НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 23.01.2017 № А55-14257/16

            ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

    www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 января 2017 года                                                                          Дело № А55-14257/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 23 января 2017 года

Постановление в полном объеме изготовлено:  30 января 2017 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,

судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,

с участием:

от Департамента образования Администрации городского округа Самара – представителя ФИО1 (доверенность от 13.01.2017 № 12-01-02/24),

от Негосударственного образовательного учреждения дошкольного образования Центр развития ребенка-Детский сад «Принц и принцесса» - представителя ФИО2 (доверенность от 11.07.2016 № 19),

от Министерства образования и науки Самарской области – представитель не явился, извещено,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по  апелляционной жалобе Департамента образования Администрации городского округа Самара

на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 года по делу                            № А55-14257/2016 (судья Якимова О.Н.),

принятое по иску  Департамента образования Администрации городского округа Самара,

к Негосударственному образовательному учреждению дошкольного образования Центр развития ребенка-Детский сад «Принц и принцесса»,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительное предмета спора – Министерство образования и науки Самарской области,

о взыскании субсидии в размере 1 148 550,27 руб.,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Департамент образования Администрации городского округа Самара (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Негосударственному образовательному учреждению дошкольного образования Центр развития ребенка- Детский сад «Принц и принцесса» (далее - ответчик), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительное предмета спора – Министерство образования и науки Самарской области, о взыскании субсидии в размере 1 148 550,27 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу А55-14257/2016 новый судебный акт, иск удовлетворить полностью.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что в 2015 году на основании заключенных с Департаментом образования соглашений о предоставлении субсидий НОУ ДО «Принц и принцесса» предоставлялись субсидии из бюджета юродского округа Самара на содержание 38 детей, присмотр и уход за ними.

В ходе проверки расходования средств бюджетных субсидий, проведенной Департаментом, установлено, что НОУ ДО  «Принц и принцесса» нарушены условия предоставления субсидий, определенные п.2.2. порядка, а именно: при анализе выписки из лицевого счета НОУ ДО  «Принц и принцесса» выявлено превышение установленного абзацем 3 п.2.2. Порядка максимального размера платы, взимаемой с родителей за предоставление образовательных услуг, содержание ребенка в детском саду, присмотр и уход за ними (превышает 5960 руб.)

Негосударственное образовательное учреждение дошкольного образования Центр развития ребенка-Детский сад «Принц и принцесса» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.

В суд апелляционной инстанции от Министерства образования и науки Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представители третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

В 2013 году Негосударственным образовательным учреждением дошкольного образования Центром развития ребенка - Детским садом «Принц и Принцесса» в Департамент образования Администрации городского округа Самара подана заявка на заключение соглашения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение затрат за присмотр и уход за 38 детьми.

По результатам рассмотрения представленного НОУ ДО «Принц и Принцесса» пакета документов, принято решение о заключении соглашения с данным учреждением о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Самара для возмещения затрат за содержание 38 детей, присмотр и уход за детьми в размере 2805 рублей из расчета на 1 воспитанника ежемесячно.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею  органов местного самоуправления.

Порядок предоставления субсидий определен постановлением Администрации городского округа Самара от 21.02.2013 № 94 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за округа Самара в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей, присмотр и уход за детьми в открываемых негосударственных дошкольных образовательных учреждениях или дополнительных группах в действующих негосударственных дошкольных образовательных            учреждениях,            реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

В соответствии с п. 2.2. Порядка субсидии предоставляются при наличии, в том числе соглашения о предоставлении субсидий, заключенного с Главным распорядителем - Департаментом образования Администрации городского округа Самара.

В 2015 году НОУ ДО «Принц и принцесса» предоставлялись субсидии из бюджета городского округа Самара на содержание 38 детей, присмотр и уход за ними на основании соглашений о предоставлении субсидий: от 05.02.2015 года № 515 и дополнительных соглашений к нему; от 15.12.2015 года № 970. Сумма субсидий, перечисленная НОУ ДО «Принц и Принцесса» за 2015 год, составила 1 169 646 руб. руб.

Перечисление субсидий подтверждается платежными поручениями.

В соответствии с п. 2.3. Порядка, получатель субсидий дает согласие на осуществление Главным распорядителем проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий.

На основании приказов Департамента образования Администрации городского округа Самара от 17.02.2016 № 166 - од и от 23.03.2016 № 362-од специалистами Департамента по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции и специалистами Департамента образования Администрации городского округа Самара была проведена совместная проверка расходования средств бюджетных субсидий в негосударственных дошкольных учреждениях городского округа Самара, в том числе в НОУ ДО «Принц и принцесса» по адресу: 443115, <...>.

Согласно абз. 3 п. 2.2. Порядка общий размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за одного ребенка за предоставление образовательных услуг и содержание ребенка, присмотр и уход за ним не должен превышать 5960 руб.

Департаментом в ходе проверки установлено, что НОУ ДО «Принц и Принцесса» нарушены условия предоставления субсидий, определенные п.2.2. Порядка, а именно, при анализе выписки из лицевого счета (владелец счета № 40703.810.4.12000000282 НОУ ДО «Принц и Принцесса»), предоставленной директором НОУ ДО «Принц и Принцесса» ФИО3 выявлено превышение установленного абзацем 3 пункта 2.2. Порядка максимального размера платы, взимаемый с родителей (законных представителей) за предоставление образовательных услуг, содержание ребенка в детском саду, присмотр и уход за ними.

Порядок возврата субсидии в бюджет городского округа Самара определен пунктами 5.6 Порядка и 4.1. Соглашения о предоставлении субсидии, которыми установлена обязанность Получателя субсидий вернуть субсидии на счет Главного распорядителя в случаях нецелевого использования субсидий или несоблюдения условий предоставления субсидий в течение десяти рабочих дней со дня получения письменного требования Главного распорядителя о возврате субсидий.

Департаментом образования направлено в адрес НОУ ДО «Принц и Принцесса» требование от 29.04.2016 № 12-01-02/214 о возврате в бюджет городского округа Самара денежных средств в сумме 1 148 550,27 руб.

Размер требований обусловлен тем, что из перечисленных в 2015 году субсидий НОУ ДО «Принц и Принцесса» возвращены на счет Департамента образования денежные средства в сумме 21 095,73 руб. (копия платежного поручения № 78 от 06.04.2016 прилагается).

06.05.2016 года в Департамент образования поступил ответ НОУ ДО «Принц и Принцесса» об отказе возврата субсидий в связи с тем, что все средства, поступившие на счет НОУ ДО «Принц и Принцесса» и превышающие предельно установленную сумму, возвращены родителям.

По результатам анализа представленных НОУ ДО «Принц и Принцесса» в ответ на требование документов, Департамент сделал вывод, что представленные документы не могут подтверждать факт возврата денежных средств родителям (законным представителям) воспитанников, так как в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» все кассовые операции должны оформляться кассовыми документами (приходными или расходными кассовыми ордерами).

Отказ в добровольном порядке исполнить указанное требование послужил основанием для обращения Департамента образования в арбитражный суд.

Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении иска.

Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением, субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом, условия предоставления субсидий определяются нормативными правовыми нами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам; (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Условия предоставления субсидий, определенные указанными актами, не подлежат расширительному толкованию.

Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.

Нарушение получателем субсидии условий ее использования: недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 № 309-АД15-19447, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа  от 18.01.2017г. по делу № А55-3789/2016, постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу №А12-38111/2015, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по делу №А55-16269/2015.

В силу пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ субсидия подлежит возврату лишь в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.

В силу части 3.1. БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Истец, в исковом заявлении, со ссылкой на ст. 2.2. порядка предоставления субсидий, указал на выявленное превышение максимального размера платы, взимаемых с родителей (законных представителей) за предоставление образовательных услуг, содержание ребенка, присмотр и уход. Субсидии предоставлялись, согласно вышеуказанных документов, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат за содержание детей (присмотр и уход) за детьми.

Как установил суд, ответчик, в целях решения вопроса в досудебном порядке, вернул денежные средства родителям и перечислил возврат части субсидий в сумме 21 095,73 рублей 73 копейки Главному распорядителю субсидий, но истец не принял это во внимание.

Непредставление ответчиком документов, подтверждающих факт возврата денежных средств родителям, послужило основанием для подачи иска в суд.     

Суд первой инстанции, не соглашаясь с позицией истца, правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 5.1 Порядка, субсидии предоставляются на каждого ребенка, фактически посетившего негосударственное дошкольное образовательное учреждение, в размере не более 2 805 руб. в месяц на одного ребенка, общий размер субсидий определяется путем суммирования размеров субсидии в месяц на каждого ребенка.

Таким образом, субсидии предоставляются в качестве возмещения затрат на содержание конкретного воспитанника, указанного в представляемых распорядителю списках детей и табелях учета посещаемости детей.

Ответчиком в обоснование своей позиции о том, что излишне уплаченные денежные средства, были возвращены родителям детей, в материалы представлены расписки.

Истец  данные расписки считает недопустимыми доказательствами, поскольку  в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» все кассовые операции должны оформляться кассовыми документами (приходными или расходными кассовыми ордерами). Кроме того, истец сомневался в подлинности подписей родителей, получивших денежные средства в представленных ответчиком расписках.

Как следует из материалов дела, возврат излишне уплаченных денежных средств подтверждается представленными ответчиком в материалы дела расходными кассовыми ордерами № 15 от 30.07.2015, № 16 от 30.07.2015, № 34 от 30.11.2015, № 36 от 30.11.2015, № 37 от 17.12.2015, а также записями в кассовой книге за 30.07.2015,за 30.10.2015, за 30.11.2015, за 07.12.2015.

Кроме того, ответчиком 25.10.2016 в материалы дела представлены расписки, из которых следует, что ФИО4 подтверждает получение из кассы НОУ ДО «Принц и Принцесса» денежных средств в размере 5 000 руб. в 2015 году и подтверждает достоверность подписи в расходных кассовых ордерах, ФИО5 подтверждает получение из кассы НОУ ДО «Принц и Принцесса» денежных средств в размере 2 250 руб. в 2015 году и подтверждает достоверность подписи в расходных кассовых ордерах, ФИО6 подтверждает получение из кассы НОУ ДО «Принц и Принцесса» денежных средств в размере 7 000 руб. в 2015 году и подтверждает достоверность подписи в расходных кассовых ордерах, ФИО7 подтверждает получение из кассы НОУ ДО «Принц и Принцесса» денежных средств в размере 3 500 руб. в 2015 году и подтверждает достоверность подписи в расходных кассовых ордерах, ФИО8 подтверждает получение из кассы НОУ ДО «Принц и Принцесса» денежных средств в размере 1 300 руб. в 2015 году и подтверждает достоверность подписи в расходных кассовых ордерах.

Исходя из изложенного, судом сделан правильный вывод о непредставлении истцом доказательств нарушения ответчиком условий получения субсидий на возмещение затрат по содержанию детей и отказано в удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

 решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2016 года по делу                            № А55-14257/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               И.С. Драгоценнова

Судьи                                                                                                              А.А. Юдкин

                                                                                                                         В.С. Семушкин