НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 03.10.2017 № А21-8128/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 октября 2017 года

Дело №

А21-8128/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,

при участии от Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Нагорной Н.В. (доверенность от 01.09.2017 № 3812-ДК),

рассмотрев 02.10.2017 в открытом судебном заседаниикассационную жалобу акционерного общества «Аэропорт «Храброво»на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2016 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А21-8128/2016,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Аэропорт «Храброво» (место нахождения: 238300, Калининградская обл., Гурьевский р-н, п. Храброво, ОГРН 1093925037931, ИНН 3917505777; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с встречным заявлением (по делу № А21-6592/2015) об оспаривании бездействия администрации Особой экономической зоны в Калининградской области (ОЭЗ) в лице Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1113926006700, ИНН 3906230908; далее - министерство), выразившегося в невыдаче обществу свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации. Заявитель также просит суд в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязать министерство выдать решение о выполнении обществом условий инвестиционной декларации.

Определением суда от 28.10.2016 заявление общества в порядке части 3 статьи 130 АПК РФ выделено в отдельное производство (дело № А21-8128/2016).

Решением суда от 19.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.06.2017, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства дела и ряд значимых нормативных положений, не учтенных, по его мнению, судебными инстанциями. Общество полагает, что действующее законодательство не содержит положений, освобождающих министерство как администрацию ОЭЗ от исполнения в установленный срок обязанности по проведению совместно с налоговым органом итоговой проверки и выдаче по ее результату свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации либо (при наличии на то оснований) отказу в его предоставлении (статья 7 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Закон № 16-ФЗ). Податель жалобы настаивает на том, что вывод судов об отсутствии оспариваемого бездействия (ввиду рассмотрения в суде заявления министерства об исключении общества из реестра резидентов ОЭЗ) не основан на нормах права.

Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).

В судебном заседании представитель министерства отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, общество с 09.04.2012 является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области (ОЭЗ) на основании свидетельства № 12002.

По мнению общества, во исполнение условий, предусмотренных статьей 4 Закона № 16-ФЗ, в период с 09.04.2012 по 09.04.2015 им осуществлены инвестиции в форме капитальных вложений на сумму более чем 150 000 000 руб.; с 09.06.2015 министерству совместно с налоговым органом в отношении аэропорта надлежало провести проверку соответствия деятельности резидента ОЭЗ требованиям Закона № 16-ФЗ и по ее итогам не позднее 09.07.2015 выдать обществу свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации либо отказать в его предоставлении.

Поскольку в установленный законом срок обществу означенное свидетельство не выдано, а отказ не получен, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании соответствующего бездействия министерства (администрации ОЭЗ).

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали отсутствие со стороны министерства незаконного бездействия, а также правовых и фактических оснований для выдачи истребуемого обществом свидетельства.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 2 статьи 69, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).

При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.

В силу положений статьи 7 Закона № 16-ФЗ после выполнения условий инвестиционной декларации, но не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения юридического лица в реестр администрация ОЭЗ совместно с налоговым органом по месту постановки резидента на налоговый учет проводит проверку соответствия деятельности резидента требованиям названного Федерального закона в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1).

Администрация ОЭЗ обязана выдать резиденту свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации в срок не позднее чем через десять дней со дня окончания проверки, но не позднее чем через три года и три месяца со дня включения юридического лица в реестр в случае, если в результате проверки не выявлен факт занижения объема капитальных вложений, предусмотренного статьей 4 названного Федерального закона (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 № 615 утверждены Правила проведения проверки соответствия деятельности резидента Особой экономической зоны в Калининградской области требованиям Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», осуществляемой администрацией Особой экономической зоны в Калининградской области совместно с налоговым органом по месту постановки резидента на налоговый учет (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил проверка проводится по совместному решению администрации ОЭЗ и налогового органа их представителями (проверяющими) после выполнения резидентом условий инвестиционной декларации, но не позднее двух месяцев со дня истечения первых трех лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

В случае, если в результате проверки выявлен факт занижения объема капитальных вложений, предусмотренного статьей 4 Закона № 16-ФЗ, администрация ОЭЗ вправе потребовать в судебном порядке исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области (пункт 17 Правил).

При выявлении в результате проверки несоответствия деятельности резидента требованиям, установленным Законом № 16-ФЗ, администрация ОЭЗ обязана потребовать исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в судебном порядке (пункт 18 Правил).

Суды учли, что в рамках осуществления контроля за реализацией инвестиционного проекта в порядке статьи 7 Закона № 16-ФЗ основанием проведения администрацией ОЭЗ и налоговыми органами итоговой проверки резидента по истечении трех лет его деятельности является выполнение условий инвестиционной декларации. Подтверждением исполнения этих условий служат ежегодные проверки администрацией ОЭЗ деятельности резидентов ОЭЗ с составлением соответствующего акта в целях выявления соответствия такой деятельности условиям реализации инвестиционного проекта, содержащимся в инвестиционной декларации (части 1 и 6 статьи 7 Закона № 16-ФЗ).

В случае несоответствия деятельности резидента требованиям, установленным Законом № 16-ФЗ, установленного нарушения резидентом условий инвестиционной декларации в части объема и сроков инвестирования администрация ОЭЗ обязана потребовать исключения такого резидента из реестра в судебном порядке.

Как видно из материалов дела и согласуется с выводами судов трех инстанций по делу № А21-6592/2015, администрацией ОЭЗ по итогам проверки общества зафиксирован факт нарушения инвестиционной декларации резидентом в части объемов инвестирования на сумму 1 915 млн. руб., в связи с чем 24.08.2015 министерство (администрация ОЭЗ) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об исключении общества из реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

Суды сделали правильный вывод об отсутствии со стороны министерства незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы заявителя в экономической сфере. Невыдача обществу свидетельства о выполнении условий инвестиционной деятельности обусловлена тем, что министерством выявлены существенные нарушения обществом инвестиционной декларации в части объемов инвестирования.

Эти нарушения подтверждены министерством в рамках настоящего дела, дел № А21-5446/2015 и А21-6592/2015; ранее установленные судами обстоятельства имеют преюдициальное значение.

Выводы судов являются законными и обоснованными.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А21-8128/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Аэропорт «Храброво» - без удовлетворения.

Председательствующий

И.О. Подвальный

Судьи

Л.Б. Мунтян

И.Г. Савицкая