АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 декабря 2021 года | Дело № | А56-86515/2020 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области ФИО1 (доверенность от 11.01.2021), от общества с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» ФИО2 (доверенность от 03.09.2021), от общества с ограниченной ответственностью «Леспроект» ФИО3 (доверенность от 27.03.2020), рассмотрев 29.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу № А56-86515/2020, у с т а н о в и л : Общество с ограниченной ответственностью «Луга-Лес», адрес: 188800, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), о признании незаконным изложенного в письме от 21.07.2020 исх. № 02-14309/2020 отказа в принятии лесоустроительной документации, о признании незаконным бездействия Комитета по невнесению сведений в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) на основании лесоустроительной документации, представленной Обществом письмами от 06.05.2020 № 028-ЛУГАЛ-КПР (далее - Письмо 1) и от 23.06.2020 № 035-ЛУГАЛ-КПР (далее - Письмо 2) (далее - Документация), об обязании Комитета принять Документацию, представленную Обществом Письмами 1 и 2, об обязании Комитета внести сведения в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом Письмами 1 и 2. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Леспроект», адрес: 196006, Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 33, лит. Ж, к. 315, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Леспроект»). Решением суда первой инстанции от 25.01.2021 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Комитета, изложенный в письме от 21.07.2020 исх. № 02-14309/2020, в принятии Документации (пункт 1 резолютивной части); признано незаконным бездействие Комитета по невнесению сведений в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом Письмами 1 и 2 (пункт 2 резолютивной части); Комитет обязан судом принять Документацию, представленную Обществом Письмами 1 и 2, и выполнить предусмотренные законодательством действия по ее рассмотрению и внесению сведений в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом (пункт 3 резолютивной части); Комитет обязан судом внести сведения в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом Письмами 1 и 2 (пункт 4 резолютивной части). Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2021 решение суда первой инстанции изменено, пункт 3 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: обязать Комитет принять Документацию, представленную Обществом Письмами 1 и 2, и выполнить предусмотренные законодательством действия по внесению сведений в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом. В остальной части решение суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на необоснованность выбранного способа таксации – дешифрирование, недостоверные сведения относительно периода проведения мероприятий по таксации лесов, наличие сомнений в достоверности полученных данных по результатам проведенной таксации, непредставление Обществом в материалы дела акта несоответствия данных ГЛР натурному обследованию. В судебном заседании представитель Комитета поддержала доводы кассационной жалобы, а представители Общества и ООО «Леспроект» против доводов жалобы возразили. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является арендатором лесных участков общей площадью 112 580 га, находящихся на территории Северо-Западного лесничества Ленинградской обл., на основании договоров аренды от 16.12.2008 № 2-2008-12-177-З, от 16.12.2008 № 2-2008-12-178-З, от 16.12.2008 № 2-2008-12-179-З, заключенных в целях заготовки древесины на срок до 31.12.2051 (далее - Договоры аренды). Между Обществом (заказчиком) и ООО «Леспроект» (исполнителем) 26.06.2017 заключен договор № 26-06/2017-01 на выполнение лесоустроительных работ (таксации лесов дешифровочным способом) на арендуемых Обществом лесных участках (далее - Договор на выполнение лесоустроительных работ). 11.04.2018 было проведено первое лесоустроительное совещание с участием представителя Комитета, на котором было одобрено проведение таксации лесов дешифровочным способом при использовании спектрозональных (цветных) стереоскопических аэрофотоснимков залета 2017 года. На втором лесоустроительном совещании 30.04.2018 по рассмотрению результатов лесоустроительных работ по таксации лесов было установлено фактическое выполнение лесоустроительных работ по названному выше Договору. Общество Письмом 1 представило в Комитет Документацию, в том числе: лесоустроительные планшеты по участковым лесничествам, таксационные описания лесотаксационных выделов по участковым лесничествам, и просило внести в установленном порядке сведения в ГЛР. Комитет письмом от 01.06.2020 исх. № 02-11024/2020 запросил у Общества дополнительные документы (материалы, подтверждающие проведение коллективных тренировок сотрудников заказчика (Общества) и исполнителя - ООО «Леспроект»). В ответ Письмом 2 Общество направило в Комитет: 1. приказ Общества № 15/11-17/1 от 15.11.2017 (с приложением сличительных ведомостей); 2. приказ Общества № 16/1-Л от 01.12.2017 (с приложением сличительных ведомостей); 3. протокол лесоустроительного совещания от 11.04.2018; 4. протокол лесоустроительного совещания от 30.04.2018. Письмом от 21.07.2020 исх. № 02-14309/2020 Комитет отказал Обществу в принятии материалов лесоустройства, сославшись на невозможность проверки качества выполненных лесоустроительных работ. Комитет указал, что при проведении лесоустроительных работ за счет средств арендаторов лесных участков отсутствует возможность осуществления контроля качества выполненных работ со стороны Комитета (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений) и лесничествами Ленинградской области. Проведение качественной и достоверной проверки результатов уже выполненных работ не представляется возможным. Проведение указанной проверки возможно только в период проведения работ совместно с инженерами-таксаторами. С учетом изложенного у Комитета отсутствует возможность в принятии материалов лесоустройства, представленных Обществом, при этом последнее вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Не согласившись с таким отказом и воспользовавшись правом на судебную защиту, Общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части определенного судом способа восстановления нарушенных прав заявителя. Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам. Таксация лесов является составной частью лесоустройства, правила проведения которого устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статьи 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - ЛК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 67 ЛК РФ приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 12.12.2011 № 516 была утверждена Лесоустроительная инструкция (далее - Лесоустроительная инструкция 2011 года), которая действовала в период проведения рассматриваемых лесоустроительных работ. Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции 2011 года таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование. Аналогично согласно пункту 31 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующие леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 91 ЛК РФ документированная информация, включаемая в ГЛР, предоставляется, в том числе, лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Согласно пункту 1.5 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 31.10.2007 № 282 (далее - Административный регламент), документированная информация, включаемая в ГЛР, представляется в обязательном порядке на безвозмездной основе лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Комитет не оспаривал позицию Общества, изложенную в ранее направленных письмах и в пояснениях в суде, согласно которой в 2018 году у Общества заканчивался срок действия проектов освоения лесов по Северо-Западному лесничеству, прежние результаты лесоустроительных работ приняты и введены в действие приказом Комитета от 28.12.2015 № 68 «О введении в действие материалов таксации лесов Северо-Западного лесничества Ленинградской области». В ходе организации и ведения своей хозяйственной деятельности на основании новых проектов освоения лесов Общество столкнулось с многочисленными фактами несоответствия таксационных характеристик выделов, приведенных в официальных материалах лесоустройства - таксационных описаниях, фактическим натурным данным, а также с несоответствием местоположения квартальных просек на лесоустроительных планшетах фактическому их местоположению в натуре. В письме от 26.03.2018 исх. № 02-44992018 Комитет на письмо Общества от 22.03.2018 исх. № 031-ЛУГАЛ-КПР сообщил, что руководствуясь пунктом 5 Лесоустроительной инструкции 2011 года, не возражает в проведении лесоустроительных работ на арендуемых Обществом лесных участках по Договорам аренды на территории Северо-Западного лесничества Ленинградской области за счет собственных средств. В письме Комитет также указал, что полученные в результате проведения лесоустроительных работ материалы и документы в соответствии с пунктом 18 Договоров аренды необходимо безвозмездно представить в Комитет. В письме от 01.06.2020 исх. № 02-11024/2020 Комитет подтвердил заявителю, что в соответствии с действующим законодательством в сфере лесных правоотношений проведение лесоустроительных работ на арендованных лесных участках возможно за счет средств арендаторов. В соответствии с положениями статьи 69.1 ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (часть 1). По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации, составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам. В частности, при таксации лесов определяются основные характеристики лесных ресурсов, например, преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ). В соответствии с пунктом 75 Лесоустроительной инструкции 2011 года допускаются четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализации. Согласно пункту 78 Лесоустроительной инструкции 2011 года дешифровочный способ таксации лесов основан на аналитико-измерительном дешифрировании качественных характеристик лесных насаждений по их изображению на аэроснимках и космических снимках. Обязательным условием применения дешифровочного способа таксации лесов является наличие материалов аэросъемки или космической съемки с параметрами, соответствующими указанным в приложении 9 к настоящей Инструкции. Аналитико-измерительное дешифрирование выполняется с использованием программно-аппаратных комплексов или на стереоскопических приборах. При дешифрировании аэроснимков или космических снимков должны быть определены с заданной нормативной точностью контуры лесотаксационных выделов, породный состав лесных насаждений, класс возраста, средние высота и диаметр древостоя, группа типов леса, класс бонитета, полнота и запас древесины лесных насаждений, категории и состояние не покрытых лесной растительностью земель, лесных и нелесных площадей. Полученные характеристики сопоставляются с материалами предыдущего лесоустройства с тем, чтобы не допустить необоснованных изменений контуров таксационных выделов, проанализировать преемственность ранее установленных таксационных характеристик таксационных выделов, причины выявленных расхождений. При необходимости производится корректировка данных. Результаты дешифрирования записываются в карточку таксации по форме, указанной в приложении 10 к настоящей Инструкции. Как указано выше, Общество, являясь арендатором лесных участков, в пределах предоставленных ему прав, за свой счет заключило договор на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов. Таксация проведена согласно способу, установленному на первом лесоустроительном совещании, проведенном с участием представителей Комитета, и в соответствии с Лесоустроительной инструкцией 2011 года, действовавшей в период выполнения лесоустроительных работ, которая допускала использование дешифровочного способа таксации лесов первой категории. При таких обстоятельствах довод Комитета о невозможности определить обоснованность выбранного способа таксации (дешифрирование) опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами и не может быть принят во внимание. Комитет не объяснил объективные причины, по которым ставит под сомнение результаты ранее одобренного им же дешифровочного способа с использованием материалов аэросъемки. При этом Комитет не отрицает, что, к примеру, качество установления границ лесотаксационных выделов может быть перепроверено посредством повторного дешифрирования аэроснимков или космических снимков либо путем сопоставления данных лесоустроительной документации с данными, полученными при осмотре и инструментальных измерениях на проверяемых участках. Следует отметить, что в суде Комитетом неоднократно дополнялась позиция в споре, не излагавшаяся в оспоренном заявителем письме. Документированная информация о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов содержится в ГЛР (часть 2 статьи 91 ЛК РФ), который ведется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 ЛК РФ). Из пункта 2 Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Минприроды России от 15.01.2019 № 10, следует, что ГЛР ведется с целью обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц достоверными сведениями о лесах. В силу статьи 91 ЛК РФ, Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного, утвержденного приказом Минприроды России от 27.07.2020 № 491, ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, ведение которого осуществляется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). ГЛР отражает актуальную и достоверную информацию о состоянии лесных участков. Внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение осуществляется на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Законом предоставлено и Комитет не оспаривает право заявителя на отражение в материалах лесоустройства и ГЛР актуальных и достоверных сведений об арендуемых лесных участках, при этом заявитель вправе инициировать процедуру внесения Комитетом, выполняющим функции уполномоченного органа публичной власти, соответствующих сведений (их изменений). Обосновывая нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым бездействием Комитета, Общество в том числе отмечает, что наличие в ГЛР не соответствующей фактической информации об арендованном участке влечет значительные материальные издержки при назначении выделов в рубку, поскольку в настоящее время при назначении практически каждого выдела Обществу приходится на возмездной основе привлекать инженера-таксатора для перетаксации (то есть фиксации актуальных сведений о состоянии лесного насаждения) выдела, подготавливать акт несоответствия сведений в ГЛР натурному обследованию (форма 3), представлять его в Комитет на утверждение. По мнению Общества, не соответствующие фактическому состоянию материалы ГЛР также препятствуют надлежащему исполнению мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов (как тех, которые связаны с лесозаготовкой, так и мероприятий по лесовосстановлению). В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее - Лесоустроительная инструкция 2018 года), по результатам таксации лесов составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков). На основании таксационных описаний и лесоустроительных планшетов осуществляется внесение документированной информации в ГЛР и ее изменение (пункт 147). Согласно пункту 2 1 Договора на выполнение лесоустроительных работ сроки выполнения работ: начало - 26.06.2017; окончание - 30.09.2018. Работы выполняются в три этапа: этап 1. Комплекс аэрофотосъемочных работ на площади 312,4 тыс.га. Подготовительные работы; этап 2.Таксация лесов дешифровочным способом на площади 112580 га; этап 3. Камеральная обработка результатов дешифрирования. Выпуск готовой продукции. Согласно пункту 5.3 Договора заказчик обеспечивает исполнителя материалами лесоустройства 2014-2015 гг. (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесонасаждений участковых лесничеств, карта-схема лесничества) на объект работ в электронном виде в формате *doc, *.jpg, и т.п. Из протокола от 30.04.2018 второго лесоустроительного совещания по рассмотрению результатов лесоустроительных работ по таксации лесов на лесном участке, арендуемом Обществом, следует: 1. Лесоустроительные работы по таксации лесов выполнены на территории Северо-Западного лесничества Ленинградской области на арендуемом Обществом лесном участке на общей площади 112 852 га (Договоры аренды лесного участка); 2. Лесоустроительные работы по таксации лесов выполнены в соответствии с ЛК РФ с изменениями, Лесоустроительной инструкцией 2011 года, Лесным планом Ленинградской области, Лесохозяйственным регламентом Северо-Западного лесничества, Договором на выполнение лесоустроительных работ и протоколом первого лесоустроительного совещания; 3. Границы объекта работ по таксации лесов определены на основании данных ГЛР. Границы объекта работ сформированы в системе координат МСК-47 зона 3. В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 (далее - Перечень № 496), документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в ГЛР и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1); акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (форма 2); акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3). Пунктом 2.2.9 действующей редакции Перечня № 496 установлено, что основанием для внесения документированной информации в названные акты является следующая первичная документация: лесоустроительная документация. Пунктами 2.2.9, 2.2.10 ранее действовавшей редакции Перечня № 496 было установлено, что основанием для внесения документированной информации в названные выше акты является в том числе следующая первичная документация: таксационные описания лесотаксационных выделов, в пределах лесных кварталов; лесоустроительные планшеты. Пунктом 156 Лесоустроительной инструкции 2018 года установлено, что лесоустроительная документация вводится в действие со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении. В соответствии с пунктом 4.2 Перечня № 496 акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1) или ее изменении (форма 2) составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом. С учетом изложенного суды двух инстанций отклонили доводы Комитета о необходимости представления Обществом в данной ситуации в составе материалов таксации акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3) с учетом примененного способа таксации (дешифрирование стереоаэроснимков), при котором натурное обследование лесных участков не проводится. В рассматриваемой ситуации внесение информации в ГЛР должно осуществляться на основании актов о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (форма 1) или ее изменении (форма 2), оформление которых осуществляется Комитетом. Согласно пунктам 157, 158 Лесоустроительной инструкции 2018 года в ходе проведения работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (лесоустройству) осуществляется проверка их качества. Проверку качества работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и приемку выполненных работ осуществляет заказчик работ (в данном случае - Общество) в присутствии исполнителя работ. Вид и перечень проводимых уполномоченным органом проверок в отношении представленной лесоустроительной документации установлен пунктом 2.10 Административного регламента, согласно которому уполномоченные органы государственной власти в срок не позднее 5-ти рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов проводят проверку комплектности и содержательную проверку полученной документированной информации. Согласно указанному пункту проверка комплектности заключается в проверке наличия документированной информации по описи. Содержательная проверка заключается в проверке полноты заполнения установленных форм и проверке соответствия представленных данных требуемому формату данных. Далее в названном пункте указано, что в случае выявления несоответствия представленной информации установленным критериям качества, лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти мотивированный отказ в приемке информации, содержащий прямые ссылки на ошибки и указания на необходимость дополнения представленной информации. Мотивированный отказ доводится до лиц, предоставивших информацию, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации в канцелярии входящего пакета документов (3-х рабочих дней с момента регистрации входящего электронного сообщения). Лица, предоставившие информацию, обеспечивают корректировку необходимой информации и представление скорректированного пакета документов в уполномоченный государственной орган власти в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения мотивированного отказа. В случае получения положительных результатов проверки представленной информации лицам, представившим информацию, направляется за подписью начальника ответственного структурного подразделения уполномоченного органа государственной власти уведомление о приемке пакета документов в срок не позднее 3-х рабочих дней с момента принятия положительного решения по проверке пакета документов. Перечисленные действия Комитетом должным образом не совершены. В силу указанного, установив действительное нарушение законодательства и прав заявителя в экономической сфере, суды правомерно признали незаконным отказ Комитета, изложенный в письме от 21.07.2020 исх. № 02-14309/2020, в принятии Документации (пункт 1 резолютивной части), а также правомерно признали незаконным бездействие Комитета по невнесению сведений в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом Письмами 1 и 2 (пункт 2 резолютивной части). Судебные акты в указанных выше частях являются правильными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими конкретным обстоятельствам настоящего спора. Вместе с тем определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения и связано с оценкой спорных правоотношений, совокупности установленных по делу обстоятельств. В качестве способа восстановления нарушенных прав (с учетом указанных Обществом в заявлении) суд первой инстанции обязал Комитет принять Документацию, представленную Обществом Письмами 1 и 2, и выполнить предусмотренные законодательством действия по ее рассмотрению и внесению сведений в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом (пункт 3 резолютивной части). Суд апелляционной инстанции изменил решение суда в указанной части, изложив пункт 3 его резолютивной части в следующей редакции: обязать Комитет принять Документацию, представленную Обществом Письмами 1 и 2, и выполнить предусмотренные законодательством действия по внесению сведений в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом. То есть, апелляционный суд посчитал излишним обязание Комитета выполнить предусмотренные законодательством действия по рассмотрению представленной Обществом Документации. Сославшись на письмо Комитета от 01.06.2020 исх. № 02-11024/2020 о необходимости представления Обществом дополнительных документов и ответное Письмо 2 Общества, апелляционный суд посчитал, что у Комитета отсутствуют дополнительные замечания по содержанию представленных Обществом документов, отметил, что в материалах дела имеются сведения о проведении Комитетом предусмотренных Административным регламентом действий по проверке представленной Обществом документации, а также доказательства устранения Обществом замечаний Комитета по результатам проведенной проверки. Между тем данный вывод суда апелляционной инстанции ошибочен, противоречит материалам дела, а также пояснениям самих сторон. В письме от 01.06.2020 исх. № 02-11024/2020 Комитет запросил дополнительные документы только для принятия дальнейших решений. Само Общество в правовой позиции от 13.01.2021, сославшись в том числе на пояснения представителя Комитета в судебном заседании 08.12.2020, указало, что никакой проверки представленных Обществом материалов Комитет не осуществлял. Таким образом, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для изменения решения суда первой инстанции, в связи с чем постановление апелляционного суда в этой части следует отменить с оставлением решения суда первой инстанции в указанной части в силе. При этом суды двух инстанций, разойдясь в вопросе необходимости выполнения Комитетом предусмотренных законодательством действий по рассмотрению представленной Обществом Документации, одновременно обязали Комитет уже внести сведения в ГЛР на основании Документации, представленной Обществом Письмами 1 и 2 (пункт 4 резолютивной части). Данное обязание с учетом указанного выше является преждевременным и фактически, без совершения Комитетом содержательной проверки Документации и действий, предусмотренных пунктом 2.10 Административного регламента, преодолевает и нивелирует необходимость исполнения предшествующего обязания Комитета - выполнить предусмотренные законодательством действия по рассмотрению представленной Обществом Документации. С учетом указанного судебные акты в части пункта 4 резолютивной части следует отменить. Поскольку данная часть судебных актов касается способа восстановления нарушенных прав заявителя и наличие пункта 3 резолютивной части (в редакции решения суда первой инстанции) соответствует требованиям корректности, достаточности и эффективности защиты, принятия нового судебного акта в этой части не требуется. Принимая во внимание изложенное, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат частичной отмене. Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и повторной оценки доказательств по делу не требуется, оснований для передачи дела на новое рассмотрение не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу № А56-86515/2020 в части изменения пункта 3 резолютивной части решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2021 по настоящему делу отменить. В указанной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2021 по настоящему делу оставить в силе. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по настоящему делу в части обязания Комитета по природным ресурсам Ленинградской области внести сведения в государственный лесной реестр на основании лесоустроительной документации, представленной обществом с ограниченной ответственностью «Луга-Лес» письмами № 028-ЛУГАЛ-КПР от 06.05.2020 и № 035-ЛУГАЛ-КПР от 23.06.2020 (пункт 4 резолютивной части решения суда), отменить. В остальной части судебные акты по настоящему делу оставить без изменения. | ||||
Председательствующий | В.М. Толкунов | |||
Судьи | О.А. Алешкевич Л.Б. Мунтян | |||