ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров 14 ноября 2019 года | Дело № А29-8124/2019 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Немчаниновой М.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2019 по делу № А29-8124/2019, принятое судом в порядке упрощенного производства,
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (ИНН:1101483412, ОГРН:1021100516073)
к обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» (ИНН: 1101149425, ОГРН: 1141101002316)
о взыскании ущерба,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее – Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» (далее – ООО «Теплый дом», Общество, ответчик) о взыскании 1 726 рублей 94 копеек ущерба, причиненного выплатой излишних сумм страховой пенсии за период с 01.01.2019 по 28.02.2019 работнику ответчика.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2019 Управлению в удовлетворении иска отказано.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), статьи 15, 1064, пункт 1 статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Управление указывает, что юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявитель жалобы указывает, что в результате несвоевременного представления Обществом сведений индивидуального персонифицированного учета за ноябрь 2018 года, в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 была излишне выплачена пенсия, лицу, которое является работником Общества. Сведения за ноябрь 2018 года были представлены Обществом лишь 11.01.2019.
ООО «Теплый дом» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с пунктами 47, 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба заявителя рассмотрена Вторым арбитражным апелляционным судом без проведения судебного заседания, без вызова сторон, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.10.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 12.10.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществом в установленный законом срок (17.12.2018) не были представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) за ноябрь 2018 года.
Пенсионным фондом, в связи с отсутствием сведений о работе Разманова Ю.П. было принято решение от 22.01.2019 о повышении указанному лицу с 01.01.2019 размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру (л.д. 32).
11.01.2019 Общество представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) за ноябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица (л.д. 14-15).
Истцом установлен факт переплаты фиксированной выплаты к страховой пенсии вышеуказанному лицу за период с 01.01.2019 по 28.02.2019 в сумме 1 726 рублей 94 копеек, что отражено в протоколе от 26.02.2019 (л.д. 11).
Управление, полагая, что несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М (исходная) за ноябрь 2018 года повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии в размере 1 726 рублей 94 копеек за период с 01.01.2019 по 28.02.2019, направило в адрес Общества претензию от 25.03.2019 о возврате излишне выплаченной суммы пенсии (л.д. 16-17).
Поскольку требование истца оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с иском о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьей 15 ГК РФ, положениями Закона № 400-ФЗ, и исходил из того, что Пенсионным фондом не доказаны виновные действия ответчика, в результате которых произошла излишняя выплата пенсии работнику Общества за период с 01.01.2019 по 28.02.2019.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или измененияобжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, в силу указанной статьи возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями, вины причинителя вреда.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец, требуя возмещения ущерба, должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности. В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.
Статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Частью 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом 22.01.2019 было принято решение о повышении Разманову Ю.П. с 01.01.2019 размера фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру.
Вместе с тем из материалов дела следует, что 11.01.2019 ответчиком в Пенсионный фонд были предоставлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета (СВЗ-М) за ноябрь 2018 года (исходные). В указанных сведениях, представленных Обществом, отражены сведения, в том числе, на застрахованное лицо – Разманова Ю.П.
Таким образом, перерасчет размера страховых пенсий произведен Пенсионным фондом 22.01.2019, то есть тогда когда сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года уже были сданы Обществом и получены Пенсионный фондом.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что на дату принятия решения о выплатах, начиная с января 2019 года, Управление располагало информацией об осуществлении Размановым Ю.П. оплачиваемой трудовой деятельности.
Учитывая изложенное, Пенсионным фондом не доказано, что излишняя выплата страховой части пенсии произошла по вине Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Управлению в удовлетворении заявленных требований о взыскании ущерба в размере 1 726 рублей 94 копеек за период с 01.01.2019 по 28.02.2019.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.09.2019 по делу № А29-8124/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья М.В. Немчанинова |