НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Северо-Западного округа от 02.10.2023 № А56-57268/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 октября 2023 года

Дело №

А56-57268/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сапоткиной Т.И.,
Сергеевой И.В.,

при участии от Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. (доверенность от 06.12.2023), от Комитета финансов Ленинградской
области Андреева К.В. (доверенность от 22.12.2022), от Заруцкой Т.С.
Шигаповой Е.И.(доверенность от 12.07.2022),

рассмотрев 20.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу № А56-57268/2021,

у с т а н о в и л:

Правительство Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67 (далее – Правительство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «СНВ Северо-Запад», адрес: 191119,
Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 5, лит. Б, пом. 2Н, оф. 5, раб. м. № 1, 2,
ОГРН 1117847199018, ИНН 7842453100 (далее – Общество), о взыскании
280 887 750 руб. убытков в размере имущественного взноса субъекта Российской Федерации – Ленинградской области в имущество Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства в целях урегулирования обязательств Общества, признанного банкротом и являющегося застройщиком объектов незавершенного строительства, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Коммунар, корп. 1-7, 10 (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее –
АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 67, ОГРН 1027809250325, ИНН 7825663932 (далее – Комитет финансов), Комитет по строительству Ленинградской области, адрес: 191028, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 14, лит. А, ОГРН 1089847177760, ИНН 7841386725 (далее – Комитет по строительству), Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Ленинградской области, адрес: 188641, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Приютинская ул., д. 13,
ОГРН 1194700000923, ИНН 4703168325 (далее – Фонд субъекта), публично-правовая компания «Фонд развития территорий», адрес: 115088, Москва, Шарикоподшипниковская ул., д. 5, ОГРН 5177746100032, ИНН 7704446429 (далее – Фонд развития территорий), Заруцкая Татьяна Сергеевна.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2022 иск удовлетворен.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 03.05.2023 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 03.05.2023, оставить в силе решение от 24.11.2022.

По мнению подателя жалобы, наличие механизма частичного возмещения понесенных расходов, а также то обстоятельство, что Фондом защиты прав граждан не реализовано право на включение требований кредиторов в рамках дела о банкротстве, которое прекращено 27.01.2022, не может являться препятствием для защиты нарушенных прав Ленинградской области иными способами, предусмотренными законом.

В отзыве на кассационную жалобу Заруцкая Т.С. просит оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Правительства и Комитета финансов поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Заруцкой Т.С. возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.

Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Общество являлось застройщиком многоквартирных жилых домов (далее – МКД) по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский муниципальный район, в черте границ муниципального образования «Город Коммунар» (разрешения на строительство от 23.09.2014 № RU47506106-0315 («Город детства 6 корпус»), RU47506106-0316 («Город детства 10 корпус»), 30.05.2014 № RU47506106-0300 («Город детства 7 корпус»), 14.11.2014 № RU47506106-0328 («Город детства - 1 корпус»), RU47506106-0329 («Город детства - 2 корпус»), RU47506L06-0330 («Город детства - 3 корпус»), RU47506106-0331 («Город детства - 4 корпус»), RU47506106-0332 («Город детства - 5 корпус»)).

Впоследствии в феврале 2017 года было возбуждено производство о несостоятельности Общества в рамках дела № А56-9457/2017, применен параграф 7 главы IX Закона № 127-ФЗ.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2018 по делу № А56-9457/2017 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Согласно выписке из протокола от 26.12.2019 № НС-12/2019 на заседании Наблюдательного совета Фонда защиты прав граждан (далее – Фонд), правопреемником которого является Фонд развития территорий, были приняты решения о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ, в отношении объектов незавершенного строительства ЖСК «Город детства 6 корпус», ЖСК «Город детства 7 корпус», ЖСК «Город детства 10 корпус» и предоставлении согласия на совершение сделок по безвозмездной передаче имущества Фонда третьим лицам на условиях согласно приложениям 6-20, а также выплате возмещения гражданам – участникам строительства по требованиям, которые включены в реестр требований участников строительства застройщиков - банкротов, указанных в приложениях 1-20 к протоколу, и которые не будут переданы вышеозначенным третьим лицам в порядке 201.15-2 Закона № 127-ФЗ.

В соответствии с приложениями 12, 13, 14 к протоколу об основных условиях передачи имущества Фонда третьему лицу - Фонду субъекта сторонами заключены соглашения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства созданных участниками строительства ЖСК «Город детства 6 корпус», «Город детства 7 корпус», «Город детства 10 корпус», при этом объем финансовой помощи за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации, составляет 17 500 000 руб., а объем финансовой помощи за счет имущества, сформированного за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации, составляет 18 200 000 руб. по каждому из объектов.

Согласно выписке из протокола от 03.11.2020 № НС-19/2020 на заседании Наблюдательного совета Фонда были приняты решения о финансировании мероприятий, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 13.1 Закона № 218-ФЗ, в отношении объектов незавершенного строительства ЖСК «Город детства - 1 корпус», ЖСК «Город детства - 2 корпус», ЖСК «Город детства - 3 корпус», ЖСК «Город детства - 4 корпус», ЖСК «Город детства - 5 корпус», а также об одобрении совершения сделок по осуществлению выплаты возмещения гражданам - участникам строительства в соответствии со статьей 13 Закона
№ 218-ФЗ на основных условиях согласно приложениям 35 - 41 к протоколу.

В соответствии с приложениями 43, 44, 45, 46, 47 к названному протоколу об основных условиях сделок по осуществлению выплаты возмещения Фондом гражданам, являющимся членами жилищно-строительных кооперативов, Фонд в соответствии со статьей 13 Закона № 218-ФЗ осуществляет выплату возмещения гражданам - членам кооперативов, объем финансовой помощи составляет: по ЖСК «Город детства - 1 корпус»: 33 628 981 руб. 45 коп. за счет имущества Фонда, 35 001 592 руб. 93 коп. за счет имущественного взноса субъекта; по ЖСК «Город детства - 2 корпус»: 33 167 142 руб. за счет имущества Фонда, 34 520 902 руб. 90 коп. за счет имущественного взноса субъекта; по ЖСК «Город детства - 3 корпус»: 50 202 025 руб. 27 коп. за счет имущества Фонда,
52 251 087 руб. 53 коп. за счет имущественного взноса субъекта; ЖСК «Город детства - 4 корпус»: 42 685 807 руб. 72 коп. за счет имущества Фонда,
44 428 085 руб. 58 коп. за счет имущественного взноса субъекта; по ЖСК «Город детства - 5 корпус»: 49 547 024 руб. 29 коп. за счет имущества Фонда,
51 569 351 руб. 81 коп. за счет имущественного взноса субъекта.

При этом из приложений 43, 44, 45, 46, 47 к протоколу от 03.11.2020 следует, что требования граждан, являющихся членами ЖСК «Город детства - 1 корпус», ЖСК «Город детства - 2 корпус», ЖСК "Город детства - 3 корпус»,
ЖСК «Город детства - 4 корпус», ЖСК «Город детства - 5 корпус», погашены в деле о банкротстве Общества № А56-9457/2017 в связи с передачей названным кооперативам определениями суда от 04.10.2019, 18.10.2019, 04.10.2019, 29.11.2019, 29.11.2019 соответственно прав застройщика на объекты незавершенного строительства и земельные участки.

Между Правительством и Фондом 25.10.2019 было заключено соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета субъекта Российской Федерации (далее – Соглашение).

Впоследствии Правительство передало все права по Соглашению Комитету по строительству в соответствии с пунктом 2.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 11.12.2020 № 4.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 11.12.2020 № 5 субсидия предоставляется на цели, предусмотренные статьей 13.1 Закона № 218-ФЗ, в том числе на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, объектов инженерно-технического, социальной инфраструктуры (пункт 1.1.1), погашение требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, иных требований, указанных в пункте 1.1.2 соглашения, перечисление денежных средств застройщику в целях обеспечения возможности передачи участникам строительства в МКД, строительство которых завершено, или передачи Фонду или Фонду субъекта прав на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями (пункт 1.1.2), выплату возмещения гражданам - участникам долевого строительства в соответствии со статьей 13 упомянутого Закона (пункт 1.1.5) и др.

В перечень объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, в отношении которых осуществляется финансирование мероприятий по завершению строительства в соответствии с приложением 1 к дополнительному соглашению от 08.02.2021 № 7 к Соглашению от 25.10.2019 вошли, в том числе объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский район, г. Коммунар, корпуса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10 (идентификаторы р-2182, р-10726, р-5959, р-7136, р-1418, р-3416, р-3054, р-296).

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 05.05.2021 № 8 субсидия предоставляется Фонду в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных до Комитета по строительству Ленинградской области на цели, установленные пунктом 1.1 соглашения, в размере: в 2019 году 619 500 000 руб., в 2020 году 500 000 000 руб., в 2021 году 880 500 000 руб., в 2022 году 800 000 000 руб.

Во исполнение условий Соглашения субсидии перечислены Фонду Комитетом по строительству по платежным поручениям от 26.12.2019 № 769249 на сумму 531 200 000 руб., 27.12.2019 № 778431 на сумму 883 000 000 руб., от 23.12.2020 № 105842 на сумму 500 000 000 руб.

Полагая, что неисполнение Обществом принятых на себя обязательств по строительству жилых домов и передаче жилых помещений в собственность участников долевого строительства привело к значительному увеличению расходов бюджета Ленинградской области, связанных с защитой прав участников долевого строительства в порядке, установленном Законом
№ 218-ФЗ, предусматривающем финансирование за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации мероприятий по восстановлению прав граждан - участников долевого строительства, Правительство обратилось в суд с настоящими требованиями о взыскании с Общества ущерба в размере суммы имущественного взноса Ленинградской области, необходимой для завершения строительства объектов незавершенного строительства и выплаты возмещения участникам долевого строительства.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Правительства.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, отменил решение и отказал в удовлетворении иска.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

В обоснование заявленных требований о взыскании с Общества убытков, Правительство указало на то, что в связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств застройщика, из бюджета Ленинградской области были выделены значительные денежные средства в установленном Соглашением размере в виде предоставления Фонду субсидии в целях урегулирования обязательств признанного банкротом Общества.

Соглашение заключено между Правительством и Фондом в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 21.10.2019 № 491 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области в виде имущественного взноса Ленинградской области в имущество публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (в редакции, действующей на момент заключения Соглашения).

По смыслу положений статьи 2 Закона № 218-ФЗ (в редакции, действующей на момент заключения соглашения) Фонд создан Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, в том числе защиты прав граждан - участников долевого строительства.

Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Правительство как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в данном случае приняло на себя публичную обязанность по предоставлению субсидий Фонду для последующего урегулирования обязательств, неисполненных застройщиком-банкротом перед участниками долевого строительства, в связи с чем, принимая во внимание, что субсидии на завершение строительства домов и выплату возмещения гражданам были предоставлены Фонду, а впоследствии решениями Наблюдательного совета Фонда прав граждан в соответствии с протоколом от 25.12.2019 созданным в отношении каждого из восьми объектов жилищно-строительным кооперативам было безвозмездно передано имущество Фонда, а равно выплата возмещения гражданам была произведена в пользу жилищно-строительных кооперативов, а не Общества.

Также апелляционным судом при вынесении обжалуемого постановления правильно учтено, что положениями Закона № 127-ФЗ предусмотрен порядок предъявления соответствующих требований Фондом по результатам осуществления выплаты возмещения гражданам - участникам долевого строительства в рамках дела о банкротстве застройщика.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 201.9 Закона
№ 127-ФЗ в ходе конкурсного производства, применяемого в деле о банкротстве застройщика, требования кредиторов, за исключением требований кредиторов по текущим платежам, удовлетворяются в установленной пунктом 1 очередности, в частности в третью очередь производятся расчеты в следующем порядке: в первую очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства, за исключением требований, указанных в абзаце четвертом названного подпункта; во вторую очередь - по требованиям Фонда, приобретенным в результате осуществления выплаты возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 Закона № 218-ФЗ в случаях, предусмотренных пунктами 6, 7 и 13 статьи 201.15-2-2 Закона № 127-ФЗ; в третью очередь - по денежным требованиям граждан - участников строительства по возмещению убытков, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 Закона
№ 127-ФЗ.

Из материалов дела не следует, что Фонд реализовал предоставленное ему право на предъявление требований в порядке, установленном данной нормой.

В соответствии с положениями статей 13, 13.1 Закона № 218-ФЗ, именно Фонд принимает решение о выплате возмещения гражданам - участникам строительства, а также финансировании мероприятий, осуществляемых Фондом субъекта Российской Федерации, в том числе по исполнению обязательств застройщика по передаче участникам строительства жилых помещений.

Согласно пункту 1 статьи 201.15-1 Закона № 127-ФЗ при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который будет являться приобретателем (далее в целях настоящего параграфа - приобретатель). В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.

В соответствии с положениями статьи 9.1 Закона № 218-ФЗ к имуществу застройщика, которое может быть передано приобретателю в соответствии с настоящей статьей, относятся земельные участки (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимые улучшения на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства), права на проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения (далее соответственно - имущество, земельный участок, неотделимые улучшения земельного участка, проектная документация).

В целях погашения требований участников строительства Обществом в соответствии с положениями статьи 201.10 Закона № 127-ФЗ жилищно-строительным кооперативам были переданы права застройщика на объекты незавершенного строительства и земельные участки, требования участников строительства, являющихся членами ЖСК «Город детства - 1 корпус», ЖСК «Город детства - 2 корпус», ЖСК "Город детства - 3 корпус»,
ЖСК «Город детства - 4 корпус», ЖСК «Город детства - 5 корпус», были погашены в деле о банкротстве Общества № А56-9457/2017 в связи с передачей названным кооперативам определениями суда от 04.10.2019, 18.10.2019, 04.10.2019, 29.11.2019, 29.11.2019 соответственно прав застройщика на объекты незавершенного строительства и земельные участки. Таким образом, в результате передачи прав на земельные участки и объекты незавершенного строительства все требования участников строительства к Обществу были погашены, а, следовательно, все права и обязательства застройщика перешли к ЖСК, в пользу которых Фондом и были перечислены денежные средства.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии с предоставленными ему частью 1 статьи 268 АПК РФ полномочиями, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательствами и совокупность приведенных обстоятельств, пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 15 ГК РФ оснований для удовлетворения иска.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов апелляционного суда и не свидетельствуют о неправильной оценке им обстоятельств дела.

При вынесении обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 03.05.2023 по делу № А56-57268/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

Т.И. Сапоткина

И.В. Сергеева