НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Рязанской области от 08.06.2021 № А54-4905/20

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А54-4905/2020

Резолютивная часть постановления объявлена   08.06.2021

Постановление изготовлено в полном объеме    08.06.2021

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н. (замена судьи                            Мордасова Е.В. определением от 04.06.2021).,при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., в отсутствие представителей истца – государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) (г. Рязань, ОГРН <***>, ИНН <***>), ответчика – муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Заборьевское» муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская область, Рязанский район, с. Заборье, ОГРН <***>, ИНН <***>) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФИО1 (Рязанская область, д. Полково) и Штатных Марии Тимофеевны (Рязанская область, с. Агро-Пустынь), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2021 по делу № А54-4905/2020 (судья Шуман И.В.),

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Заборьевское» муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (далее – ответчик) о взыскании убытков в сумме 38 569 рублей 88 копеек.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1 и ФИО3.  

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2021 исковое требование удовлетворено частично, с ответчика в пользу истца взысканы убытки в сумме                            28 264 рублей 59 копеек (с учетом определений суда от 24.03.2021 и от 25.05.2021 об исправлении арифметических ошибок). В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований (10 305 рублей 29 копеек), истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить и принять по делу новое решение, удовлетворив требований в полном объеме. В обоснование своих доводов указывает на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО5, осуществляющим трудовую деятельность у ответчика, назначена выплата страховой пенсии по старости.

Данные работающие пенсионеры получали страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.

Ввиду того, что по сведениям персонифицированного учета, имеющимся у истца, ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО5 по состоянию на январь 2017 года значились как неработающие пенсионеры (вследствие непредставления ответчиком в установленный срок сведений за январь 2017 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»                    (далее – Закон № 27-ФЗ), истцом вынесены распоряжения о выплате указанным лицам с 01.04.2017 пенсии с учетом индексации, в частности: ФИО4 (распоряжение от 22.03.2017) – 12 998 рублей 10 копеек, ФИО1 (распоряжение от 22.03.2017) – 11 739 рублей 01 копейки, ФИО3 (распоряжение от 01.02.2017) –                                                8675 рублей 41 копейки и ФИО5 (распоряжение от 01.02.2017) –                  14 484 рублей 91 копейки.

Также истцом вынесены распоряжения о выплате указанным лицам с 01.08.2017 пенсии с учетом индексации, в частности: ФИО4 (распоряжение от 21.07.2017)  – 13 057 рублей 27 копеек, ФИО1 (распоряжение от 21.07.2017) –                      11 839 рублей 67 копеек, ФИО3 (распоряжение от 21.07.2017) –                                        8781 рубля 18 копеек и ФИО5 (распоряжение от 21.07.2017) –                                  14 566 рублей 71 копейки.

Ответчиком 15.05.2018 представлены сведения о работе ФИО4,  ФИО1, ФИО3 и ФИО5, а именно сведения по формам СЗВ-М (доп) за январь – август 2017 года, в отношении которых сведения ранее не представлялись.

Следовательно, ответчик представил сведения о каждом работающем у него в январе – августе 2017 года застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) с нарушением сроков, установленных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

В связи с несвоевременной сдачей формы СЗВ-М за январь – август 2017 года и установления факта работы ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО5 у ответчика, истцом приняты следующие решения:

– от 29.08.2018 № 180000013330/В и № 180000013331/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии) ФИО4 с 01.04.2017 в размере 12 302 рублей 54 копеек и с 01.08.2017 – 12 358 рублей 54 копеек;

– от 29.08.2018 № 180000013324/В и № 180000013325/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии) ФИО1 с 01.04.2017 в размере 11 112 рублей 51 копейки и с 01.08.2017 – 11 207 рублей 65 копеек;

– от 17.08.2018 № 1/В и от 17.08.2018 № 1/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии) ФИО3 с 01.04.2017 в размере 8217 рублей 02 копеек и с 01.08.2017 –                            8316 рублей 99 копеек;

– от 17.08.2018  № 1/В и от 17.08.2018 № 1/В о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии) ФИО5 с 01.04.2017 в размере 13 707 рублей 88 копеек и с 01.08.2017 –                  13 785 рублей 20 копеек.

Истцом произведен расчет переплаты пенсии, согласно которому переплата составила: по ФИО4 – 10 467 рублей 74 копеек за период с 01.04.2017 по 30.09.2018, по ФИО1 – 9458 рублей 22 копеек за период с 01.04.2017 по 30.06.2018, по ФИО3 – 6939 рублей 35 копеек за период с 01.04.2017 по 30.06.2018 и по ФИО5 – 11 704 рублей 57 копеек за период с 01.04.2017 по 30.06.2018.

Полагая, что несвоевременное представление ответчиком персонифицированных сведений по форме СЗВ-М повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии, истец направил ему письма о возврате излишне выплаченной суммы пенсии, которые оставлены последним без удовлетворения.

В связи  с указанными обстоятельствами истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требование истца в части                       28 264 рублей 59 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что несвоевременное предоставление им сведений формы СЗВ-М за январь и май 2017 года повлекло неправомерную выплату ФИО4, ФИО1, ФИО3, ФИО5 пенсии в завышенном размере, а значит, именно несвоевременное представление ответчиком уточненных сведений персонифицированного учета повлекло перерасход средств на выплату указанным пенсионерам страховой пенсии. В связи с этим суд пришел к выводу о наличии в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика мер ответственности в виде взыскания убытков, а именно: противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками.

В тоже время суд, отказывая в удовлетворении убытковв сумме                                                10 305 рублей 29 копеек, исходил из того, что применительно к выплатам, произведенным с марта 2018 года, отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде убытков. Судом первой инстанции установлено, что 15.05.2018 ответчик предоставил истцу сведения о работе ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО5 на предприятии, а именно сведения по формам                       СЗВ-М (дополняющая форма) за январь 2017 года, февраль 2017 года, март 2017 года, апрель 2017 года, май    2017 года, июнь 2017 года, июль 2017 года и август 2017 года, в отношении которых сведения ранее не представлялись.

Также судом установлено, что 27.02.2018  ответчик представил истцу сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная форма) за 2017 год, согласно которым ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО5 в период с 01.01.2017 по 31.12.2017  осуществляли трудовую деятельность.

В связи  с этим суд посчитал, что получив 27.02.2017 сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год о застрахованных лицах, включающие, в том числе и информацию о периодах работы указанных выше пенсионеров, истец имел возможность совершить действия, исключающие необоснованную выплату указанным лицам проиндексированных сумм страховой пенсии. Истец обязан был пересмотреть ранее вынесенные распоряжения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, не позднее марта 2018 года, то есть в месяце, следующим за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ,  при получении формы отчетности СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

Апелляционный суд находит позицию суда неверной в силу следующего.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, – за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 ГК РФ.

Согласно правовой позиции судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2017                               № 306-ЭС16-13489 по делу № А12-41251/2015, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).

Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 – 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

– страховой номер индивидуального лицевого счета;

– фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения предоставляются по форме «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России № 83п от 01.02.2016 (действовало в спорный период).

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ.

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).

В пункте 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены «Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее – Правила).

Согласно пункту 84 Правил  Выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях». 

Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В пункте 86 Правил предусмотрено, что Выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

При прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

Из содержания указанных пунктов Правил следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (пункт 88 Правил), то есть решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи Закона № 27-ФЗ.

Согласно пункту 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 – 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих Правил, без удержания за прошлое время.

 На основании статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Суд первой инстанции посчитал, что истец имел возможность совершить действия, исключающие необоснованную выплату указанным лицам проиндексированных сумм страховой пенсии,получив 27.02.2017 сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год о застрахованных лицах, включающие, в том числе и информацию о периодах работы указанных выше пенсионеров.

Пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1)         страховой номер индивидуального лицевого счета;

2)         фамилию, имя и отчество;

3)         дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4)         дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5)         периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6)         другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

7)         суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

8)         периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

9)         документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Для представления сведений разработана форма СЗВ-СТАЖ (утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2017 № 3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)».

Целью представления отчетности по форме СЗВ-СТАЖ является передача в Пенсионный фонд данных о полученном физическими липами страховом стаже у конкретного страхователя, работающих за вознаграждение, и по которым начисляются страховые взносы в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации статей 11, 12 Закона № 400-ФЗ. Данное контрольное мероприятие производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежегодно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, следует признать, что у форм отчетности, в частности СЗВ-М и                          СЗВ-СТАЖ, имеются различие целей для отражения указанных сведений в Пенсионном фонде Российской Федерации, а именно:

1. СЗВ-М – ежемесячное уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 – 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.;

2. СЗВ-СТАЖ – передача в Пенсионный фонд данных о полученном физическими лицами страховом стаже у конкретного страхователя.

При этом указанные периоды в этих формах, а именно данные, отраженные в                               СЗВ-СТАЖ за год, должны быть идентичны данным, указанным в СЗВ-М за месяц соответствующего года.

Из материалов дела следует, что ответчик 27.02.2018 представил по месту учета сведения о тридцати девяти работающих у него в 2017 году застрахованных лицах в разные периоды по форме СЗВ-СТАЖ (исходная форма) в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в которых среди застрахованных лиц, действительно, указаны пенсионеры ФИО4 (период работы с 01.01.2017 по 31.12.2017), ФИО1 (период работы с 01.01.2017 по 31.12.2017), ФИО3 (период работы с 01.01.2017 по 31.12.2017), ФИО5 (период работы с 01.01.2017 по 31.12.2017).

В связи с этим уполномоченным должностным лицом управления 27.04.2018 была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2 и 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (сроки для проведения указанной проверки законодательством Российской Федерации не предусмотрены), в результате которой была выявлена ошибка и (или) несоответствие того, что сведениях в форме отчетности СЗВ-СТАЖ за 2017 год у указанных лиц значатся периоды работы с января по август 2017 года, а по сведениям форм отчетности ответчика СЗВ-М за те же периоды по этим лицам отсутствуют.

С учетом этого у управления возник вопрос, где осуществлена ошибка и (или) несоответствие: в форме отчетности СЗВ-СТАЖ за 2017 год с указанием периодов осуществления трудовой деятельности у указанных лиц с января по август 2017 года либо в формах отчетности СЗВ-М за: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2017 года, где данные лица не указаны.

Согласно абзацу 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями (СЗВ-СТАЖ за 2017 год с указанием периодов работы с января по август                        2017 года ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО5) и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации (СЗВ-М за периоды январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2017 года без указания сведений о ФИО4, ФИО1, ФИО3 и ФИО5), уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Уведомлением от 27.04.2018 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, ответчика уведомили о необходимости устранения имеющихся расхождений в течении пяти рабочих дней с момента получения уведомления (согласно абзацу 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма). 

Уведомление направлено в адрес страхователя заказным письмом посредством почтовой связи.

На основании данного уведомления ответчик 15.05.2018 представил истцу  отчетность по форме СЗВ-М (дополняющая форма) за январь 2017 год, февраль 2017 год, март 2017 год, апрель 2017 год, май 2017 год, июнь 2017 год, июль 2017 год, август                   2017 год, где значатся ФИО4, ФИО1, ФИО3 и                       ФИО5

При таких обстоятельствах следует согласиться с позицией управления в том, что наличие сведений о спорных лицах в отчетности СЗВ-СТАЖ при факте отсутствия сведений о них же в отчетности  СЗВ-М, без проверки этим сведений и установления ошибки, не позволяло управлению до 15.05.2018 совершить действия, исключающие необоснованную выплату указанным лицам проиндексированных сумм страховой пенсии, поскольку до этой даты истец не располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров, а значит, и не имел возможности принять решение о прекращении выплаты индексации, пересмотрев ранее вынесенные распоряжения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.  

Следовательно, сумма 10 305 рублей 29 копеек ущерба, выплаченная истцом пенсионерам за спорный период, должна подлежать взысканию по причине несвоевременного представления истцом сведений по форме СЗВ-М.  

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения.

            Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 26.02.2021 по делу № А54-4905/2020 в обжалуемой части отменить.

          Исковое заявление управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) о взыскании с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство «Заборьевское» муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области убытков в сумме 10 305 рублей 29 копеек удовлетворить.

          Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство «Заборьевское» муниципального образования – Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (Рязанская обл., Рязанский р-он, <...>, литера А, здание Дома культуры, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации на счет государственного учреждения – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области по следующим реквизитам: получатель УФК по Рязанской обл. (государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области (ИНН <***>, КПП 622801001), счет 40101810400000010008, банк получателя: отделение Рязань, г. Рязань, БИК 046126001, КБК 392 113 029 960 660 00 130  убытки в сумме 10 305 рублей 29 копеек.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

            Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.Н. Тимашкова

Д.В. Большаков

В.Н. Стаханова