреждения «Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска», адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, Олимпийская ул., д. 52, ОГРН 1155190009567, ИНН 5103300647 (далее – Учреждение), 251 346 руб. 08 коп. ущерба, в связи с излишней выплатой Белому Виктору Николаевичу, Маракулину Игорю Витальевичу, Уваровой Екатерине Александровне, Гуяеву Андрею Васильевичу, Сафоновой Ирине Викторовне, Сабрекову Анатолию Бадртдиновичу, Аткачеву Игорю Владимировичу, Болоткину Борису Борисовичу, Геллерт Наталье Ивановне, Фролову Юрию Николаевичу пенсий за июль - ноябрь 2020 года из-за несвоевременного предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль 2020 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Белый Виктор Николаевич, Маракулин Игорь Витальевич, Уварова Екатерина Александровна, Гуяев Андрей Васильевич, Сафонова Ирина Викторовна, Сабреков Анатолий Бадртдинович, Аткачев Игорь Владимирович, Болоткин Борис Борисович, Геллерт Наталья Ивановна, Фролов Юрий Николаевич, муниципальное казенное учреждение «Центр учета и отчетности муниципальных учреждений города Кировска».

Определением суда от 17.11.2021 произведено процессуальное правопреемство, Центр заменен на правопреемника государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 26, ОГРН 1025100846814, ИНН 5191120055 (далее – Фонд).

Решением суда первой инстанции от 04.02.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.05.2022, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 200 963 руб. 41 коп. в возмещение убытков; в удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление и полностью отказать Фонду в иске.

По мнению подателя жалобы, причинно-следственная связь между нарушением срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М и возникшими у истца убытками истцом не доказана. Ответчик полагает, что при получении от страхователя формы СЗВ-М, которая не содержала сведений об указанных в иске лицах, и в отсутствие представленной Учреждением формы СЗВ-ТД об их увольнении, в обязанность Фонда в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) входила дополнительная проверка представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с направлением соответствующего запроса ответчику для уточнения (выявления) факта продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, что не было сделано.

В своих возражениях на кассационную жалобу Фонд просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

Учреждением до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27?ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27?ФЗ) Учреждение как страхователь обязано ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Между тем предусмотренные названным законом сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении работников (Белый Виктор Николаевич, Маракулин Игорь Витальевич, Уварова Екатерина Александровна, Гуяев Андрей Васильевич, Сафонова Ирина Викторовна, Сабреков Анатолий Бадртдинович, Аткачев Игорь Владимирович, Болоткин Борис Борисович, Геллерт Наталья Ивановна, Фролов Юрий Николаевич), представлены Учреждением в Центр 13.10.2020, то есть с нарушением установленного законом срока.

Поскольку в результате несвоевременного представления страхователем сведений о работающих у него застрахованных лицах за период с 01.07.2020 по 30.11.2022 Центром излишне выплачена им пенсия в повышенном размере (в общей сумме 251 346 руб. 08 коп.) как неработающим пенсионерам на основании части 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, истец в претензионном, а затем в судебном порядке потребовал от Учреждения возмещения ущерба.

Суды, частично удовлетворяя исковые требования Фонда в сумме 200 963 руб. 41 коп., признали доказанным истцом наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика, нарушившего срок предоставления отчетности по форме СЗВ-М за июль 2020 года, и возникновением ущерба за период с 01.07.2020 по 31.10.2020.

В остальной части иска суды отказали, указывая, что Фонд, начиная с ноября 2020 года в соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ не был лишен возможности принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии.

В части отказа в иске принятые по делу судебные акты сторонами спора в кассационном порядке не обжалованы.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы Учреждения, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалуемые решение и постановление не подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 84 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н (далее - Правила № 885н), действующих в спорный период (июль - август 2020 года) выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Согласно статье 26.1 Закона № 400-ФЗ выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400?ФЗ).

В силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно.

В этой связи страхователь в соответствии с пунктами 1 и 2.2 статьи 11 № 27-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период, страхователь, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

В силу части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится Фондом в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 этой статьи Закона, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ (пункт 88 Правил № 885Н).

В рассматриваемом случае суды, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1082 ГК РФ, пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ, пришли к обоснованному выводу о наличии причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением Учреждением сведений за июль 2020 года (13.10.2020) и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии работающим пенсионерам за период с июля по октябрь 2020 года, посчитав, что такая связь отсутствует только в отношении переплаты пенсии за период с ноября 2020 года, поскольку только начиная с 01.11.2020 Фонд, располагая сведениями в отношении работающих пенсионеров, имел возможность принять решение о прекращении выплаты индексации, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400 и пунктов 86, 88 и 90 Правил № 885н.

Довод жалобы ответчика о том, что Фонд и до 01.11.2020 обладал сведениями о работающих пенсионерах, поскольку Учреждением не подавались предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Закона № 27?ФЗ сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-ТД, подлежит отклонению, поскольку это обстоятельство не освобождает страхователя от ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за июль 2020 года на основании части 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ.

Подателем жалобы не учитывается, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), Фондом выносится, а выплаты осуществляются в порядке, предусмотренном частями 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, на основании сведений по форме СЗВ-М, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27?ФЗ.

Указанные нормы Закона не возлагают на Фонд обязанность учитывать при принятии решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии факты отсутствия представленных страхователем сведений по форме СЗВ-ТД.

Приведенные в кассационной жалобе доводы Учреждения не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права, а сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела, что не относится к компетенции суда округа.

Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Учреждения не имеется.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 по делу № А42-7124/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Центр материально-технического обеспечения и обслуживания муниципальных учреждений города Кировска» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.И. Корабухина

Судьи

Е.Н. Александрова

О.Р. Журавлева