ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А54-9081/2018 |
20АП-1638/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя – Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу – Воронова А.В. (доверенность от 18.12.2018), Попенкова А.А. (доверенность от 18.12.2018 № 110), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Автобан» – Шашкова П.Н. (доверенность от 21.03.2019), в отсутствие третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Центр информационно-коммуникационных технологий», извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2019 по делу № А54-9081/2018 (судья Шишков Ю.М.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (г. Москва, ОГРН 1097746136124, ИНН 7710747640) в лице межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва) (далее по тексту – Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Автобан» (г. Рязань, ОГРН 1116230002162, ИНН 6230074576) (далее по тексту – общество, ООО «Автобан») об аннулировании лицензии от 29.07.2014 № 62ЕСЭ0003896.
Общество с ограниченной ответственностью «Автобан» предъявило встречное заявление к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка в лице межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу о признании незаконным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 12.10.2018 № 01/144-опт о приостановлении действия лицензии перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) от 29.07.2014 № 62ТСЭ0003896 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Центр информационно-коммуникационных технологий» (г. Москва, ОГРН 1127746273918, ИНН 7725753653).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2019 в удовлетворении заявления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу отказано. Встречное заявление общества с ограниченной ответственностью «Автобан» удовлетворено.
В апелляционной жалобе Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка в лице межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Автобан» просит решение суда оставить без изменения.
ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Автобан» имеет лицензию от 29.07.2014 № 62ТСЭ0003896 на осуществление перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) сроком действия с 29.07.2014 по 29.07.2019.
В период с 18 мая по 25 июня 2018 года на основании приказа руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 18.05.2018 № 1-762 в отношении ООО «Автобан» проведена внеплановая выездная проверка общества. Целью проверки является проверка информации, содержащейся в мотивированном представлении должностного лица от 18.05.2018 о результатах анализа сведений об обороте алкогольной продукции в отношении общества по представленным декларациям об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по данным, содержащимся в Единой государственной информационной системе.
В ходе проведения указанной проверки Росалкогольрегулированием были выявлены следующие нарушения: в ходе проведения анализа данных оборудования для учета объемов перевозок продукции, осуществляющих измерение объема заливаемой в автотранспортное средство продукции, зафиксированных в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее по тексту – ЕГАИС), данных, отраженных в декларациях о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции № 9 (далее по тексту – декларация № 9), за проверяемый период (01.07.2017 – 18.05.2018), и данных представленных ТТН выявлены следующие расхождения: обществом не осуществлена передача в ЕГАИС, а именно не зафиксирована информация об объемах оборота этилового спирта, отраженная в декларации о перевозке этилового спирта (приложение № 9) и ТТН за 4 квартал 2017 года в объеме 1497,069 дал.; обществом не осуществлена передача в ЕГАИС, а именно не зафиксирована информация об объемах оборота этилового спирта, отраженная в декларации о перевозке этилового спирта (приложение № 9) и ТТН за 1 квартал 2018 года в объеме 2265,398 дал.
Таким образом, в нарушение статьи 14 и статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ обществом не осуществлена передача в ЕГАИС информация об объемах оборота этилового спирта, отраженных в декларации о перевозке этилового спирта (приложение № 9), и ТТН, за 4 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 год (по заливаемой продукции), в общем объеме 3762,469 дал.;
В ходе проведения анализа данных оборудования для учета объемов перевозок продукции, осуществляющего измерение объема сливаемой из автотранспортного средства продукции, зафиксированных в ЕГАИС, данных, отраженных в декларациях № 9 за проверяемый период (01.07.2017 – 18.05.2018), и данных представленных ТТН, выявлены следующие расхождения: обществом не осуществлена передача в ЕГАИС, а именно не зафиксирована информация об объемах оборота этилового спирта, отраженная в декларации о перевозке этилового спирта (приложение № 9), и ТТН за 4 квартал 2017 года в объеме 6404,665 дал.; обществом не осуществлена передача в ЕГАИС, а именно не зафиксирована информация об объемах оборота этилового спирта, отраженная в декларации о перевозке этилового спирта (приложение № 9) и ТТН за 1 квартал 2018 года в объеме 5860,4497 дал.
Таким образом, в нарушение статьи 14 и статьи 26 Федерального закона 22.11.1995 № 171-ФЗ обществом не осуществлена передача в ЕГАИС информации об объемах оборота этилового спирта, отраженных в декларации о перевозке этилового спирта (приложение №9), и ТТН, за 4 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года (по сливаемой продукции), в общем объеме 12265,1147 дал.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 25.06.2018 № у1-а638/02.
По вышеуказанным фактам 19.07.2018 Росалкогольрегулированием вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 02-18/580-3ю, которым ООО «Автобан» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Росалкогольрегулированием 12.10.2018 вынесено решение № 01/144-от о приостановлении действия лицензии перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) от 29.07.2014 № 62ТСЭ0003896, выданной обществу, в связи с выявлением нарушений, являющихся основанием для аннулирования лицензии, а именно: оборот этилового спирта, информация о котором не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе (акт от 25.06.2018 № у1-а638/02).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Росалкогольрегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании вышеуказанной лицензии.
Вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является правильным ввиду следующего.
Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту – Закон № 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Как следует из текста решения Росалкогольрегулирования от 12.10.2018 № 01/144-от «О приостановлении действия лицензии», основанием для приостановления действия лицензии общества послужил пункт 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ, выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, а именно: оборот этилового спирта, информация о котором не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС.
Пунктом 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе, в случае выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Подпунктом 13 пункта 3.1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ определено, что основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Закона.
Согласно пункту 12 статьи 8 Закона № 171-ФЗ перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции осуществляются только организацией, имеющей в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства и оборудование для учета объема перевозок такой продукции, соответствующие требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 «О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Данные Правила определяют порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее по тексту – единая информационная система).
В силу пункта 8 Правил организации, использующие основное технологическое оборудование для производства этилового спирта и (или) спиртосодержащей продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 6, 8 – 12, 14, 15, 17 – 20, 25 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Согласно пункту 6 Правил Единая информационная система содержит, в числе прочего, следующую информацию: объем (в декалитрах) произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения, а также объем использования сырья для производства готовой продукции (подпункт 14); объем (в декалитрах) безводного (100-процентного) спирта в произведенной, закупаемой, используемой для собственных нужд, поставляемой, хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенный средствами измерения (подпункт 15); сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза) (подпункт 18).
Приказом Росалкогольрегулирования от 07.09.2012 № 258 утверждены Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, которые определяют требования к составу и техническим характеристикам специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции (далее по тексту – продукция) на территории Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования (далее по тексту – автомобильное транспортное средство), в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее по тексту – технические средства), а также к выполняемым ими функциям.
В соответствии с пунктами 2 – 3, 8 Требований технические средства должны обеспечивать, в числе прочего, передачу в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее по тексту – АСКП) данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее по тексту – навигационные данные); передачу в АСКП информации о навигационных и иных предусмотренных настоящим порядком данных в течение 168 часов и более с момента отключения от аккумулятора автомобильного транспортного средства.
Технические средства должны состоять из следующих основных функциональных модулей: бортовой контроллер, оснащенный sim-картой для передачи данных по сети GPRS (далее по тексту – контроллер); энергонезависимая память для записи и хранения навигационных и иных предусмотренных настоящими Требованиями данных; модем для приема (передачи) данных с системой стандарта GSM/1800/1900/850 МГц; спутниковый навигационный приемник систем ГЛОНАСС и (или) GPS; ГЛОНАСС и (или) GPS антенна.
Технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в АСКП, обеспечивая предотвращение искажения и подделки передаваемой информации.
Технические средства должны быть опломбированы (опечатаны) должностным лицом территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка до начала осуществления деятельности по перевозке продукции автомобильным транспортным средством, на котором установлены данные технические средства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 29.07.2014 общество осуществляет деятельность по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) на основании лицензии № 62ТСЭ0003895 (сроком действия до 29.07.2019).
Указанная лицензия содержит список транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта.
Так, перевозка этилового спирта осуществляется следующими транспортными средствами: грузовой тягач седельный «DAF XF 105.460», государственный регистрационный знак К 838 РВ 62; грузовой тягач седельный «DAF XF 95.460», государственный регистрационный знак А 316 РА 62; грузовой тягач седельный «DAF 95 XF», государственный регистрационный знак А 787 РА 62; полуприцеп-цистерна «BURG», государственный регистрационный знак АЕ 8762 62; полуприцеп цистерна «SCHWARZMULLER», государственный регистрационный знак АЕ 8816 62; полуприцеп цистерна «KLAESER», государственный регистрационный знак АЕ 8763 62.
Судом первой инстанции также установлено и усматривается из представленных в материалы дела доказательств (т. 3, л. д. 26 – 31), что все транспортные средства, используемые обществом для перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) оснащены специальными техническими средствами, в том числе оборудованием для учета объемов перевозок продукции и навигационными средствами, передающими информацию в автоматическом режиме движения.
Кроме того, обществом в материалы дела представлены: договор от 20.02.2017 № 31/03-01РТО на техническое обслуживание автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции, заключенный с ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий»; договор от 18.09.2018 № 75/03-01РТО, заключенный обществом (заказчик) с ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» (исполнитель), по условиям которого исполнитель по поручению заказчика обязуется оказать услуги по организации проведения работ по диагностике и проверке средств измерений.
Суд первой инстанции установил, что в рамках указанных договоров общество за период с января по март 2018 года обращалось в ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» с заявками на проведение технического обслуживания (ремонта).
Причиной таких обращений стало расхождение объемов зафиксированного объема спирта при залитии в цистерну и с реально залитым спиртом.
По результатам проведения диагностики оборудования, указанного в заявках, ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» сообщило, что оборудование в указанный период времени было исправно и работало в штатном режиме.
Замечаний по работе аппаратуры, кратковременных выключений или сбоев в ее работе, перерывов в обработке навигационной информации и передаче данных при перевозках спирта не зафиксировано.
Счетчики налива (слива) также были исправны и работали штатно.
Данное расхождение является типичным для случаев присутствия в системе воздуха и вызывается низкой плотностью продукта, связанной с образованием газа (воздуха) в магистрали трубопровода налива до расходомера, что влечет, в свою очередь, повышение погрешности при наливе спирта.
Также материалы дела содержат ответ ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» от 17.11.2017 на обращение общества по факту того, что 16.11.2017 при сливе с автоцистерны АЕ 8762 62 счетчик жидкости зафиксировал нулевые показания.
По результатам проверки обращения ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» было установлено, что причиной некорректных показаний счетчика является заклинивание крыльчатки из-за засора. После прочистки счетчика оборудования находится в рабочем состоянии.
Также материалы дела содержат акт от 13.02.2018 № 791/18-03-03, составленный ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» по факту того, что 05.02.2018 на предприятии ООО «Автобан» после обновления ПС ЕГАИС версии 2.22.611.0 доп.8 в приложении возникает ошибка в процедуре загрузки файлов АСИиУ, вследствие чего организация не имела технической возможности отправления файлов. 12.02.2018 ошибка в работе приложения была устранена. ПС ЕГАИС находится в исправном состоянии.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расхождения по объемам оборота этилового спирта, установленные Росалкогольрегулированием и отраженные в акте внеплановой выездной проверки, выявлены именно в период сбоя работы оборудования учета объема перевозки этилового спирта.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, ООО «Автобан» неоднократно уведомляло Росалкогольрегулирование о сбоях оборудования учета (т. 3, л. д. 44 – 49).
Судом первой инстанции справедливо учтено, что из содержания акта проверки усматривается, что Росалкогольрегулированием не устанавливались и не рассматривались обстоятельства наличия (отсутствия) сбоя в работе счетчиков учета, а также информация ООО «Центр информационно-коммуникационных технологий» о наличии возможности расхождения по объемам оборота этилового спирта в связи с возможностью присутствия в системе воздуха, учетом низкой плотности продукта, связанной с образованием газа (воздуха) в магистрали трубопровода налива до расходомера, что влечет, в свою очередь, повышение погрешности при наливе спирта.
Указанные обстоятельства заинтересованным лицом не проверялись.
В представленных в материалы дела товарно-транспортных накладных и заявках о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (т. 3, л. д. 50 – 149, т. 4, л. д. 1 – 150, т .5, л. д. 1 – 151, т. 6, л. д. 1 – 18) отражены объемы залитого спирта и отметки о приеме соответствующего объема спирта грузополучателем.
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что соответствующие объемы принятого по товарно-транспортным накладным груза отражены в ЕГАИС. При этом доказательств расхождения данных, вносимых грузоотправителем и грузополучателем относительно перевезенного ООО «Автобан» спирта, не установлено и не анализировалось со стороны Росалкогольрегулирования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о наличии вины общества по перевозке неучтенного и не отраженного в системе ЕГАИС объема этилового спирта.
При этом Росалкогольрегулированием в ходе проверки не установлен факт нарушения целостности пломб, установленных на оборудовании цистерн, то есть не установлено вмешательство в работу оборудования третьих лиц.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что у управления отсутствовали достаточные правовые основания для приостановления действия лицензии, в связи с чем правомерно удовлетворил требование общества.
Поскольку судом первой инстанции не установлено виновных действий ООО «Автобан» по нарушению положений Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, безусловно влекущих аннулирование лицензии, суд первой инстанции справедливо посчитал, что достаточных оснований для применения к обществу такой меры ответственности как аннулирование лицензии в рассматриваемом случае не имеется.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.01.2019 по делу № А54-9081/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в лице межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Судьи | Н.В. Еремичева Д.В. Большаков Е.В. Мордасов |