НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Самарской области от 22.01.2020 № А55-27980/19

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 января 2020 года                                                                            Дело № А55-27980/2019

г.Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2020 года. 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Засыпкиной Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания Рахматуллиной А.Н., с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» - представителя Белоусовой Н.А., доверенность от 17 июля 2019 года,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области – представителя Комковой И.Т., доверенность № 04-57/05835 от 20 сентября 2019 года,

от третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области – представителя Комковой И.Т., доверенность № 12-09/048 от 20 сентября 2019 года,

            рассмотрев в открытом судебном заседании 15-22 января 2020 года апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области

            на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2019 года по делу №А55-27980/2019 (судья Агеенко С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (ИНН 6324028991, ОГРН 1126324004850), Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти, третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара,

            о признании недействительным решения от 06.06.2019 № 6240 в части,

У С Т А Н О В И Л:

            Общество с ограниченной ответственностью «Русская Катанка» (далее - ООО «Рускат», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области от 06.06.2019 № 6240 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления страховых взносов в размере 1 417 820 руб. 07 коп., пеней в размере 99 382 руб. 15 коп., штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 283 564 руб. 01 коп.

            К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области).

            Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены, решение Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области от 06.06.2019 № 6240 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления страховых взносов в размере 1 417 820 руб. 07 коп., пеней в размере 99 382 руб. 15 коп., штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 283 564 руб. 01 коп. признано недействительным. На Межрайонную ИНФС № 19 по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Межрайонной ИНФС № 19 по Самарской области в пользу ООО «Рускат» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

В апелляционной жалобе инспекция, УФНС России по Самарской области просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие у заявителя права на применение льготы по уплате пониженных страховых взносов. По мнению налоговых органов, ООО «РусКат» следовало исчислять страховые взносы по тарифам в соответствии со ст. 426 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены в 2017-2018 года, до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (до 21.09.2018). Общество зарегистрировано 29.05.2012, то есть задолго до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР от 03.09.2018, с ведением деятельности по широкому спектру заявленных ОКВЭД и из налоговой отчетности ООО «РусКат» следует, что предпринимательская деятельность ООО «РусКат» носила доходный характер и в период до начала реализации соглашения от 03.09.2018, в том числе первого этапа, в ходе которого было только приобретено технологическое оборудование и начато строительство административно-бытового корпуса) спорные физические лица уже выполняли трудовые функции, которые никак не могли быть связаны с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности, предусмотренной бизнес-планом ООО «ТЛМЗ» лишь на втором этапе реализации проекта и после получения статуса резидента ТОСЭР.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Рускат» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.

В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15 января 2020 года объявлялся перерыв до 10 час 20 мин 22 января 2020 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 22 января 2022 года.

В судебном заседании представитель налоговый орган, УФНС России по Самарской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ООО «Рускат» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. 

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по страховым взносам за 2018 года налоговым органом 06.06.2019 вынесено решение № 6240, согласно которому заявителю доначислены страховые взносы в размере 1 417 820 руб. 07 коп., начислены пени в размере 99 382 руб. 15 коп. и заявителю привлечен к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 283 564 руб. 01 коп. (т.1, л.д. 41-71).

Решением УФНС России по Самарской области от 08.08.2019 № 03-15/27912@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а оспариваемое решение - без изменения (л.д. 77-80).

По мнению налогового органа, заявителем в нарушение ст. 427 НК РФ исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года и декабрь 2018 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

Данный вывод налогового органа суд первой инстанции отклонил по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса):

1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;

3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1-12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), издательским лицензионным договором, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 -12 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

В силу положений подп.12 п. 1, п. 2 и 10 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (далее - резидент ТОСЭР) в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ). Для плательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются пониженные тарифы страховых взносов. Плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 300-ФЗ (ред. от 27.11.2018) «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» положения НК РФ дополнены статьей 10.1, согласно которой плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом от № 473-ФЗ или Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее в настоящем пункте - соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4-11/10247@ резидент территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития (л.д. 209).

Согласно письму Министерства финансов РФ от 30.08.2019 № 03-15-06/66798 перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, формы которых утверждены постановлением Правительства Самарской области от 21.11.2016 № 658 «Об обеспечении функционирования территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Самарской области».

Таким образом, на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности перечень создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности новых рабочих мест с соответствующей квалификацией определяется заявителем. Вместе с тем уполномоченным Законом № 473-ФЗ органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мет и его согласование.

В связи с изложенным резидент ТОСЭР с 03.08.2018 вправе применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам, начисляемым работающим по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, а также в самом соглашении и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР (л.д. 190-191).

В письме Министерства финансов от 06.03.2019 № 03-15-06/14613 указано, что перечень новых рабочих, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью: заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР; бизнес-плана, представленного для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента.

Заявителем 29.06.2018 письмом № 137 в адрес главы городского округа Тольятти Самарской области направлена заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти», планирующего реализацию инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки» (т.1, л.д. 81). В составе указанной заявки содержится бизнес-план инвестиционного проекта «Строительство завода по производству медной катанки». Согласно которому срок реализации проекта разделен на два этапа:

- первый этап - с декабря 2016 года по 1 квартал 2018 года предусматривает приобретение основного технологического оборудования, помещений, монтаж, проектирование, строительно-монтажные работы, прием сотрудников с целью своевременного обучения основным производственным процессам и участия с производственном цикле холодного запуска проекта;

- второй этап - со 2 квартала 2018 года предусматривает получение статуса ТОСЭР Тольятти, строительство и ввод в эксплуатацию производственно-складских площадей, выход   на   проектную   мощность   линии,   прием   дополнительного   персонала   для обслуживания предприятия (л.д. 95-118).

Установлено, что спорные рабочие места созданы заявителем в порядке и сроки, предусмотренные вышеуказанным безнес-планом, и создание новых рабочих мест направлено на достижение целей, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти». Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено.

Между заявителем и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 03.09.2018 заключено соглашение № 1 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти» (л.д. 85-93). Предметом соглашения является реализация инвестиционного проекта - «Строительство завода по производству медной катанки» по виду экономической деятельности «Литье металлов» на территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» в соответствии с представленной им заявкой на заключение соглашения.

Целью введения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса - организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Законом № 473-ФЗ,  является государственная поддержка и создание благоприятного социально- экономического климата для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

Целью создания территорий опережающего социально-экономического развития и реализации положений Закона от 29 № 473-ФЗ является развитие экономического потенциала Российской Федерации, укрепление экономической безопасности государства, улучшение социально-экономического благосостояния граждан Российской Федерации, в том числе и путем создания новых квалифицированных рабочих мест.

Участники различных инвестиционных проектов, являющиеся будущими потенциальными резидентами ТОСЭР, принимая решение о получения статуса ТОСЭР и направляя соответствующие заявки в порядке, предусмотренном № 473-ФЗ и постановлением Правительства от 22.06.2015 № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», должны рассчитать экономические риски, связанные с реализацией того или иного инвестиционного проекта, в том числе и учесть предусмотренные действующим законодательством налоговые льготы, предусмотренные для резидентов ТОСЭР.

В связи с этим отражение заявителем в представленном в составе заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития города «Тольятти» бизнес-плане факта необходимости создания дополнительных рабочих мест является важной социально-экономической составляющей всего инвестиционного проекта, реализация которого обусловлена, в том числе и возможностью применения льготного налогообложения, предусмотренного для резидента ТОСЭР.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления страховых взносов в размере 1 417 820 руб. 07 коп., начисления пени в размере 99 382 руб. 15 коп. и привлечения заявителя к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 283 564 руб. 01 коп.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «РусКат» следовало исчислять страховые взносы по тарифам в соответствии со ст. 426 НК РФ за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми трудовые договоры заключены в 2017-2018 гг, до внесения сведений в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (до 21.09.2018), судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в данном случае заявитель правомерно применил пониженные тарифы страховых взносов, исходя из того, что решение об отнесении рабочих мест к новым рабочим местам принимается самим налогоплательщиком. Следует отметить, что спорные рабочие места были созданы заявителем именно в целях задействования в производственных процессах нового завода, строительство и запуск мощностей которого предусматривает бизнес-план заявочной документации. Указанные трудовые ресурсы были привлечены заявителем именно для реализации целей соглашения в рамках ТОСЭР и в соответствии с утвержденным и согласованным штатным расписанием. При этом налоговым органом не доказано, что указанные рабочие места были созданы в иных, не связанных с реализацией вышеозначенного инвестиционного проекта, целях.

Ссылка налоговых органов на то, что общество зарегистрировано 29.05.2012, то есть задолго до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР от 03.09.2018, с ведением деятельности по широкому спектру заявленных ОКВЭД, не исключает права заявителя на получение налоговой льготы по уплате пониженных страховых взносов.

Довод налоговых органов о том, что предпринимательская деятельность ООО «РусКат» носила доходный характер и в период до начала реализации соглашения от 03.09.2018, в том числе первого этапа, в ходе которого было только приобретено технологическое оборудование и начато строительство административно-бытового корпуса, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как НК РФ не связывает предоставление указанной льготы с ведением резидентом доходной деятельности (либо отсутствием таковой) до заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные физические лица уже выполняли трудовые функции, которые никак не могли быть связаны с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности, предусмотренной бизнес-планом ООО «ТЛМЗ» лишь на втором этапе реализации проекта и после получения статуса резидента ТОСЭР, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку завод был построен заявителем под выполнение бизнес-плана, обществом были приобретены производственные здания, произведена их реконструкция, закуплены производственные и технологические линии, создана лаборатория, произведены большие финансовые инвестиции. Реализация инвестиционного проекта без выполнения всего комплекса работ, на которых были задействованы спорные сотрудники, принятые заявителем на новые рабочие места, была бы невозможна. При этом на первом этапе реализации бизнес-плана также предусмотрен прием сотрудников. Соответственно сотрудники, принятые на первом этапе бизнес-плана, являются новыми.

Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного решение суда от 20 ноября 2019 года  следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налоговых органов - без удовлетворения.

   Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговым органом, УФНС России по Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд            

П О С Т А Н О В И Л:

            Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 ноября 2019 года по делу №А55-27980/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                      Е.Г. Филиппова

Судьи                                                                                                     А.Б. Корнилов

                                                                                                               Т.С. Засыпкина