ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-4959/2018
17.10.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу государственному учреждению – управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 по делу № А54-4959/2018 (судья Костюченко М.Е.), принятое в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
управление образования администрации муниципального образования – городской округ город Касимов (г. Касимов, ОГРН 1026200863688, ИНН 6226001920) (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к государственному учреждению – управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области (г. Касимов, ОГРН 1026200864205, ИНН 6226006005) (далее – учреждение) о признании недействительными решений от 21.05.2018 № 072S19180003411; № 072S19180003412; № 072S19180003413; № 072S19180003414; № 072S19180003415; № 072S19180003416; № 072S19180003417; № 072S19180003418 и № 072S19180003419.
Суд первой инстанции определением от 13.06.2018 в отдельное производство под номером № А54-4956/2018 выделил требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003411; под номером № А54-4957/2018 – требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003412; под номером № А54-4959/2018 – требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003413; под номером № А54-4960/2018 – требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003414; под номером № А54-4961/2018 – требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003415; под номером № А54-4962/2018 –требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003416; под номером № А54-4963/2018 – требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003417; под номером № А54-4964/2018 – требование о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003418.
В рамках дела № А54-4959/2018 судом области рассмотрены требования управления о признании незаконным решения от 21.05.2018 № 072S19180003413, в соответствии с которым управление привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 15 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 требования удовлетворены.
Разрешая спор и удовлетворяя заявление управление, суд первой инстанции исходил из того, что им в установленные законодательством сроки реализовано право на исправление представленных сведений, вследствие чего в действиях управления отсутствует состав правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает, что управление, представив дополняющую форму СЗВ-М, не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а впервые представило сведения о новых застрахованных лицах.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В обоснование своих возражений ссылается на то, что в установленный законом срок им устранены выявленные учреждением расхождения, ввиду чего применение финансовых санкций к нему недопустимо.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве» (далее – постановление Пленума № 10) апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.08.2016 от управления в адрес учреждения поступили сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за отчетный период: июль 2016 года в количестве 12 человек, что подтверждается протоколом проверки (л. д. 49).
В результате проведения сверки РСВ-1 за 2016 год и исходной формы СЗВ-М за июль 2016 года учреждением выявлены расхождения в количестве застрахованных лиц. Так, исходная форма СЗВ-М за июль 2016 года представлена на 12 застрахованных лиц, а форма РСВ-1 за 9 месяцев 2016 года сдана управлением 13.10.2016 на 44 застрахованных лица.
Управлением 01.03.2018 получено уведомление об устранении ошибок и несоответствий между представленными им сведениями и сведениями, имеющимися у учреждения (л. д. 50 – 51).
После получения уведомления управлением 06.03.2018 представлена дополняющая форма СЗВ-М за июль 2016 года в количестве 31 человека, что подтверждается протоколом проверки (л. д. 53).
Учреждением проведена проверка управления, в результате которой выявлено нарушение управлением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем составлен акт от 25.04.2018 № 072S18180003417 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л. д. 54).
Решением от 21.05.2018 № 072S19180003413 о привлечении страхователя за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования управление привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), с применением финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сумма финансовой санкции за июль 2016 года составила 15 500 рублей: (500 * 31 * 1), где 31 – количество застрахованных лиц, в отношении которых сведения сданы в дополняющей форме, и в исходной форме они указаны не были, 1 – количество месяцев, за которые несвоевременно сданы сведения.
Учреждением 09.06.2018 выставлено требование об уплате финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 072S01180003259 на сумму 15 500 рублей (л. д. 59).
Не согласившись с принятым учреждением решением, управление обратилось в суд первой инстанции с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования управления, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) управление является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее – постановление № 83п).
Согласно постановлению № 83п в разделе 3 «Тип формы» указывается один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».
Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Пунктом 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, указанных выше, в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции № 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается тот факт, что форма СЗВ-М, содержащая сведения о дополнительных 31 застрахованном лице, представлена управлением 06.03.2018 с кодом «доп» в течение пяти рабочих дней после получения 01.03.2018 от учреждения уведомления о выявленных расхождениях с отчетностью по форме РСВ-1.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что после получения уведомления об обнаружении ошибки в представленных сведениях, управление реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пятидневный срок в адрес учреждения дополнительных сведений (дополняющей формы) за этот период, что допускает не применять к управлению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Довод учреждения о том, что в дополняющей форме СЗВ-М от 06.03.2018 управление не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а впервые представило сведения о новых застрахованных лицах, судом апелляционной инстанции признан несостоятельным, так как в рассматриваемом случае управление реализовало свое право на исправление представленных сведений в установленный для этого срок, ввиду чего отсутствуют законные основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ,
Формальный же подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, как справедливо отмечено судом первой инстанции, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
С учетом сказанного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.08.2018 по делу № А54-4959/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Е.Н. Тимашкова