ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
27 апреля 2015 года Дело № А65-26948/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 апреля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 апреля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан – представителей ФИО1, доверенность от 16.10.2014 года № 24-0-19/10442, ФИО2, доверенность от 05.11.2014 года № 24-0-19/11049,
от общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» - представителя ФИО3, доверенность от 01.11.2014 года,
от Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Республика Татарстан – представителя ФИО4, доверенность от 15.01.2015 года № 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале № 3, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 года по делу № А65-26948/2014 (судья Абульханова Г.Ф.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара», Республика Татарстан, г.Альметьевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 22.10.2014 № 341 ЮЛ/К об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан (далее - ответчик) от 22.10.2014 № 341 ЮЛ/К.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по настоящему делу новый судебный акт, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ее податель сослался на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств дела.
Ответчик в апелляционной жалобе настаивает на том, что при определении степени выработанности запасов конкретного участка недр необходимы данные накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, который представляет собой совокупность месторождений, геометрически объединенных лицензией на право пользования недрами.
По мнению подателя жалобы до получения лицензии СМР 14943 НР от 04.08.2006 на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья ФИО5 участок недр нельзя считать сформированным.
В связи с чем, на 01.01.2006 государственный баланс запасов нефти по данному участку недр сведений о начальных извлекаемых запасах нефти не содержит, что исключает применение в расчете налога понижающего коэффициента 0,3.
Ответчик считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом решении, о том, что после получения заявителем лицензии 04.08.2006, ФИО5 лицензионный участок сформирован, т.е.после 01.01.2006, следовательно, сведения об этом лицензионном участке в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 не отражены, абзацы 2, 6 пункта 4 статьи 342 НК РФ применению не подлежат.
Ответчик указывает, что только лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, и до получения лицензии границы участка недр не определены.
Общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Республика Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2014г., представленной заявителем в адрес налогового органа 18.06.2014г.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки № 137 ЮЛ/Кот 15.09.2014г.
По результатам рассмотрения материалов проверки, представленных заявителем возражений, ответчиком вынесено решение № 341 ЮЛ/К от 22.10.2014г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основанием для вынесения решения послужили выводы ответчика о неправомерном применении заявителем в уточенной декларации коэффициента 0,3, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр в отношении Черемшанского участка недр, пользование которым предоставлено заявителю по лицензии СМР 14943 НР от 04.08.2006 на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья. По мнению ответчика до получения лицензии ФИО5 участок недр нельзя считать сформированным. В связи с этим, на 01.01.2006 государственный баланс запасов нефти по данному участку недр сведений о начальных извлекаемых запасах нефти не содержит, что исключает применение в расчете налога понижающего коэффициента 0,3.
Решением УФНС России по Республике Татарстан № 2.14-0-18/026220 от 30.10.2014г.в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя отказано, решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан утверждено(т.1, л.д.44-45).
Заявитель, полагая, что решение ответчика противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
В обоснование правомерности заявленных требований сослался на то, что учет запасов нефти в государственном балансе запасов нефти ведется по месторождениям, а не по участкам недр, ссылается на государственный баланс запасов нефти по состоянию на 01.01.2006, где указаны начальные извлекаемые запасы нефти по всем месторождениям, находившимся на 01.01.2006 в границах Черемшанского участка недр. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 НК РФ (в редакции по состоянию на 01.01.2014) налогообложение производится но налоговой ставке 493 рубля за I тонну добытой нефти обессоленной, обезвожеиной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставки умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв). на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр (Кз), на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретной залежи углеводородного сырья (Кдв). Коэффициент Кв определяются в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи. Пунктом 4 ст. 342 НК РФ установлен следующий порядок определения размера коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв) в случаях, когда степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св): а) больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, - коэффициент Кв рассчитывается по формуле, установленной данным пунктом; б) превышает 1, - принимается коэффициент Кв, равный 0,3; в) в иных случаях - коэффициент Кв принимается равным 1.
Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) в целях настоящей статьи рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче (N), на начальные извлекаемые запасы нефти (V).
Таким образом, в случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, которая рассчитывается как отношение суммы накопленной добычи с начала разработки конкретного участка недр по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, к сумме извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 в соответствии с данными государственного баланса на 1 января 2006 года, превышает 1, то коэффициент Кв принимается равным 0,3.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом от 08.06.2006 № 447 Федерального агентства по недропользованию заявитель признан победителем аукциона на получение права пользования недрами Черемшанского участка с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на территории Самарской области.
На основании указанного приказа заявителю выдана лицензия на пользование недрами СМР № 13709 НР от 04.08.2006 (16.06.2010 переоформлена на лицензию СМР 14943 НР в связи с преобразованием заявителя).
Согласно пункту 3.1 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами Черемшанского участка, расположенного на территории Самарской области, являющегося приложением № 1 к лицензии СМР № 13709 НР, в пределах Черемшанского участка находятся 7 месторождений нефти: Черемшанское, Яуркинское, Баганское, Эштебетькинское, Чуркалейское, Канашское и Туарминское. Геологические и извлекаемые запасы нефти месторождений, числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2005 составляют в общем по всем месторождениям участка 0,24 млн. тонн. ( т. 2 л.д. 100-139)
Из государственного баланса запасов нефти следует, что по состоянию на 01.01.2006 запасы по нижеуказанным месторождениям участка недр составили 240 тыс. тонн, а именно: Черемшанское - 62 тыс. тонн; Яуркинское - 28 тыс.тонн; Баганское - 21 тыс.тонн; Эштебенькинское - 22 тыс.тонн; Чуркалейское - 34 тыс.тонн; Канашское - 60 тыс.тонн; Туарминское - 13 тыс.тонн., а по состоянию на 01.01.2013 сумма накопленной добычи нефти на Черемшанском участке составила 387 тыс.тонн. ( т.3 л.д. 53-60)
Учитывая, что, в соответствии с пунктом 4 статьи 342 НК РФ, сумма накопленной добычи определяется по данным государственного баланса утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, для расчета НДПИ за налоговые периоды 2014 года применяются сведения государственного баланса, утвержденного в 2013 году.
Согласно сведений государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2013 сумма накопленной добычи нефти на Черемшанском участке составила 387 тыс. тонн, в том числе (с учетом открытого в 2010 году в пределах Черемшанского участка Ново-Артюшинского месторождения):
17 тыс. тонн – Черемшанское;
182 тыс. тонн – Яуркинское;
14 тыс. тонн – Баганское;
16 тыс. тонн – Эштебетькинское;
44 тыс. тонн – Чуркалейское;
3 тыс. тонн – Канашское;
76 тыс. тонн – Туарминское;
35 тыс. тонн – Ново-Артюшинское.
Следовательно, степень выработанности запасов Черемшанского участка недр составила 1,63 (соотношение суммы накопленной добычи нефти к запасам нефти на 01.01.2006), в силу п.4 статьи 342 НК РФ налогоплательщиком при расчете налога правомерно применен коэффициент Кв, равный 0,3.
Суд правомерно отклонил доводы ответчика об отсутствии у заявителя права на применение коэффициента Кв равным 0,3 по Черемшанскому участку недр, в связи с тем, что участок на 01.01.2006 не сформирован и у недропользователя отсутствовала лицензия на период с 01.01.2006 – 03.08.2006, поскольку указанные доводы противоречат п.4 ст. 342 НК РФ, предусматривающего применение расчетов на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Налоговым органом суду не представлены доказательства наличия противоречий в сведениях, содержащихся в государственном балансе запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 и на 01.01.2013.
Кроме того, лицензии на право пользования недрами содержат сведения географических координат угловых точек, описание границ Черемшанского лицензионного участка, в котором находятся 7 вышеназванных месторождений нефти.
В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Из представленных налогоплательщиком в суд выписок из государственного баланса запасов нефти также следует, что баланс ведется по месторождениям, а не по конкретным участкам недр.
Государственный баланс представляет собой объективную информацию о состоянии запасов нефти по месторождениям.
Как верно указал суд, для целей применения пункта 4 статьи 342 НК РФ сведения о выработанности конкретного участка недр представляют собой совокупность (сумму) сведений о выработанности месторождений, входящих в состав конкретного участка недр.
Судом правомерно не принят довод ответчика о том, что по состоянию на 01.01.2006 запасы по Черемшанскому, Яуркинскому, Баганскому, Эштебенькинскому, Чуркалейскому, Канашскому и Туарминскому месторождениям числились в нераспределенном фонде недр Самарской области, поскольку статья 342 НК РФ не связывает право налогоплательщика на применение понижающего коэффициента Кв с наличием прав пользования конкретным участком недр именно по состоянию на 01.01.2006.
Нахождение этих месторождений на данную дату в нераспределенном фонде либо у иного недропользователя не имеет правового значения, при разрешении настоящего дела.
Законодателем в целях применения статьи 342 НК РФ установлено наличие объективных критериев - данных государственного баланса по состоянию на 01.01.2006. Эти данные, носят объективный характер и не зависят от того, в чьем пользовании данные месторождения находились. Возможность применения понижающего коэффициента выработаности конкретного участка недр (Кв) не зависит от даты получения лицензии па право пользования недрами.
Ответчик настаивал на том, что конкретный участок недр формируется только после выдачи лицензии на право пользования недрами.
Однако, согласно статье 7 Закона РФ «О недрах» участки недр - это геометризованные блоки недр.
В соответствии с пунктами 2-5 Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 № 429) установление границ участков недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию - в отношении участков недр федерального значения и участков недр, по которым объем балансовых запасов или прогнозных ресурсов месторождений полезных ископаемых превышает максимальное значение, определенное Агентством описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части. Границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Органы, указанные в пункте 2 Положения, при установлении границ участков недр учитывают:
а) геологическую и иную информацию о недрах;
б) данные государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр (в случае, если такая экспертиза проводилась);
в) границы особо охраняемых природных территорий (режим которых не позволяет осуществлять пользование недрами);
г) предложения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также Федерального агентства по рыболовству (в случае установления границ участка недр внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации или континентального шельфа Российской Федерации), представляемые ими при подготовке в установленном порядке проектов решений о предоставлении права пользования участками недр, - в отношении участков недр федерального значения.
Указанная процедура установления границ участка недр осуществляется до выдачи лицензии и требует значительного времени с учетом получения согласований от всех указанных государственных органов.
Согласно материалам дела, входящие по состоянию на 01.01.2006 в границы Черемшанского участка месторождения были открыты в период с 1980 (Канашское месторождение) по 1996 (Туарминское месторождение) годы.
Порядок выдачи лицензии установлен Положением о порядке лицензирования пользования недрами (утв. Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1), в соответствии с пунктами 2.3-2.5 которого Геолком России и его территориальные подразделения ведут учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования, подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.
Предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования согласовываются с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством промышленности Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации (в части минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), Государственным комитетом Российской Федерации по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору и другими государственными органами, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах.
В соответствии с пунктом 20 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 г. № 315) основанием для начала процедуры оформления лицензии на пользование недрами является решение руководителя Роснедр или руководителя соответствующего территориального органа Роснедр, оформляемое приказом. Решение об оформлении лицензии на пользование недрами принимается при предоставлении права пользования участками недр по результатам конкурса или аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, в том числе и на участке недр федерального значения.
Порядок проведения аукционов на получение права пользования недрами также представляет собой длительную процедуру.
В соответствии с пунктом 31 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами (утв. Приказом Минприроды РФ от 17.06.2009 № 156) реализация Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по организации проведения в установленном порядке аукционов на право пользования участками недр включает в себя:
а) принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр;
б) подготовку и опубликование извещений о проведении аукционов на право пользования участками недр;
в) регистрацию заявок на участие в аукционах на право пользования участками недр;
г) рассмотрение и прием заявок на участие в аукционах на право пользования участками недр;
д) проведение аукционов на право пользования участками недр;
е) утверждение итогов аукционов на право пользования участками недр.
При этом в пункте 27 данного Административного регламента указано, что в помещении для проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр должны быть представлены информационные материалы по конкретному участку недр, по которому проводится конкурс или аукцион на право пользования участком недр (выписка из баланса полезных ископаемых по конкретному участку недр, план расположения участка недр с указанием координат и т.д.).
В пунктах 34 и 79 того же Административного регламента указано, что приказ о проведении аукциона (конкурса) на право пользования участком недр включает порядок и условия проведения аукциона на право пользования конкретным участком недр, определяемые в соответствии с настоящим Административным регламентом.
Таким образом, довод ответчика о том, что конкретный участок недр появляется в момент выдачи лицензии на право пользования недрами, противоречит вышеуказанным нормативным актам.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ФИО5 участок был ранее сформированным до выдачи лицензии от 04.08.2006 и передан на баланс заявителя территориальным агентством по недропользованию по Самарской области.
Факт возникновения Черемшанского участка недр ранее 01.01.2006 подтверждается как самой лицензией СМР 13709 НР, где указано на данные государственного баланса запасов нефти на 1 января 2005 года в отношении данного участка.
Кроме этого, заявителем представлен нотариально удостоверенный протокол осмотра доказательств – страницы из официального сайта Правительства Российской Федерации (gov.ru), на которой опубликован уточненный перечень участков недр, аукционы по которым будут проведены в 2005 году, в котором под пунктом 87 значится ФИО5 участок недр, что также подтверждает то, что ФИО5 участок был сформирован ранее 01.01.2006г.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что заявителем правомерно применен в уточненной налоговой декларации за январь 2014 года при исчислении налога коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), в размере 0,3.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений , изложенных в оспариваемом решении, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.02.2015 года по делу №А65-26948/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий И.С.Драгоценнова
Судьи В.С.Семушкин
Е.Г.Филиппова