ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
07 августа 2018 года. Дело № А55-1292/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - Бабанов Э.В., доверенность от 15 января 2016 года,
от ответчика - Гордеева Н.И., доверенность от 20 февраля 2018 года № 03-01-23/2791, Ергашев А.Х., доверенность от 29 декабря 2017 года № 01-08-07/19204, Мошарин М.В., доверенность от 11 июля 2018 года № 01-08-21/11373, Маслова Е.А., доверенность от 18 июля 2018 года № 01-08-27/11776, Михалева Н.А., доверенность от 29 декабря 2017 года № 01-08-07/19216,
от третьего лица - Козлов С.А., доверенность от 27 декабря 2017 года № 331/ИЛ/2017-М,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Инстар Лоджистикс» и общества с ограниченной ответственностью «Инстар Лоджистикс» на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2018 года по делу № А55-1292/2018 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евробитум» (ОГРН 1067746690274, ИНН 7701663834), город Москва,
к Самарской таможне, город Самара,
с участием третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Инстар Лоджистикс», город Москва,
о признании незаконными решений и требований,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Евробитум» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Самарской таможне (далее - ответчик, таможня), с привлечением третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Инстар Лоджистикс» (далее - третье лицо), о признании незаконными решений от 20 декабря 2017 года о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары 10412060/170117/0000486, 10412060/190117/0000634, 10412060/230117/0000806, 10412060/240117/0000897, 10412060/020217/0001433, 10412060/130217/0002018, а также требований №10412000/Тр2018/0000003, № 10412000/Тр2018/0000005, № 10412000/Тр2018/0000007, № 10412000/Тр2018/0000009, № 10412000/Тр2018/0000011, № 10412000/Тр2018/0000013 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 17.06.2018 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Заявитель и третье лицо, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и их представители.
Представители таможни в судебном заседании апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, приведенным в отзывах, приобщенных к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Евробитум» в период с января по февраль 2017 г. в рамках контракта от 19.06.2015 г. № 222/1714-КР по таможенным декларациям 10412060/170117/0000486, 10412060/190117/0000634, 10412060/230117/0000806, 10412060/240117/0000897, 10412060/020217/0001433, 10412060/130217/0002018 поместило под таможенную процедуру «экспорт» и вывезло из РФ в Киргизскую Республику товар - битум нефтяной дорожный, код ТН ВЭД ВАЭС 271320000 (далее - Товар), а Самарской таможней была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, о чем составлен акт проверки № 10412000/205/131217/А0004 от 13.12.2017 г.
Актом установлено, что согласно п. 1 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016 г. в отношении товаров, поставляемых из РФ в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объемах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. Однако в отношении товара не были предусмотрены индикативные балансы, которые доведены письмом Минэнерго РФ от 28.11.2017 г. № КМ-13351/06, ввиду чего вывозные таможенные пошлины подлежат взиманию, и данный акт был получен ООО «Евробитум» 12.01.2018 г.
20.12.2017 г. Самарской таможней были приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее - Решения), в которых указано на необходимость внесения изменении в Графу 36 «Преференции» и в графу 47 «Исчисление платежей», а также на необходимость представления КДТ на таможенный пост Самарский (код 10412060) не позднее 11.01.2018 г. (Приложение 4 - 9).
15.01.2018 г. Самарской таможней выданы требования № 10412000/Тр2018/0000003, № 10412000/Тр2018/0000005, № 10412000/Tp2018/0000007, № 10412000/Тр2018/0000009, № 10412000/Тр2018/0000011, № 10412000/Тр2018/0000013 (далее - Требования) об уплате таможенных платежей в связи с предоставлением недостоверных документов при получении льгот по уплате таможенных платежей, которые были получены ООО «Евробитум» по электронной почте 17.01.2018 г.
Считая решения и требования незаконными, нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, в частности, незаконно возлагающие обязанности по уплате таможенных платежей, заявитель оспорили их в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные обществом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 3 ТК ТС, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с п. 12 Приложения 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, предусмотренного п. 3 ст. 84 Договора, действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
Между Правительствами РФ и Киргизской Республики 06.06.2016 г. заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение), которое было ратифицировано ФЗ от 28.12.2016 г. № 479-ФЗ, которое было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.sov.ru (номер опубликования 0001201703010032) только 01.03.2017 г. в Собрании законодательства РФ - 06.03.2017 г. (№ 10. Ст. 1425), а в Бюллетене международных договоров (№ 5 ст. 19 - 22) - лишь в мае 2017 г.
Поскольку на день регистрации ДТ официальное сообщение Министерства иностранных дел РФ о вступлении в силу Соглашения и само Соглашение не были официально опубликованы в установленном законом порядке, при выпуске спорных ДТ подлежали применению действующие на тот момент нормы ТК ТС (утратил силу с 01.01.2018 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и РФ.
Поэтому в силу п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 3, п.п. 4 п. 1 и п.п. 25 п. 2 ст. 4, ст. 75, п. 1 ст. 212 ТК ТС на день принятия таможенных деклараций на вывоз товара таможенного союза (п. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС) из РФ в Киргизскую Республику вывозные таможенные пошлины уплате не подлежали.
13.04.2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru, с приложением текста Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, далее - Соглашение) и 18.04.2016 г. в Собрании законодательства РФ № 16 ст. 2260 был опубликован текст распоряжения Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 632-р «О подписании Соглашения между Правительствами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов». Таким образом, текст Соглашения был опубликован и появился в общем доступе.
06 июня 2016 г. Соглашение было подписано Правительствами России и Киргизии.
29.12.2016 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 02.01.2017 г. в Собрании законодательства РФ № 1 (ч. I) ст. 20, 09.01.2017 г. в Российской газете № 1 был опубликован текст Федерального закона от 28.12.2016 г. № 479-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительстами РФ и Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов». Данный федеральный закон вступил в законную силу 09.01.2016 г. и ратифицировал Соглашение от 06.06.2016 г.
Согласно п. «б» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ» ратификация означает форму выражения согласия РФ на обязательность для неё международного договора.
17.01.2017 г. Соглашение вступило в силу в соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения.
Таким образом, на момент подачи деклараций на товары с 17.01 по 13.02.2017 г. (ДТ № 10412060/170117/0000486, 10412060/190117/0000634, 10412060/230117/0000806, 10412060/240117/0000897, 10412060/020217/0001433, 10412060/130217/0002018) ООО «Инстар Лоджистикс» и ООО «Евробитум», являясь профессиональными участниками внешнеэкономической деятельности, в т.ч. в области поставок нефтепродуктов в Республику Киргизию, должны были и могли ознакомиться с текстом Соглашения, знать о вводимых ограничениях на беспошлинный вывоз нефтепродуктов в рамках индикативных балансов.
Согласно ст. 5 Соглашения в отношении товаров, поставляемых из РФ в Киргизскую Республику для внутреннего потребления в объёмах, предусмотренных индикативными балансами, Российская сторона не взимает вывозные таможенные пошлины. В отношении товаров, вывозимых из РФ в Киргизскую Республику в календарном году сверх объёмов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
12.09.2017 г. Правительства РФ и Киргизской Республики подписали Протокол о внесении изменений в Соглашение от 06.06.2016 г. (далее - Протокол), и 11.10.2017 г. текст Протокола был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), а с 13.10.2017 г. на основании ст. 2 Протокола данный документ временно применяется.
Согласно ст. 1 Протокола ст. 3 Соглашения была редактирована и применяется с 13.10.2017 г. в новой редакции: «Компетентные органы Сторон в 2017 г. согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов (далее - товары) на 2017 г. и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 г. Уточнение индикативных балансов на каждый текущий календарный год может осуществляться до 15 ноября текущего календарного года с учетом обоснованного изменения внутреннего потребления товаров на территории Киргизской Республики».
При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что ст. 5 Соглашения осталась без изменений, в соответствии с которой в отношении товаров, вывозимых из РФ в Киргизскую Республику в календарном году сверх объёмов, предусмотренных индикативными балансами, вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в бюджет РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза.
Поскольку координацию деятельности по Соглашению и контроль за его исполнением осуществляет от имени России Министерство энергетики РФ на основании ст. 2 Соглашения, то 18.09.2017 г. и 28.11.2017 г. данное ведомство определило и довело (письма № КМ-10284/06, № КМ-13351/06) до сведения Федеральной таможенной службы России объёмы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из РФ в Киргизскую Республику на 2017 г. в соответствии с индикативными балансами.
Согласно указанным письмам нефтепродукт, который был вывезен ООО «Евробитум» по ДТ № 10412060/170117/0000486, 10412060/190117/0000634, 10412060/230117/0000806, 10412060/240117/0000897, 10412060/020217/0001433, 10412060/130217/0002018 (битум нефтяной дорожный) не значится в номенклатуре индикативных балансов для беспошлинного вывоза из РФ в Республику Киргизия.
Также необходимо отметить, что в соответствии с Договором от 23.12.2014 г. о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе Киргизская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., а также к другим международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза.
Пунктом 12 Приложения № 23 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), если соответствующие государства-члены не договорятся об ином.
Между Правительствами РФ и Киргизской Республики 06.06.2016 г. заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов, которое вступило в силу 17.01.2017 г.
Заявитель, не дождавшись согласованных индикативных балансов, номенклатуру и объёмы беспошлинного вывоза нефтепродуктов в Республику Киргизия на 2017 г. преждевременно осуществил экспорт битума, беспошлинный вывоз которого оказался ненужным для внутреннего потребления Республики Киргизия в целях, указанных в Соглашении от 06.06.2016 г. Таким образом, вывезенный заявителем товар оказался облагаемым вывозной пошлиной.
Таким образом, если объем конкретного товара в индикативном балансе не установлен, сам товар в нем не поименован, оснований для распространения освобождения от уплаты пошлины не имеется, в связи с чем, выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством.
Аналогичная правовая позиция изложена по делам в определениях ВС РФ от 22.02.2017 г. № А40-171938/15 и от 05.07.2017 г. № А40-43744/2016.
Что же касается довода общества о том, что КДТ в адрес заявителя не направлялись, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку Самарским таможенным постом в адрес общества письмом от 15.01.2018 г. № 08-01-17/0021 была направлена КДТ (копия прилагается, почтовый идентификатор 44310516403917), которая вручена заявителю 26.01.2018 г. 12:58.
Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что акты об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в адрес заявителя таможенным органом не направлялись, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку ч. 7 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» предусмотрено, что акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей составляется только при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки. Таможенный контроль в отношении ООО «Евробитум» проводился в форме проверки документов и сведений. В случае принятия решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки декларации на товары (ч. 8 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»).
Доводы апелляционной жалобы третьего лица со ссылками на Закон о таможенном регулировании от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (п.п. 25 п. 1 ст. 131 «Освобождение от таможенных сборов») и Постановление Правительства РФ от 01.07.2011 г. № 529 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 01.07.2011 г. № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе РФ с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан» в ред. Постановления Правительства РФ от 28.09.2017 г. № 1173, о том, что согласно указанным нормам Федерального закона и Постановления Правительства РФ якобы установлен беспошлинный вывоз в отношении нефтепродукта, который им был вывезен в Республику Киргизия, отклоняется апелляционным судом, поскольку в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 г. № 529 установлено, что в случае вывоза из РФ в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000,2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в РФ» так, как если бы указанные товары вывозились из РФ за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов на таможенные операции.
Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.
Таким образом, в п. 4 Постановления Правительства РФ от 01.07.2011 г. № 529 отсутствует положение о том, что при вывозе в государство - член ЕАЭС нефтепродукта с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000 не взимаются таможенные пошлины. Указано на освобождение от уплаты только таможенных сборов. При таможенном декларировании и взимании вывозной таможенной пошлины в отношении спорных таможенных деклараций, таможенные сборы не взимались.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица на существование индикативных балансов на беспошлинный вывоз товаров, отнесённых к коду ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000, которые якобы были согласованы между Правительствами РФ и Киргизской Республики, отклоняются апелляционным судом поскольку, индикативные балансы на 2017 г. в рамках Соглашения были согласованы и утверждены осенью 2017 г. и товар с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000 в них не поименован.
Как было указано выше Правительствами РФ и Киргизской Республикой 12.09.2017 г. подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение (далее - Протокол), где определен порядок утверждения индикативных балансов на 2017 г.
Согласно Протоколу компетентные органы сторон в 2017 г. согласовывают объемы и номенклатуру внутреннего потребления в Киргизской Республике нефти и нефтепродуктов на 2017 г. и утверждают по ним индикативные балансы на 2017 г.
Письмом Минэнерго России от 28.11.2017 г. № КМ-13351/06 до таможенных органов доведены согласованные объемы беспошлинных поставок нефтяного сырья и нефтепродуктов из РФ в Киргизскую Республику на 2017 г.
Согласно индикативным балансам товары, задекларированные по спорным ДТ «битум нефтяной» (код ТН ВЭД ЕАЭС 2713200000), в них не включены, а доказательств обратного обществом в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
Таким образом, спорный товар, как на момент его вывоза из РФ, так и в последующем, не был предусмотрен индикативными балансами на 2017 г., а поэтому отсутствуют основания для освобождения в 2017 г. от уплаты вывозных таможенных пошлин битумов нефтяных.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2018 года по делу №А55-1292/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий П.В. Бажан
Судьи А.Б. Корнилов
Е.Г. Филиппова