АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08 декабря 2021 года
Дело №
А44-188/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества «Едрово» Садовникова В.Б. (доверенность от 09.03.2021),
рассмотрев 01.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Едрово» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу № А44-188/2021
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Едрово», адрес: 175429, Новгородская обл., Валдайский р-н, с. Едрово, Московская ул., д. 2а, ОГРН 1025300515877, ИНН 5302001923 (далее – АО «Едрово», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному казенному учреждению 02.06.2021 «Валдайское лесничество», адрес: 175400, Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, ул. Октябрьская, д. 55, ОГРН 1155321008270, ИНН 5302014376 (далее – ГОКУ «Валдайское лесничество», Лесничество) о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в приеме лесной декларации от 21.10.2020 № 25.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 13а, ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249 (далее – Министерство) и прокуратура Новгородской области (Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура), адрес: 173001, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 11, ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221 (далее – Прокуратура).
Решением суда от 02.06.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда, ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и ошибочность (необоснованность) их выводов. Настаивает на незаконности отказа в приеме лесной декларации, поскольку в Государственном водном реестре отсутствует информация о спорном водном объекте и его водоохраной зоне, т.е. в отношении спорного водотока не выявлены признаки водного объекта. В обоснование своих доводов также указывает на картографические материалы, содержащиеся в проекте освоения лесов и экспертное заключение АНО «Экологический стандарт».
Представители Лесничества, Министерства и Прокуратуры, надлежащим
образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Министерство направило отзыв в котором не согласилось с доводами Общества, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, АО «Едрово» (арендатор) и Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (арендодатель) (правопредшественник Министерства) заключили договор аренды лесного участка от 24.06.2011 № 312, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности (зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области).
Пунктом 2 названного договора определено, что Обществу подлежит передаче лесной участок площадью 30 173 га, состоящий из земельного участка с кадастровым номером 53:03:0000000:223 площадью 301 730 000 кв. м, категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: ведение лесного хозяйства и эксплуатация лесного фонда, в том числе заготовка древесины; местоположение: Новгородская область, Валдайский район, Валдайское лесничество, Валдайское участковое лесничество, лесные кварталы № 1-62, 65-73, 77-122, 124-135, 137, 139-145, 147-254.
Общество, являясь лесопользователем, представило 21.10.2020 в Лесничество лесную декларацию от 21.10.2020 № 25, согласно которой в период с 30.10.2020 по 30.10.2021 запланировало на лесном участке, полученном в аренду, проведение заготовки древесины в соответствии с проектом освоения лесов.
Лесничество в извещении от 27.10.2020 отказало Обществу в приеме указанной лесной декларации со ссылкой на пункт 6, действовавшего в спорный период подачи декларации приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (далее - Порядок № 17), по причине того, что в квартале № 69 выделах 13.1, 14.1, 19.1, 21.1 Валдайского участкового лесничества отвод произведен в водоохранной зоне ручья, что является нарушением статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Не согласившись с отказом Лесничества в приеме лесной декларации, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс) лесные отношения регулируются нормами лесного законодательства.
К одному из видов использования лесов пунктом 1 части 1 статьи 25 данного Кодекса отнесена заготовка древесины.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов
Лесная декларация ежегодно подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2 статьи 26 настоящего Кодекса).
Порядком № 17 установлено, что лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Пункты 3 и 4 упомянутого Порядка содержат перечень информации, подлежащей внесению в лесную декларацию.
Поскольку Общество является лесопользователем по договору аренды лесного участка от 24.06.2011 № 312, то в силу названных норм оно обязано ежегодно подавать в уполномоченный орган лесную декларацию.
Пунктами 3, 4, 4.1 - 4.4 Порядка № 17 установлены требования к лесной декларации и четырем приложениям к ней.
Абзацем первым пункта 3 Порядка № 17 предусмотрено, что в лесной декларации должна быть отражена информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Согласно пункту 4 Порядка № 17 в лесную декларацию вносится следующая информация:
а) о наименовании уполномоченного органа;
б) о лице, подавшем лесную декларацию: наименование (включая организационно-правовую форму), место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер (ОГРН), контактные данные (номер телефона, факс) - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактные данные (номер телефона, факс) - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации (ОГРНИП) - для индивидуального предпринимателя;
в) о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, в частности: номер договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, номер государственной регистрации (при наличии); дата договора аренды лесного участка или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;
г) о декларируемом периоде;
д) о виде использования лесов в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
е) о наименовании органа, утвердившего заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, и дата утверждения.
В силу пункта 4.3 Порядка № 17 в приложении к лесной декларации должна быть указана общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с приложениями 1 и 2 к лесной декларации; при размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним.
В соответствии с пунктом 4.4 Порядка № 17 в приложении к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры. Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки неэксплуатационные участки.
Согласно пункту 6 Порядка № 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (далее - Правила № 474).
Из положений Правил № 474 следует, что конкретный объем заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек в соответствии с указанными правилами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 № 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент), в котором установлены сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (далее - уполномоченный орган) государственной услуги по приему лесных деклараций.
Согласно приложению 1 к Административному регламенту уполномоченным органом на территории Новгородской области является Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (в настоящее время Министерство), полномочия которого, в том числе, по приему лесных деклараций и подписанию извещений об отказе в приеме таковых согласно Уставу Лесничества и доверенности Министерства на имя руководителя Лесничества на территории Валдайского муниципального района осуществляет ГОКУ «Валдайское лесничество».
Результатом предоставления государственной услуги является прием уполномоченным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, с направлением извещения о принятии лесной декларации, отчетов, либо извещения, содержащего мотивированный отказ в их приеме (пункт 2 Административного регламента).
Перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации приведен в пункте 2.11.1 Административного регламента: 1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте; 2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; 3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; 4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судами установлено, что отказ Обществу в приеме лесной декларации (со ссылкой на пункт 6 Порядка № 17), мотивирован тем, что в квартале № 69 выделах 13.1, 14.1, 19.1, 21.1 Валдайского участкового лесничества отвод произведен в водоохранной зоне ручья (водотока), что является нарушением статьи 65 ВК РФ.
Понятие водного объекта содержится в статье 1 ВК РФ, согласно которой под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу положений ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водоток - это водный объект, характеризующимся движением воды в направлении склона в углублении земной поверхности. В силу статьи 27 ЛК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены Лесным кодексом, другими федеральными законами, использование лесов может быть ограничено.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 ЛК РФ;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные Лесным кодексом, другими федеральными законами ограничения использования лесов.
Согласно части 3 статьи 111 ЛК РФ проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств (часть 4 статьи 111 ЛК РФ).
Как следует из лесохозяйственного регламента Лесничества, к участкам с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение, относятся: - временные водотоки, вокруг которых не выделена водоохранная зона, озера менее 50 га, на которые предусмотрены следующие меры охраны: - участки делянки, представляющие собой данные местообитания, рубке не подлежат и исключаются из эксплуатационной части лесосеки; - около мелких водных объектов (на которые не распространяется действующее законодательство) устанавливается водоохранная зона (в обе стороны от ручьев и речек, вокруг ключей, родников, выходов грунтовых вод) шириной, равной средней высоте окружающего древесного полога, но не менее 20 метров, где не проводятся все виды рубок).
Наличие на спорном лесном участке ручья (водотока) зафиксировано участковым лесничим Валдайского участкового лесничества 26.10.2020, а также подтверждено в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции проведением комиссионного обследования спорных выделов с участием представителей лиц, участвующих в деле и составленным по его итогам актом осмотра участка от 22.04.2021 (том 2, листы 7, 22).
Согласно статье 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
С учетом взаимосвязи положений статьи 65 ВК РФ и Лесохозяйственного регламента Лесничества, суды удостоверились в том, что, выявленный на арендуемом Обществом лесном участке водоток является водным объектом с водоохранной зоной, в которой проведение рубок с целью заготовки леса запрещено законом.
Отсутствие сведений о таком водоеме в Государственном водном реестре и уже предусмотренные в Проекте освоения лесов работы по рубкам на спорном лесном участке, не влияют на правовой статус водного объекта, поскольку из совокупного толкования вышеназванных правовых норм следует, что, леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам и проведение сплошных рубок для целей заготовки древесины в соответствии с действующим законодательством запрещено, т.е. само наличие такого водоема является запретом на проведение рубок вблизи данного объекта.
В силу пункта 33 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 внесение изменений в Проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента Лесничества, лесопарка или условий договора аренды, что возможно и необходимо при проведении по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведении в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Как правильно отметил суд, заявление Общества удовлетворению не подлежит, поскольку не может рассматриваться как направленное на восстановление нарушенных прав арендатора (не возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом, и не препятствует осуществлять лесопользование после проведения таксации лесов на спорных выделах.
Суд округа соглашается с такими выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной в судебных актах оценки судами представленных в материалы дела доказательств и обстоятельств дела, и при этом уже были предметом исследования судов двух инстанций и им дана надлежащая оценка, в связи с чем, их повторение в поданной в суд кассационной инстанции жалобе представляет собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу № А44-188/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Едрово» - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б. Мунтян
Судьи
Е.А. Аникина
В.М. Толкунов