870/2023-51503(3)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар Дело № А32-58515/2021 09 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2023 года
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Гиданкиной А.В и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя – некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН 2311981102 ОГРН 1132300005650), заинтересованного лица – Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796 ОГРН 1062308033700), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А32-58515/2021, установил следующее.
Некоммерческая унитарная организация «Краснодарский краевой Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – фонд) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее – инспекция) от 30.09.2021 № 1592.
Решением суда первой инстанции от 13.04.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2023, в удовлетворении заявления отказано. Предписание инспекции признано формально определённым, исполнимым, отмечено, что организация обязана принять меры к формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт в отношении собственников помещений многоквартирных домов (далее – МКД).
В кассационной жалобе фонд просит судебные акты отменить, удовлетворить требование. Ссылается на ведение претензионно-исковой работы в отношении собственников помещений в МКД, отказ во взыскании задолженности в судебном порядке, отсутствие обязанности организовать работу по принятию мер к
принудительному взысканию задолженности по взносам в фонд капитального ремонта с собственников помещений в МКД (далее – взносы).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил, что по результатам ранее проведённой инспекцией проверки, результаты которой оформлены в акте от 24.02.2021 № 183, инспекция выдала предписания 24.02.2021 № 99, № 128 со сроком исполнения до 24.05.2021, который продлён инспекцией до 31.08.2021, об устранении выявленных при проверке нарушений. По распоряжению 07.09.2021 № 2798 инспекция провела внеплановую проверку выполнения предписаний от 24.02.2021 № 99, № 128, по результатам которой выдала предписание от 30.09.2021 № 1592. В нем вновь зафиксировано нарушение фондом пункта 1 части 1 статьи 180, части 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) – неведение претензионно-исковой работы с собственниками помещений в МКД, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Новороссийск, несвоевременно уплачивающих плату в фонд капитального ремонта. Предписание также содержало указание на необходимость проведения мероприятий (работ) в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений в срок до 30.01.2022, – принятие мер к формированию фонда капитального ремонта и аккумулированию взносов на капитальный ремонт по задолженности по взносам. При проверке исполнения предписаний от 24.02.2021 вновь выявлено, что фонд направил досудебные претензии только части собственников помещений, не устранив изложенные в предписаниях требования в нарушение возложенных на него Законом Краснодарского края от 01.07.2013 № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края», статьями 170, 191, 167, пункта 16.5 статьи 12, части 1 статьи 178 Кодекса обязанностей регионального оператора. В случае установления контрольным органом факта перечисления денежных средств с нарушением установленного не гражданским, а жилищным законодательством порядка выносится предписание с требованием о возврате региональным оператором денежных средств. Платежи собственников помещений в рассматриваемом случае, как отметил суд, формировали имущество регионального оператора (часть 1 статьи 179 Кодекса). Имея в виду формирование региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, федеральный законодатель определил основные требования к порядку их организации во введенном Федеральным законом от 25.12.2012 № 217-ФЗ в
Кодекс разделе 1Х, наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с их созданием и функционированием, включая учреждение региональных операторов, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен МКД, типа и этажности такого дома, иных факторов) и утверждение региональных программ капитального ремонта, а органы местного самоуправления – полномочиями по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, по организации выбора собственниками помещений в МКД способа формирования фонда капитального ремонта, а также по обеспечению его формирования и проведения капитального ремонта в случаях, предусмотренных законом.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг для поддержания МКД в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Они зачисляются в зависимости от избранного собственниками помещений в МКД в том числе на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Кодекса). Собственники помещений в МКД, избравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта аккумулирование соответствующих денежных средств на счете регионального оператора обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за помещение и коммунальные услуги, а все функции, связанные с распоряжением этими денежными средствами и обеспечением проведения капитального ремонта общего имущества в данном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, передают региональному оператору – создаваемому субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда юридическому лицу (части 1 и 2 статьи 17, части 1 и 2 статьи 182 Кодекса), которое, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью.
Как следует из части 1 статьи 180 Кодекса, функциями регионального оператора являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в таких домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД,
собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в МКД, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. При перечислении взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора действует основанная на принципе социальной солидарности централизованная система аккумулирования денежных средств и управления ими в пределах территории субъекта Российской Федерации, призванная обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с утвержденной данным субъектом Российской Федерации региональной программой, устанавливающей очередность проведения капитального ремонта исходя из критериев, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 Кодекса). При этом обеспечивается обращаемость средств фонда капитального ремонта, которая носит постоянный характер и составляет экономическую основу централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в МКД и управления этими накоплениями, что позволяет не только оптимальным образом использовать средства фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений в МКД на счете, счетах регионального оператора, и защитить их от обесценивания вследствие инфляционных процессов, но и, в конечном счете, достичь правомерной цели, вытекающей из конституционного принципа социального государства, – эффективного управления общественными ресурсами в жилищной сфере.
С учетом изложенного выводы суда о наличии у инспекции оснований для выдачи обжалуемого фондом по делу предписания, выданного по результатам проверки ранее выданных сохраняющих юридическую силу предписаний от 24.02.2021 № 99, № 128, о частичном исполнении которых фонд сообщал инспекции, основаны на правильном применении норм права к конкретным фактическим обстоятельствам, соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Сходный правовой подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2023 № 308-ЭС23-1521, на применение которого сослался суд. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2023 по делу № А32-58515/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Черных
Судьи А.В. Гиданкина
Т.В. Прокофьева