ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А54-8283/2018
04.02.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Квин-строй» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.12.2018 по делу № А54-8283/2018 (судья Матин А.В.), принятое в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1186234000028, ИНН 6234174557) (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Квин-строй» (г. Новомичуринск, ОГРН 1046226004065, ИНН 6211005418) (далее – ответчик) с требованием о взыскании субсидии, полученной по соглашению от 26.10.2015 № 5 о предоставлении субсидии работодателю – субъекту малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, ищущих работу (далее – соглашение), в сумме 117 600 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Центр занятости населения Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1146234005939, ИНН 6234131264) (далее – третье лицо).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 20.12.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на выполнение всех условий, предусмотренных соглашением.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве» апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Порядком предоставления субсидий работодателям – субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках государственной программы Рязанской области «О развитии сферы занятости на 2015 – 2017 годы», утвержденным постановлением правительства Рязанской области от 22.07.2015 № 177 (далее – Порядок), между министерством труда и занятости населения Рязанской области (правопредшественник истца) (далее – министерство) и ответчиком (получатель) заключено соглашение, предметом которого является предоставление субсидии в целях возмещения затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу (пункт 1.1 соглашения).
Согласно пункту 1.2 соглашения министерство в 2015 году предоставляет получателю субсидию в размере фактических затрат получателя на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, но не более 117 600 рублей за создание одного рабочего места.
В силу пунктов 2.1.1, 2.1.4 и 2.1.5 соглашения получатель обязуется, в том числе создать 1 дополнительное рабочее место водителя для трудоустройства одного безработного гражданина или граждан, ищущих работу; сохранить созданное дополнительное рабочее место для трудоустройства граждан, указанных в пункте 2.1.1 соглашения, не менее 3 лет с момента подписания данного соглашения; в случае увольнения граждан, указанных в пункте 2.1.1, по любым основаниям в течение трех дней с даты расторжения трудового договора подавать третьему лицу информацию в письменной форме о наличии вакансии на созданное дополнительное рабочее место за счет средств субсидии, предоставленной по настоящему соглашению, а также о расторжении трудового договора с гражданами, указанными в пункте 2.1.1, трудоустроенными на созданное дополнительное рабочее место в рамках настоящего соглашения.
Пунктом 3.1.1 соглашения министерству предоставлено право проведения проверки соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий в рамках внутреннего финансового контроля.
Согласно пункту 4.1 соглашения общая сумма субсидии в соответствии с настоящим соглашением составляет 117 600 рублей.
На основании пункта 5.1 соглашения при нарушении целей, условий, порядка предоставления субсидий, в т. ч. при выявлении указанных обстоятельств по результатам проверки, получатель возвращает субсидию, полученную в рамках настоящего соглашения.
Во исполнение условий соглашения на расчетный счет ответчика перечислены денежные средства (субсидия) в сумме 117 600 рублей, что подтверждается платежным поручением от 11.11.2015 № 320704 (л. д. 19).
В результате реорганизации центральных исполнительных функций государственной власти Рязанской области создан истец путем реорганизации в форме слияния министерства и министерства социальной защиты населения Рязанской области (постановление правительства Рязанской области от 06.09.2017 № 219).
На основании приказа истца от 27.02.2018 № 41 проведена плановая выездная проверка в отношении ответчика по вопросу выполнения работодателем условий и требований, установленных при предоставлении субсидии (л. д. 20 – 23).
По результатам проверки составлен акт проверки от 12.03.2018 № 17, согласно которому было выявлено следующее:
– в нарушение пункта 2.1.4 соглашения на оборудованное (оснащенное) рабочее место для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, трудоустроен Ульянов В.Н. (приказ о переводе работника на другую работу от 18.04.2015 № 34/1-к). По состоянию на 18.04.2015 Ульянов В.Н. не признан органами занятости безработным, либо испытывающим трудности в поиске работы. Направление на работу указанному гражданину органами занятости не выдавалось;
– в нарушение пункта 2.1.5 соглашения информация о расторжении трудового договора с Козловым А.Н. (приказ о прекращении трудового договора от 15.04.2016 № 34/к), в филиал третьего лица по Пронскому району не представлена (л. д. 24 – 27).
Истцом в адрес ответчика направлено уведомление от 15.05.2018 № СС/13-5981 о необходимости возврата субсидии в сумме 117 600 рублей, полученной по соглашению, в связи с выявленными нарушениями цели и условий предоставления субсидии, которое получено ответчиком 22.05.2018, но оставлено им без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения) (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета работодателям – субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат, связанных с созданием рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, в рамках подпрограммы 1 «Содействие занятости населения Рязанской области на 2015 – 2017 годы» государственной программы Рязанской области «О развитии сферы занятости на 2015 – 2017 годы» устанавливаются Порядком.
Так, согласно пункту 2 Порядка министерство (в настоящее время истец) предоставляет таким работодателям субсидии в пределах лимита средств, предусмотренных областным бюджетом на текущий финансовый год на цели, указанные в пункте 1 настоящего порядка.
В соответствии с пунктом 3 Порядка субсидии предоставляются в размере фактических затрат работодателя на создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан и граждан, ищущих работу, но не более 117 600 рублей за создание одного рабочего места.
Пунктом 4 названного порядка установлено, что субсидии предоставляются работодателям при соблюдении (выполнении) ряда условий, в том числе, сохранение созданного работодателем дополнительного рабочего места для трудоустройства безработного гражданина или гражданина, ищущего работу, в течение 3 лет с даты получения субсидии; согласие работодателя на осуществление министерством и органами финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (за исключением лиц, определенных частью 5 статьи 78 БК РФ).
На основании пункта 14 Порядка в течение 10 рабочих дней со дня принятия комиссией решения о предоставлении субсидии (в декабре текущего финансового года – не позднее 20 числа) между министерством и работодателем заключается соглашение о предоставлении субсидии, в котором указываются следующие обязательные условия: цель предоставления субсидии; лицевой счет для перечисления субсидии; положения, предусмотренные частью 5 статьи 78 БК РФ; обязательство работодателя о сохранении в течение 3 лет созданного им дополнительного рабочего места для трудоустройства безработных граждан или граждан, ищущих работу, а также случаи возврата в областной бюджет в текущем финансовом году работодателем остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 16 Порядка министерство осуществляет обязательную проверку соблюдения работодателями условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с настоящим порядком и в рамках внутреннего финансового контроля.
Органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения работодателями условий, целей и порядка предоставления субсидий в рамках государственного финансового контроля.
В соответствии с пунктом 18 порядка министерство в течение 15 рабочих дней со дня получения информации об установлении факта нарушения условий предоставления субсидий направляет работодателю письменное уведомление о необходимости возврата неправомерно полученной субсидии в течение 30 дней со дня получения такого уведомления на указанный в нем расчетный счет. Министерство в течение трех месяцев со дня истечения установленного для возврата срока принимает меры к взысканию неправомерно полученной и невозвращенной субсидии в судебном порядке.
Отклоняя довод ответчика, продублированный в апелляционной жалобе, о выполнении им всех условий соглашения, суд первой инстанции правильно указал, что трудоустроив на созданное в рамках соглашения дополнительное рабочее место водителя гражданина, не относящегося к указанной в соглашении категории граждан (Ульянова В.Н.), ответчик нарушил условия указанного соглашения и, соответственно, цель предоставления субсидии.
Более того, из материалов дела следует, что гражданин Ульянов В.Н. на учете в службе занятости в качестве безработного либо ищущего работу не состоял, для трудоустройства у ответчика службой занятости не направлялся. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по профессии «водитель категории «Д» от ответчика третьему лицу поступили 18.04.2016, и лишь после увольнения 29.06.2018 гражданина Ульянова В.Н. со 02.07.2018 стали поступать ежемесячно.
С учетом характера субсидии и обстоятельств, с которыми она предоставляется, ее использование по своему усмотрению, отличному от целей, для которых она предоставлена, не предполагается, поскольку статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца субсидии, предоставленной в рамках соглашения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 20.12.2018 по делу № А54-8283/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Е.Н. Тимашкова