НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 26.04.2017 № А55-16801/16

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

апреля 2017 года                                                                                 Дело №А55-16801/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года

Постановление в полном  объеме изготовлено 28 апреля 2017 года 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19-26.04.2017 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2016 по делу №А55-16801/2016 (судья Рагуля Ю.Н.), принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой» (ИНН 6316023206, ОГРН 1026301171324), г.Самара, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области, г.Самара, об оспаривании акта и решения,

и встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, г.Самара, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой» (ИНН 6316023206, ОГРН 1026301171324), г.Самара,

о взыскании средств, использованных не по целевому назначению, и штрафа,

в судебном заседании приняли участие:

представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой» Хазанова Т.А. (доверенность от 10.07.2016),

представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области Сомов А.Б. (доверенность от 09.01.2017 №11/01),

УСТАНОВИЛ:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой»  (далее - Больница) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением:

1) о признании незаконным составленного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС, Фонд) акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 27.04.2016 в части:

-пунктов 3, 4 и 5 раздела 13;

-требования о недопущении не целевого и неэффективного использования средств ОМС в отношении суммы 736 642 руб.;

-требования о возврате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в сумме 54 131 руб.;

-требования об уплате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, штрафа в сумме 5 413 руб. 10 коп.;

2) о признании незаконным решения ТФОМС, выраженного в сообщении о результатах рассмотрения возражений на акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств проверки за период с 01.04.2014 по 31.03.2016, направленного с сопроводительным письмом от 11.05.2016 №1114, в части непринятия возражений относительно выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату отпусков по семейным обстоятельствам, о неэффективности расходов на стимулирующие единовременные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска, о неэффективности расходов на дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда сотрудникам, трудоустроенным до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон №426-ФЗ), при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

ТФОМС, в свою очередь, обратился в Арбитражный суд Самарской области со встречным исковым заявлением о взыскании с Больницы средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 54 131 руб. и штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в сумме 5 413 руб. 50 коп.

Решением от 30.11.2016 по делу №А55-16801/2016 (с учетом определения от 05.12.2016 об исправлении опечатки) Арбитражный суд Самарской области заявление Больницы удовлетворил, в удовлетворении встречного искового заявления Фонда отказал.

Фонд в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции.

Больница апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

Рассмотрение дела откладывалось на основании ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании 19.04.2017 объявлялся перерыв до 26.04.2017. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.

В судебном заседании представитель Фонда апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.

Представитель Больницы апелляционную жалобу отклонила, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и дополнительных пояснениях, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение следует изменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ).

Как видно из материалов дела, по результатам комплексной плановой проверки целевого и рационального использования в Больнице средств ОМС за период с 01.04.2014 по 31.03.2016 Фонд составил акт проверки от 27.04.2016, в разделе 13 которого сделал выводы, в частности, о том, что:

- в нарушение п.3.5 Тарифных соглашений на 2014-2016 годы, предписывающего, что медицинские организации направляют средства, полученные от страховых компаний за оказанную медицинскую помощь в системе ОМС, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи и не используют для иных целей, работникам Больницы предоставлялся краткосрочный отпуск с сохранением среднего заработка в следующих случаях: бракосочетание самого работника, свадьба детей, смерть родственников (родителей, супругов, детей), родителям призывников и т.д., в связи с чем Больницей произведены выплаты на общую сумму 54 131 руб. (КБК 211 - 37 783 руб., КБК 213 - 16 348 руб.), что является нецелевым использованием средств ОМС (п.3);

- в Больнице из средств ОМС на основании приказов главного врача производились дополнительные денежные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска на сумму 623,0 тыс.руб. (КБК 211 - 434,854 тыс.руб., КБК 213 - 188,146 тыс.руб.), что согласно п.3.2 и 3.3 Тарифных соглашений на 2014-2016 годы является неэффективным использованием средств ОМС (п.4);

- в проверяемом периоде установлены случаи предоставления дополнительного отпуска сотрудникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации и специальной оценки условий труда данный вид компенсации не положен. Согласно п.6 ст.7 Закона №426-ФЗ Больницей в 1 квартале 2016 года допущено неэффективное использование средств ОМС на сумму 59,511 руб. (п.5);

а также в разделе «Требование» указал:

- не допускать нецелевого и неэффективного использования средств ОМС, которое за проверяемый период составило 1 036,450 тыс. руб. Расходование средств ОМС производить в соответствии с требованиями Территориальной программы ОМС и Тарифного соглашения;

- при расходовании средств ОМС соблюдать принцип результативности и эффективности использования средств ОМС, установленный ст.34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2014 год (раздел 6), на 2015 год (раздел 4) и последующие годы;

- в соответствии с п.9 ст.39 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №326-ФЗ):

1. В течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, возвратить 638,126 тыс.руб.: ИНН 6311018192, КПП 631101001 УФК по Самарской области (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области л/счет № 04425000018) р/счет №40101810200000010001 в Отделение Самара г. Самара, БИК 043601001, КБК 395 11632000 09 0000140;

2. В течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, уплатить штраф 63,813 тыс.руб.: ИНН 6311018192, КПП 631101001 УФК по Самарской области (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области л/счет № 04425000018) р/счет № 40101810200000010001 в Отделение Самара г. Самара, БИК 043601001, КБК 395 116 90090 09 0000140;

3. В течение 45-ти дней со дня получения настоящего требования предоставить в ТФОМС Самарской области информацию о выполнении требования с приложением копий подтверждающих документов.

Больница представила в Фонд возражения на акт, о результатах рассмотрения которых Фонд направил Больнице сообщение (сопроводительное письмо от 11.05.2016 №1114). Из сообщения следует, что возражения Больницы на акт приняты не были.

Изложенное послужило основанием для обращения Больницы в арбитражный суд.

В ходе проверки Фонд пришел к выводу о неэффективности расходов, произведенных Больницей в сумме 59 511 руб. на дополнительные отпуска сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда. При этом Фонд руководствовался п.6 ст.7 Закона №426-ФЗ.

П.6 ст.7 Закона №426-ФЗ предусмотрено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

При этом в ч.3 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» установлено, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Эта норма Закона №421-ФЗ гарантирует работникам, трудоустроенным до вступления в силу Закона №426-ФЗ, сохранение уровня гарантий, действовавшего в период их трудоустройства.

Из изложенного следует, что работники, принятые на работу до вступления в силу Закона №426-ФЗ, имеют право на сохранение всех видов компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том случае, если условия труда на рабочем месте остались неизменными; работники, принятые на работу после вступления в силу Закона №426-ФЗ, получают гарантии и компенсации согласно действующим статьям Трудового кодекса Российской Федерации (ст.ст.92, 117, 147).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал п.5 раздела 13 оспариваемого акта (содержащий вывод Фонда о неэффективном использовании Больницей средств ОМС на дополнительные отпуска сотрудникам за работу с вредными условиями труда) и требование о недопущении неэффективного использования средств ОМС в отношении суммы 59 511 руб., а также решение Фонда в части непринятия возражений Больницы по п.5 раздела 13 акта проверки противоречащими ч.3 ст.15 Закона №421-ФЗ, и удовлетворил заявление Больницы в соответствующей части.

Между тем, удовлетворяя заявление Больницы по эпизодам нецелевого использования средств ОМС в сумме 54 131 руб. и неэффективного использования средств ОМС в сумме 623 тыс.руб., а также отказывая в удовлетворении встречного искового заявления Фонда, суд первой инстанции не учел следующего.

Фонд в ходе проверки установил, что п.7.7 коллективного договора предусмотрено предоставление работникам Больницы краткосрочных отпусков с сохранением среднего заработка в случаях: бракосочетания самого работника - 3 рабочих дня, свадьбы детей - 2 рабочих дня, смерти родственников (родителей, супругов, детей) - 3 рабочих дня, отцам в связи с рождением ребенка - 1 рабочий день, родителям призывников - 1 рабочий день и др.

Оплата этих отпусков производилась Больницей из средств, полученных за оказанную медицинскую помощь в системе ОМС.

В соответствии со ст.128 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы: работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней; в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Ст.41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Таким образом, предоставление работникам отпусков в указанных выше случаях ТК РФ предусмотрено без сохранения заработной платы, однако, с учетом своего финансово-экономического положения работодатель вправе такие отпуска оплачивать.

В соответствии со ст.129 ТК РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Исходя из изложенного, выплаты, произведенные Больницей в связи с предоставлением работникам краткосрочных отпусков с сохранением среднего заработка в случаях, перечисленных в п.7.7 коллективного договора, относятся к стимулирующим выплатам, поскольку они не связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Оплата труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области устанавливается в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 №416.

В соответствии с п.1.3 Положения №416 заработная плата работников учреждений состоит из должностного оклада (оклада), выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно п.4.15 Положения №416 на выплаты стимулирующего характера направляются средства областного бюджета, средства ОМС, также могут быть направлены средства, поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок и условия распределения средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных на выплаты стимулирующего характера, устанавливаются в соответствии с коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений.

Из приведенной нормы следует, что порядок и условия выплат стимулирующего характера за счет средств областного бюджета и средств ОМС коллективным договором  медицинской организации устанавливаться не могут.

Цели, на которые могут расходоваться средства ОМС, определены Тарифными соглашениями, заключаемыми ежегодно между министерством здравоохранения Самарской области, ТФОМС Самарской областной, Ассоциацией страховых медицинских компаний Самарской области, Ассоциацией врачей Самарской областной и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ (ч.2 ст.30 Закона №326-ФЗ).

П.3.4 Тарифного соглашения на 2014 год установлено, что медицинские организации направляют средства, полученные от страховых медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь в соответствии с рекомендациями по расходованию средств ОМС министерства здравоохранения Самарской области и ТФОМС Самарской области. В разделе 1 Рекомендаций о расходовании средств ОМС в 2014 году указано, что медицинские организации обязаны согласно п.5 ч.2 ст.20 Закона №326-ФЗ использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

Программа ОМС является составной частью (раздел 3) Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (утв.Постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2013 №814), которая не предусматривает возможность использования средств ОМС на оплату работникам дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка, установленных коллективным договором медицинской организации.

Согласно п.3.5 Тарифных соглашений на 2015 и 2016 годы медицинские организации направляют средства, полученные от страховых медицинских организаций за оказанную медицинскую помощь в сис­теме ОМС, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи и не используют для иных целей, финансируемых за счет бюджетов всех уровней или других источников, а также за счет предпринимательской деятельности.

Между тем п.7.7 коллективного договора распространяется на всех работников Больницы, то есть за счет средств ОМС могут оплачиваться дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, в том числе работникам, не связанным с оказанием медицинской помощи в системе ОМС, а связанным с оказанием платных услуг, что противоречит Тарифным соглашениям.

Таким образом, Больница была не вправе производить выплаты работникам, в предусмотренных в п.7.7 коллективного договора случаях, за счет средств ОМС.

В обоснование своей позиции Больница ссылается на то, что в пп.1 п.157 Правил обязательного медицинского страхования (утв.Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 №158н), содержащем виды расходов, включаемых в тариф на оплату медицинской помощи, после расходов на заработную плату и начисления на оплату труда указаны прочие выплаты, которые, по логике, должны быть связаны с расходами на оплату труда работников, причем, конкретный характер этих «прочих расходов» действующими нормативными правовыми актами не регламентирован.

С точки зрения приведенного в пп.1 п.157 Правил №158н перечисления видов расходов, расходы на оплату отпусков по семейным обстоятельствам являются «прочими расходами», следовательно, направление средств ОМС на оплату отпусков по семейным обстоятельствам полностью соответствует ч.1 ст.30 Закона №326-ФЗ, п.156  и пп.1 п.157 Правил №158н, а также Территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2014, 2015 и 2016 годы (утв.Постановлениями Правительства Самарской области от 24.12.2013 №814, от 25.12.2014 №828 и от 24.12.2015 №880).

Этот довод Больницы носит предположительный характер, в связи с чем подлежит отклонению.

Кроме того, Тарифными соглашениями от 31.01.2014, от 27.01.2015 и от 21.01.2016 предусмотрено, что при определении направлений расходования финансовых средств медицинским организациям следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв.Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н).

Из акта проверки следует, что выплаты в сумме 54 131 руб. Больница разнесла по подстатьям 211 «Заработная плата» и 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

В соответствии с Указаниями №65н на подстатью 211 «Заработная плата» относятся расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством.

Между тем, как уже указано, оплата отпусков в связи с рождением ребенка, смертью родственника, бракосочетанием самого работника или его ребенка и в других подобных случаях трудовым законодательством не предусмотрена, а возможность установить в коллективном договоре порядок и условия выплат стимулирующего характера (к каковым относятся выплаты в связи с предоставлением работнику такого отпуска) за счет средств ОМС у медицинской организации отсутствует.

По подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» отражаются расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда. Оплата краткосрочных отпусков  работников в связи с рождением ребенка, смертью родственника, бракосочетанием самого работника или его ребенка и других подобных случаях и начисления на эти выплаты в перечень указанных расходов не входит.

В соответствии с п.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу ст.10 БК РФ бюджет ТФОМС относится к бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Между Фондом и страховыми медицинскими организациями заключается договор о финансовом обеспечении ОМС, по которому Фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспече­нию деятельности страховой медицинской организации в сфере ОМС, а страховая медицинская организация обязуется оплатить меди­цинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе ОМС, за счет целевых средств (типовая форма утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 №1030н).

Больница получает средства ОМС от страховых медицин­ских организаций, работающих в системе ОМС Самарской области, на основании за­ключенных между Больницей и страховыми медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (типовая форма утверждена Приказом Минздрава России от 24.12.2012 №1355н).

П.5 ч.2 ст.20 Закона №326-ФЗ и п.5.10 Дого­вора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС установлена обязанность медицинской организации использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2014, 2015 и 2016 годы (утв.Постановлениями Правительства Самарской области от 24.12.2013 №814, от 25.12.2014 №828 и от 24.12.2015 №880) предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, устанавливаются тарифным соглашением и включают определенный перечень расходов.

Направление Больницей средств ОМС в сумме 54 131 руб. на цели, не соответствующие целям, установленным Территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на соответствующий год, является нецелевым использованием средств ОМС.

В ходе проверки Фонд установил, что на основании приказов главного врача Больницы от 01.11.2013 №174-П и от 01.07.2014 №93-П производились единовременные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска работникам по должностям: врач, независимо от наименования - 8,0 тыс.руб.; медицинская сестра, независимо от наименования - 4,0 тыс.руб.; младшая медицинская сестра по уходу за больными - 2,0 тыс.руб.

Всего за 2014-2016 годы Больницей произведено единовременных выплат на сумму 623 тыс.руб.

Согласно приказам главного врача эти выплаты производились в целях реализации мероприятий в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В Указе Правительству РФ поручено обеспечить, в том числе повышение к 2018 году средней заработной платы медицинских работников, однако Указ не определяет, что финансовое обеспечение обязательств, связанных с его реализацией, должно осуществляться за счет средств ОМС.

По данным кадрового учета, 22 сотрудника, получившие указанную выплату, проработали в Больнице от 1 до 5 месяцев.

Фонд верно квалифицировал эти выплаты как стимулирующие и указал, что стимулирующие выплаты работникам системы здравоохранения Самарской области производятся на основании Приказа Минздрава Самарской области от 04.03.2013 №1н «Об утверждении показателей оценки эффективности деятельности отдельных категорий работников государственных учреждений здравоохранения и методики оценки эффективности деятельности отдельных категорий работников государственных учреждений здравоохранения, получающих доплаты в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи».

Методика оценки эффективности разработана в целях введения ориентированной на результаты деятельности системы оплаты труда работников, осуществляющих оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы госгарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи.

Размер стимулирующих выплат, определенный с учетом показателей оценки эффективности деятельности, устанавливается при условии, что работник занимает штатную должность и отработал полную норму рабочего времени, установленную в отчетном месяце.

Больница, в нарушение Приказа №1н, указанные выше выплаты фактически производила за неотработанное работниками время и невыполненный ими объем работ.

При таких обстоятельствах Фонд сделал правильный вывод о неэффективном использовании Больницей средств ОМС в сумме 623 тыс.руб.

С учетом изложенного заявление Больницы о признании незаконным акта проверки от 27.04.2016 в части п.3 и 4 раздела 13; требования о недопущении нецелевого и неэффективного использования средств ОМС в отношении суммы 677 131 руб. (623 тыс.руб. + 54 131 руб.); требования о возврате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в сумме 54 131 руб. и требования об уплате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, штрафа в сумме 5 413 руб. 10 коп., и о признании незаконным решения Фонда (направленного с сопроводительным письмом от 11.05.2016 №1114) в части непринятия возражений Больницы относительно выводов о нецелевом использовании средств ОМС на оплату отпусков по семейным обстоятельствам и о неэффективности расходов на стимулирующие единовременные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска работникам, - удовлетворению не подлежит.

Фонд обратился со встречным исковым заявлением о взыскании с Больницы использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 54 131 руб. и штрафа в сумме 5 413 руб. 50 коп. за использование не по целевому назначению средств ОМС.

Поскольку вывод Фонда о нецелевом использовании Больницей средств ОМС в сумме 54 131 руб. по оплате краткосрочных отпусков работников в связи с рождением ребенка, смертью родственника, бракосочетанием самого работника или его ребенка и др. суд признал правильным и в удовлетворении соответствующего требования Больницы отказал, встречное исковое заявление Фонда подлежит удовлетворению.

На основании Закона №326-ФЗ ТФОМС является органом, осуществляющим публичные полномочия, в том числе по контролю за использованием средств ОМС и в отдельных случаях - бюджетных средств.

Согласно п.26 Положения о контроле за деятельностью медицинских организаций, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 №73, возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом №326-ФЗ.

Оспариваемым актом Больнице указано на недопустимость нецелевого и неэффективного использования средств ОМС и ей вменено в обязанность возвратить использованные не по целевому назначению средства и уплатить штраф.

Таким образом, оспариваемые акт и сообщение о результатах рассмотрения возражений по акту непосредственно нарушают права и законные интересы Больницы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц» АПК РФ.

Вывод суда первой инстанции о подведомственности данного спора арбитражному суду подтверждается правоприменительной практикой.

На основании ст.ст.102, 110 АПК РФ и ст.333.21 НК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с Больницы в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 381 руб. 78 коп.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2016 года по делу №А55-16801/2016 изменить.

Отказать государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой» в удовлетворении заявления о признании незаконными пунктов 3, 4 раздела 13 акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 27 апреля 2016 года, составленного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области, а также требований этого акта о недопущении нецелевого и неэффективного использования средств обязательного медицинского страхования в отношении суммы 677131 руб. и о возврате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в сумме 54131 руб., об уплате в течение 10 рабочих дней за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, штрафа в сумме 5413 руб. 10 коп., а также в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, выраженного в сообщении о результатах рассмотрения возражений на указанный акт, направленного с сопроводительным письмом от 11 мая 2016 года №1114, в части непринятия возражений относительно выводов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования на оплату отпусков по семейным обстоятельствам и о неэффективности расходов на стимулирующие единовременные выплаты вновь устроенным и вышедшим на работу после декретного отпуска.

В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 30 ноября 2016 года по делу №А55-16801/2016, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой», оставить без изменения.

Встречный иск Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области удовлетворить.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой» в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 54131 (Пятьдесят четыре тысячи сто тридцать один) руб. и штраф в сумме 5413 (Пять тысяч четыреста тринадцать) руб. 50 коп. за использование не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская детская клиническая больница №1 имени Н.Н. Ивановой» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2381 (Две тысячи триста восемьдесят один) руб. 78 коп.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

В.С. Семушкин

Судьи 

А.А. Юдкин

И.С. Драгоценнова