НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Коми от 26.03.2013 № А29-8930/12

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

28 марта 2013 года

Дело № А29-8930/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хоровой Т.В.,

судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,

при участии в судебном заседании:

представителей заявителя: Филипповой А.А., действующей на основании доверенности от 11.03.2012 №156/2012, Чизухина Н.С., действующего на основании доверенности от 09.10.2012 №575/2012,

представителя ответчика: Сергеева А.Л., действующего на основании доверенности от 25.12.2012 №1133,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2013 по делу №А29-8930/2012, принятое судом в составе судьи Огородниковой Н.С.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)

к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

(ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685),

о признании частично недействительными решений о непринятии с зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством №55 от 30.08.2012, решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний №55 от 30.08.2012 и №82 от 30.08.2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее – Общество, страхователь) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Фонд) о признании частично недействительными решений о непринятии с зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством №55 от 30.08.2012, решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний №55 от 30.08.2012 и №82 от 30.08.2012.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2013 требования Общества удовлетворены.

Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 11 Положения №375, статью 5 Федерального закона №81-ФЗ, статью 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1, пункт 79 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н, статьи 315 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, что в связи с тем, что процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к заработной плате начисляется на фактический заработок, применение процентной надбавки за стаж при исчислении пособия по уходу за ребенком исходя из тарифной ставки установленного работнику разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) нормами Положения №375 не предусмотрено.

Кроме того, Фонд считает, что судом первой инстанции в решении не в полной мере освещен вопрос о применении стажевой (поощрительной) надбавки.

Таким образом, Фонд настаивает на отмене решения суда, поскольку оно принято с нарушением норм материального права.

Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Фонда возражает, просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции по рассматриваемому спору.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Филиалом № 5 Фонда в отношении Общества проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.04.2009 по 31.12.2011, а также по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.04.2009 по 31.12.2011.

По результатам проверки составлены акты №178 от 20.07.2012, №180н/с от 20.07.2012.

30.08.2012 Фондом приняты решения:

- №55 о непринятии с зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- №59/1 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования;

- №55 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- №82 о привлечения страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Общество с решениями о непринятии с зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством №55 от 30.08.2012, решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний №55 от 30.08.2012 и №82 от 30.08.2012 не согласилось и обратилось с заявлением в суд.

Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь положениями Федеральных законов от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375, Законом Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», статьями 129, 139, 315 Трудового кодекса Российской Федерации, требования Общества признал обоснованными. При этом суд первой инстанции указал, что размер среднего заработка для исчисления пособий по уходу за ребенком следует исчислять с учетом надбавок к окладу за стаж и за работу в районах Крайнего Севера.

Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Пунктом 2 статьи 8 Закона №165-ФЗ предусмотрены такие виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию как пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемые застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

В силу статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством имеют право на пособие по беременности и родам.

Указанной категории женщин пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а до 01.01.2010 – в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам (статья 8 Закона №81-ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Закона №81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 15 Закона №81-ФЗ и составляет 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Исчисление среднего заработка при назначении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно редакции указанного пункта, действовавшей до 01.01.2010, в заработок, исходя из которого исчислялось пособие, включались все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

«Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – «Положение…»), утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 №375.

Согласно пункту 11 «Положения…» (в первоначальной редакции) в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

С 01.01.2010 в названное «Положение…» включен пункт 11.1, в соответствии с которым в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения). В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

На основании статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно Положению об оплате труда работников Общества оплата труда работников осуществляется по повременно-премиальной и повременно-индивидуальным системам оплаты труда. И в первом, и во втором случае оплата труда производится на основе должностных окладов, учитывающих профессиональную квалификацию работников. Каждому работнику Общества установлена индивидуальная поощрительная надбавка за стаж работы в газовой и смежной отраслях (стажевая надбавка). В стаж работы, дающий право на получение стажевой надбавки, включаются периоды временной нетрудоспособности, а также время, в течение которого за работником в соответствии с действующим законодательством сохраняется полностью или частично заработная плата.

Данные виды надбавок учитываются при начислении страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и, соответственно, должны быть учтены и при расчете среднего заработка, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, пособия по уходу за детьми до достижения ими возраста 1,5 лет.

При этом основной целью процентной надбавки является поощрение продолжительности работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данная выплата является стимулирующей и начисляется в зависимости от длительности непрерывного трудового стажа работника в указанных районах.

Соответственно, северная и стажевая надбавки, равно как и районный коэффициент, направлены на возмещение работникам дополнительных затрат, возникающих у них в связи с проживанием и осуществлением трудовых функций в экстремальных природно-климатических условиях и удаленностью от обжитых территорий страны.

Поскольку районный коэффициент и северная надбавка являются гарантиями, предусмотренными федеральным законодательством, следовательно, установленная на законодательном уровне и в коллективном договоре обязанность работодателя увеличивать размер оплаты труда работников, занятых в районах Крайнего Севера, на коэффициенты и надбавки, позволяет гарантировать таким работникам повышенный, по сравнению с работниками, занятыми на Европейской территории, размер оплаты труда, без внесения изменений в установленный в организации размер оплаты труда (оклад, тарифная ставка и пр.)

При этом работодателю (с учетом положений статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации и существующего у него финансово-экономического положения) предоставлено право на включение в коллективный договор условий об установлении льгот и преимуществ для работников и условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (в том числе и применительно к установлению стажевой надбавки).

Кроме того, процентная и стажевая надбавки являются гарантированными (обязательными), но не исключают друг друга. Вышеуказанные выплаты являются составной частью оплаты труда, с которой в соответствии с законодательством о социальном страховании работодателем и уплачиваются страховые взносы.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о необоснованном исключении Фондом из расчета пособия по беременности и родам, а также из расчета пособия по уходу за ребенком процентной (северной) и стажевой надбавки к окладу следует признать правомерным, а решение суда от 25.01.2013 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого спора. Оснований для удовлетворения жалобы Фонда по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы ФСС России освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе Фонда взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2013 по делу №А29-8930/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Т.В. Хорова

Судьи

М.В. Немчанинова

Л.И. Черных