АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 января 2024 года
Дело №
А56-107242/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Риконт» ФИО1 (доверенность от 07.09.2022), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ленинградской области ФИО2 (доверенность от 09.01.2024 № 05-30/00002), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области ФИО3 (доверенность от 07.12.2023 № 18-18/19005),
рассмотрев 11.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Риконт» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу № А56-107242/2022,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Риконт», адрес: 188501, <...>, лит. А, офис 9А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Ленинградской области, адрес: 188640, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), по начислению земельного налога за 2021 год по ставке 1,5 процента в отношении принадлежащих заявителю земельных участков, признании недействительными требования от 07.06.2022 № 47925 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) и решения от 06.07.2022 № 4727 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области, адрес: 188480, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция № 3).
Решением суда первой инстанции от 23.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.05.2023 и постановление от 27.09.2023, принять по данному делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и пункта 2.1 решения Совета депутатов муниципального образования Низинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 18.11.2020 № 60 «Об установлении земельного налога на территории МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на 2021 г.» (далее – Решение № 60), в отношении десяти земельных участков с кадастровыми номерами 47:14:0302004:1086 - 47:14:0302004:1095 подлежит применению налоговая ставка 0,3 процента. Как указывает Общество, по общему правилу определяющим условием для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства и соответствующее назначение возводимых на нем объектов. Применение данной налоговой ставки, по мнению налогоплательщика, не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, а также с продолжительностью владения земельным участком. Само по себе ведение коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли не является основанием для неприменения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. При этом Общество заявляет, что разрешенный вид использования спорных земельных участков соответствует запланированному проектом планировки территории проекту строительства жилого комплекса малоэтажной застройки и не предусматривает индивидуального жилищного строительства. Кроме того, по мнению Общества, вопреки утверждению судов, им активно ведутся работы по комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, поскольку осуществляется проектирование жилого комплекса, проводятся инженерные изыскания, разработка технических условий на электроснабжение и водоснабжение.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Инспекция № 3, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители налоговых органов возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество с 17.07.2020 является правообладателем земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., муниципальное образование (далее – МО) Ломоносовский муниципальный район, МО Низинское сельское поселение, д. Ольгино, с кадастровыми номерами 47:14:0302004:1086, 47:14:0302004:1087, 47:14:0302004:1088, 47:14:0302004:1089, 47:14:0302004:1090, 47:14:0302004:1091, 47:14:0302004:1092, 47:14:0302004:1093 (разрешенное использование – для комплексного освоения в целях жилищного строительства), 47:14:0302004:1094, 47:14:0302004:1095 (разрешенное использование – для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)).
За 2021 год Общество уплатило 617 428 руб. земельного налога в отношении принадлежащих ему земельных участков с применением предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ повышающего коэффициента 2 к ставке земельного налога 0,3 процента, установленной пунктом 2.1 Решения № 60.
В адрес Общества направлено сообщение от 23.04.2022 № 2210695 об уплате 1 543 568 руб. земельного налога за 2021 год в отношении спорных земельных участков. При исчислении земельного налога за указанный налоговый период по земельным участкам налоговый орган применил налоговую ставку 1,5 процента.
В дальнейшем Инспекция направила Обществу требование от 07.06.2022 № 47925 об уплате 754 295 руб. 77 коп. земельного налога и 65 222 руб. 71 коп. пеней в срок до 01.07.2022.
Ввиду неисполнения Обществом в установленный срок требования налоговый орган 06.07.2022 в порядке статьи 46 НК РФ принял решение № 4727 взыскании 754 295 руб. 77 коп. налога и 38 949 руб. 47 коп. за счет денежных средств плательщика в банках.
Считая, что Инспекция начислила земельный налог за 2021 год в завышенном размере, Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области с жалобами на действия Инспекции и Инспекции № 3, требование от 07.06.2022 № 47925, а также на решение от 06.07.2022 № 4727.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 22.07.2022 № 16-22-02/11284@ и от 20.09.2022 № 16-22-06/14304@ жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с начислением земельного налога за 2021 год по ставке 1,5 процента, а также с требованием и решением Инспекции, Общество обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций приняли доводы налоговых органов о том, что спорные земельные участки принадлежали Обществу с 04.10.2006 и имели вид разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки». Поскольку Общество является коммерческой организацией, не доказало использование земельных участков по назначению и факт строительства жилых домов, суды признали правомерным исчисление налога по ставке 1,5 процента.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); в отношении прочих земельных участков подлежит применению налоговая ставка 1,5 процента.
Налоговые ставки по земельному налогу на территории МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в 2021 году в соответствующих размерах установлены в пункте 2 Решения № 60.
Согласно пункту 2.1 Решения № 60 для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), ставка земельного налога установлена в размере 0,3 процента.
В соответствии с пунктом 2.2 Решения № 60 в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, используемых в предпринимательской деятельности, ставка земельного налога составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Такая же налоговая ставка пунктом 2.3 Решения № 60 установлена в отношении прочих земельных участков.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258, от 15.10.2020 № 309-ЭС20-11143, от 11.04.2022 № 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 № 310-ЭС22-2242, определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процентов является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 НК РФ установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Иных ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для жилищного строительства», а именно, запрета применять ставку 0,3 процента от кадастровой стоимости коммерческим организациям в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, проданных иным лицам с целью получения прибыли, Налоговый кодекс Российской Федерации до 2020 года не содержал.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в определении от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530, устанавливая в абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем создания более выгодных финансовых условий ведения строительства.
Подпунктом «а» пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности. Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 НК РФ, пункт 2 статьи 3 Закона № 325-ФЗ).
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации впоследствии построенных объектов гражданам.
Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики - коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Как усматривается из содержания обжалуемых судебных актов, при разрешении спора суды исходили из принадлежности Обществу спорных земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности.
Между тем данный вывод судов не подкреплен ссылками на конкретные имеющиеся в материалах дела доказательства, сделан лишь на основании доводов налоговых органов, которые надлежащим образом не проверены и не исследованы.
Как заявили налоговые органы, спорные земельные участки образованы при разделе находившегося у Общества в период с 06.11.2014 по 17.07.2020 на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302004:603, который был образован из 41 земельного участка с кадастровыми номерами 47:14:0302004:330 – 47:14:03022004:370, принадлежащих Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования в период с 03.09.2012 по 06.11.2014. В свою очередь эти земельные участки образованы путем межевания земельного участка с кадастровым номером 47:14:0302004:191, площадью 176 300 кв. м, который принадлежал Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования с 04.10.2006. Все указанные земельные участки имели вид разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Однако разрешенное использование согласно справочнику видов использования земель 142001010000 – для индивидуальной жилой застройки.
На основании изложенного суды заключили, что рассматриваемые земельные участки фактически использовались заявителем на праве постоянного (бессрочного) пользования и имели вид разрешенного пользования:
- с 04.10.2006 и до 17.07.2020 – «для комплексного освоения в целях жилищного строительства» (разрешенное использование согласно справочнику видов использования земельных участков «142001010000 - для индивидуальной жилой застройки»);
- с 17.07.2020 по настоящее время (8 земельных участков) – «для комплексного освоения в целях жилищного строительства» (разрешенное использование согласно справочнику видов использования земельных участков «142000000000 - для размещения объектов, характерных для населенных пунктов»);
- с 17.07.2020 по настоящее время (2 земельных участка) – «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)» (разрешенное использование согласно справочнику видов использования земельных участков «142001020400 - для иных видов жилой застройки»).
Выражая несогласие с выводами судов, Общество в кассационной жалобе заявляет, что для спорных земельных участков по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) установлен вид разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства и для размещения многоквартирного жилого дом (жилых домов). В отношении территории, состоящей из земельных участков, постановлением от 26.04.2012 № 94 администрация МО Низинского сельского поселения утвердила проект планировки территории, в соответствии с которым на них планируется размещение жилого комплекса малоэтажной застройки. Разрешенные виды использования земельных участков соответствуют запланированному проекту планировки территории и не предусматривают индивидуального жилищного строительства. Градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации МО Низинского сельского поселения от 09.12.2014 № 336, также предусматривает строительство многоквартирных жилых домов.
Данные доводы Общества не получили оценки судов, не являлись предметом рассмотрения и исследования.
Из содержания судебных актов усматривается, что при определении вида разрешенного использования земельных участков суды учли коды видов использования земель в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@ (приложение 6), который однако для установления вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с земельным и градостроительным законодательством не предназначен.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Виды разрешенного использования земельных участков до 12.02.2021 определялись в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540, который вступил в силу с 24.12.2014.
На основании пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка вносятся в ЕГРН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости.
Частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН Общество с 17.07.2020 является собственником десяти земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., МО Ломоносовский муниципальный район, МО Низинское сельское поселение, д. Ольгино:
- с кадастровыми номерами 47:14:0302004:1086, 47:14:0302004:1087, 47:14:0302004:1088, 47:14:0302004:1089, 47:14:0302004:1090, 47:14:0302004:1091, 47:14:0302004:1092, 47:14:0302004:1093, имеющими вид разрешенного использования – для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- с кадастровыми номерами 47:14:0302004:1094, 47:14:0302004:1095, имеющими вид разрешенного использования – для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов).
В материалах дела отсутствует доказательства того, что заявителю в 2006 году был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 47:14:0302004:191, имеющий вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Напротив, налоговые органы сами приводят данные ЕГРН о виде разрешенного использования этого земельного участка и иных вновь образованных и поставленных на кадастровый учет земельных участков как «для комплексного освоения в целях жилищного строительства». Никаких доказательств того, что в ЕГРН вносились сведения об изменении вида разрешенного использования, в материалах дела не имеется.
В подтверждение довода об отнесении спорных земельных участков к земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для индивидуального жилищного строительства, налоговые органы сослались также на то, что участки имеют удельный показатель кадастровой стоимости, равный 583,69 руб./кв. м, который соответствует 2 виду разрешенного использования («земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки»).
Пунктом 1 постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 № 356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года согласно приложению.
В Приложении названного Постановления содержатся: Таблица - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области, руб./кв.м., Таблица - Перечень видов разрешенного использования, Таблица - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, руб/кв.м. (по кадастровым кварталам населенных пунктов).
В последней таблице указано, что среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в д. Ольгино по 2 виду разрешенного использования («земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки») составляет 582 руб. 73 коп.
На основании, каких сведений налоговые органы в отзывах заявляют, что удельный показатель кадастровой стоимости, равный 583,69 руб./кв. м и соответствующий 2 виду разрешенного использования по д. Санино, относится к спорным участкам, не ясно. Каким образом это обстоятельство дает основание для установления принадлежащим Обществу земельным участкам, вопреки сведениям ЕГРН, вида разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки» налоговые органы в ходе судебного разбирательства не пояснили.
Отказывая в удовлетворении требований, суды также сделали вывод о неиспользовании Обществом земельных участков по целевому назначению. Как указали суды, заявителем не представлена информация о наличии на участках жилых домов или иных объектов капитального строительства, равно как и не доказано осуществление на них строительства.
Кассационная инстанция считает недостаточно обоснованным вывод судов о том, что Общество в 2021 году не вправе применять пониженную ставку налога 0,3 процента, обязано уплачивать налог по ставке 1,5 процента, поскольку оно является коммерческой организацией и не ведет строительство на земельных участках.
Суды оставили без внимания и оценки доводы Общества о том, что им активно ведутся работы по комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, осуществляется проектирование жилого комплекса, проводятся инженерные изыскания, разработка технических условий на электроснабжение и водоснабжение.
В подтверждение этих выводов Общество представило в материалы дела договоры о подключении (техническом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, системе водоотведения, к сети газораспределения, к энергетическим сетям по индивидуальному проекту, а также соглашение о сотрудничестве, заключенное с администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и муниципальным общеобразовательным учреждением «Низинская общеобразовательная школа».
Также к материалам дела приобщены полученные 30.01.2023 разрешения на строительство многоквартирных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами 47:14:0302004:1094, 47:14:0302004:1095 и разрешение на строительство объектов инженерной инфраструктуры (отдельно стоящая газовая котельная, закрытый резервуар запаса воды с насосной станцией, локально-очистные сооружения) на участке с кадастровым номером 47:14:0302004:1086.
Вышеуказанные доказательства не получили оценки со стороны судов первой и апелляционной инстанций, хотя они имели значение для правильного разрешения настоящего спора.
В материалы дела налоговые органы не представили никаких доказательств использования Обществом в 2021 году земельных участков в предпринимательской деятельности, притом, что само по себе нахождение спорных земельных участков у Общества, являющегося коммерческой организацией, не является подтверждением использования их в предпринимательской деятельности.
Относительно отсутствия на земельных участках построенных объектов недвижимости Общество заявляло, что в отношении спорных земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «для комплексного освоения в целях жилищного строительства», «для размещения многоквартирного жилого дом (жилых домов)», определяющим для применения ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 НК РФ установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Данные доводы не получили оценки судов.
Согласно правовой позиции, изложенной в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 № 75-КАД23-5-К3, установленный пунктом 15 статьи 396 НК РФ повышенный коэффициент может применяться в отношении земельных участков, которые в установленный срок не освоены в соответствии с целевым назначением и условиями приобретения (предоставления) под жилищное строительство. Момент применения повышающего коэффициента к ставке земельного налога обусловлен характером жилищного строительства: либо индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое физическим лицом для обеспечения и улучшения своих собственных жилищно-бытовых нужд, а не для предпринимательских целей, либо это так называемое массовое жилищное строительство разных видов и типов домов как индивидуальных, так и домов блокированной застройки, многоквартирных домов в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе с привлечением денежных средств. При разрешении судом вопроса о законности применения повышенного коэффициента при исчислении земельного налога имеет значение выяснение и установление целевого использования земельного участка, степень его освоения, наличие или отсутствие построенного объекта жилищного строительства, а также характер строительства: индивидуальное жилищное строительство физическим лицом или строительство, осуществляемое в процессе предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельства следует признать, что в нарушение положений статей 71, 168, 170, 271 АПК РФ приведенные Обществом доводы и представленные в подтверждение их доказательства не получили надлежащей правовой оценки со стороны судов первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286 и пунктом 2 статьи 287 АПК РФ, не обладает самостоятельным правом на установление обстоятельств дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из того, что выводы судов сделаны без надлежащего исследования и оценки всех доводов и возражений сторон, судами допущено нарушение норм процессуального права, обжалуемые определение и постановление в силу пункта 3 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи и на основании их правовой оценки вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 по делу № А56-107242/2022 отменить.
Дело № А56-107242/2022 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
Ю.А. Родин
Судьи
Е.С. Васильева
С.В. Соколова