НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Постановление АС Северо-Западного округа от 23.06.2015 № А56-55717/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2015 года

Дело №

А56-55717/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующегоПастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р.,        Корабухиной Л.И.,

при участии от государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Темиржановой В.С. (доверенность от 29.12.2014), от открытого акционерного общества «Петербургская сбытовая компания» Кутькиной А.А. (доверенность от 29.12.2014),

рассмотрев 16.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2014 (судья Салтыкова С.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загарева Л.П.) по делу № А56-55717/2014,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Петербургская сбытовая компания», место нахождения: 195009, город Санкт-Петербург, улица Михайлова, дом 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249 (далее – Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к государственному учреждению - Санкт-Петербургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 197046, Санкт-Петербург, улица Большая Посадская, дом 10 А, ОГРН 1027806860707, ИНН 7812014120 (далее - Фонд), о признании недействительным решения филиала № 9 Фонда от 07.07.2014 № 101 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части непринятия к зачету 484 475 руб. расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер, начисления 484 475 руб. недоимки,                   17 681 руб. 03 коп. пеней и обязания страхователя отразить их в бухгалтерском учете.

Решением суда первой инстанции от 07.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2015, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

Податель жалобы указывает, что судами не учтено, что на дату подачи заявления на финансовое обеспечение предупредительных мер у заявителя имелась неполная уплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 27.06.2013 обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении в 2013 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя.

Приказом Фонда от 27.06.2013 № 442-09 на финансовое обеспечение вышеуказанных предупредительных мер направлено 484 475 руб. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению страхователем в Фонд в 2013 году.

В период с 14.05.2014 по 16.05.2014 Фондом проведена документальная выездная проверка Общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 11.06.2014 № 248 «н/с», которым установлено, что в нарушение пункта 5 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184, страхователь необоснованно уменьшил сумму перечисляемых взносов за май 2013 года на сумму 98 215 руб.

По мнению Фонда, на момент подачи заявления о финансовом обеспечении  у Общества числилась недоимка по уплате страховых взносов, которая не была погашена на день подачи вышеуказанного заявления. В связи с изложенным Общество допустило нарушение пункта 9 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 № 580н (далее - Правила № 580н), что явилось основанием для отказа в принятии к зачету расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2013 году в общей сумме 484 475 руб.

По итогам рассмотрения акта и письменных возражений Общества Фондом вынесено решение от 07.07.2014 № 101 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Указанным решением Обществу предложено уплатить 484 475 руб. недоимки, 17 681 руб. 03 коп. пеней и внести исправления в бухгалтерский учет.

Полагая принятое Фондом решение от 07.07.2014 № 101 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части отказа в принятии к зачету 484 475 руб. расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер, начисления 484 475 руб. недоимки, 17 681 руб. 03 коп. пеней и обязания страхователя отразить их в бухгалтерском учете.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), удовлетворили заявленные Обществом требования. При этом суды исходили из того, что приказом Фонда от 27.06.2013 № 442-09 удовлетворено заявление Общества о предоставлении финансового обеспечения на 2013 год в сумме 484 475 руб. На момент принятия приказа от 27.06.2013 № 442-09 никакие нарушения, в том числе наличие недоимок, выявлены не были, в связи с чем Общество правомерно приняло к зачету расходы в указанной сумме.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее  - Закон № 125-ФЗ) устанавливает, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В силу пункта 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2011 № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Фонд социального страхования Российской Федерации в 2012 году вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к названному Федеральному закону по целевой статье расходов «Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний» раздела «Социальное обеспечение населения» подраздела «Социальная политика» классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.

Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Согласно пункту 2 Правил № 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Пункт 9 Правил № 580н предусматривает, что решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).

На основании пункта 10 Правил № 580н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:

- если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;

- представленные документы содержат недостоверную информацию;

- если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;

-  при представлении страхователем неполного комплекта документов.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Судами установлено и материалами дела  подтверждается, что Фондом в     отношении заявителя принят приказ от 27.06.2013 № 442-09, в соответствии с которым Обществу разрешено направить 484 475 руб. на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в счет начисляемых в 2013 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе                 98 215 руб. во 2 квартале 2013 года.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество правомерно приняло к зачету в мае 2013 года расходы в сумме 98 215 руб.

Довод Фонда о том, что на дату подачи заявления на финансовое обеспечение предупредительных мер Общество знало о наличии у него недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за май 2013 года, являлся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонен.

Пунктами 7 и 8 Правил № 580н предусмотрено, что полномочия и обязанность по проверке соответствия страхователя необходимым требованиям  возложены на территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации. По результатам такой проверки Фондом социального страхования Российской Федерации принимается решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, которое оформляется приказом и направляется страхователю.

 На момент вынесения приказа от 27.06.2013 № 442-09 Фондом не было выявлено нарушений со стороны Общества, что явилось основанием для его  принятия.

Кроме того, как подтвердил представитель Фонда в судебном заседании суда кассационной инстанции, в данном случае в качестве недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за май 2013 года была указана сумма расходов, которую согласно плану финансового обеспечения на 2013 год Общество имело право направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний во втором квартале 2013 года.

Принимая во внимание, что Обществом подтверждено использование средств в размере 484 475 руб. на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников Общества, правовые основания для непринятия к зачету расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер в указанной сумме у Фонда отсутствовали.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт – Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу  № А56-55717/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

.

Председательствующий

М.В. Пастухова

Судьи

О.Р. Журавлева

Л.И. Корабухина