ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
08 мая 2018 года | Дело № А26-11110/2017 |
Постановление изготовлено в полном объеме мая 2018 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-7381/2018 ) ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2018
по делу № А26-11110/2017 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по заявлению ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное)
к Муниципальной организации дополнительного образования "Лахденпохская районная детско-юношеская спортивная школа"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) (далее – фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лахденпохская средняя общеобразовательная школа» (далее – ответчик, учреждение) о взыскании 500 руб. финансовой санкции за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений за февраль 2017 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 24.01.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом не учтено, что за отчетный период (февраль 2017 года) установленный срок представления сведений по форме СЗВ-М истек 15.03.2017. Сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» представлены 06.03.2017 по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), то есть своевременно, в отношении 26 застрахованных лиц. Форма была принята частично, так как при проверке выявлена ошибка в сведениях на 1 застрахованное лицо, а именно несоответствие ФИО Пашкова Инга Михайловна (СНИЛС 152-568-848 94). 06.03.2017 учреждению по ТКС направлено уведомление об устранении ошибок в течении 5 рабочих дней. 16.03.2017 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» на 1 застрахованное лицо – Метелица Инга Михайловна с номером СНИЛС 152-568-848 94. Документ принят 16.03.2017, то есть позже пятидневного срока для исправления имеющихся расхождений, который истек 15.03.2017. Фонд считает неправомерной ссылку суда на пункт 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н, поскольку указанная инструкция утратила силу 18.02.2017 в связи с вступлением в действие приказа Минздравсоцразвития от 21.11.2016 №766н.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 1091035000748, производит выплаты физическим лицам и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
06.03.2017 общество по ТКС представило отчетность по форме СЗВ-М в отношении 26 застрахованных лиц за февраль 2017 года. Отчетность принята фондом 06.03.2017.
Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ).
В ходе проверки фондом установлено, что в представленной 06.03.2017 отчетности за февраль 2017 года допущена ошибка в отношении застрахованного лица Пашковой Инги Михайловны. Сведения о фамилии, указанной в страховом свидетельстве, не соответствуют фактическим данным.
Учреждению по каналам ТКС 06.03.2017 направлено уведомление об устранении несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у фонда, в течение 5 рабочих дней. Уведомление получено учреждением 07.03.2017, в установленный срок исправленная отчетность не предоставлена.
Фактически отчетность за февраль 2017 года на Метелица Ингу Михайловну представлена 16.03.2017, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные нарушение зафиксированы в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в система обязательного пенсионного страхования от 03.04.2017 №39.
Заявителем представлены возражения на акт от 04.04.2017, в котором указано, что на момент представления отчетности 06.03.2017 Метелица Инга Михайловна фактически сменила фамилию на Пашкову на основании свидетельства о заключении брака от 13.01.2017 I-ГИ №607390, а также 01.02.2017 произведена замена паспорта гражданина Российской Федерации. Обменом страхового свидетельства работница занималась самостоятельно, к работодателю с заявлением не обращалась.
Решением от 15.05.2017 №39 страхователь привлечен к ответственности и по пункту 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 500 руб.
На основании вступившего в силу решения от 15.05.2017 №39 фондом выставлено требование от 20.06.2017 №009S01170665051 об уплате в срок до 11.07.2017 финансовой санкции в сумме 500 руб.
Поскольку финансовая санкция в сумме 500 руб. учреждением в добровольном порядке не уплачена, фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая фонду в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения признаков нарушения части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, нарушение которого выявлено пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Согласно части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Формальное наличие объективной стороны нарушения части 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ не является достаточным основанием для привлечения страхователя к ответственности, так как по общему правилу формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учётом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности
На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М). Согласно названному постановлению форма СЗВ-М, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период, является исходной формой, и должна содержать код «исхд»; форма СЗВ-М, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период, является дополняющей формой, и должна содержать код «доп»; форма СЗВ-М, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период, является отменяющей формой, и должна содержать код «отмн».
Судом установлено и не оспаривается фондом, что первоначальные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года представлены страхователем 06.03.2017, то есть в установленный законом срок.
Дополняющие сведения по форме СЗВ-М за февраль 2017 года в отношении 1 застрахованного лица - Пашковой Инги Михайловны представлены учреждением 16.03.2017, то есть с нарушением срока на 1 день.
Данное нарушение квалифицировано фондом при привлечении к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует.
Как следует из материалов дела, на момент представления учреждением сведений «исх» 06.03.2017 сведения в отношении Пашковой И.М. являлись достоверными. На дату представления отчетности сотрудница фактически сменила фамилию с Метелица на Пашкову, произвела в связи с этим замену паспорта гражданина Российской Федерации.
При этом при подаче сведений о застрахованных лицах, в том числе о Пашковой И.М., учреждение руководствовалось имеющимися в его распоряжении документами (свидетельство о заключении брака, паспорт гражданина Российской Федерации), подтверждающими фамилию застрахованного лица.
О том, что Пашкова И.М. не поменяла страховое свидетельство, ответчику не было известно, обменом документов Пашкова И.М. занималась самостоятельно и к работодателю не обращалась.
Апелляционной инстанцией установлено, что аналогичные обстоятельства рассматривались в рамках дела №А26-11112/2017.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2017 по делу №А26-11112/2017 установлено, что замена СНИЛС произведена по заявлению застрахованного лица 20.03.2017, то есть по истечении срока представления сведений на застрахованных лиц за февраль 2017 года.
На момент рассмотрения вопроса о привлечении учреждения к ответственности (15.05.2017) фонд располагал сведениями об изменении застрахованным лицом с 13.01.2017 фамилии (замена СНИЛС с изменением фамилии на Пашкову произведена 20.03.2017) и достоверности представленных в отношении нее сведений по исходной форме, однако не учел это при вынесении решения.
Учреждение не может нести ответственность за несвоевременную замену застрахованным лицом Пашковой И.М. страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в связи со сменой фамилии.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Доводы фонда, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Действительно, при вынесении решения суд сослался на пункт 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н, которая утратила силу 18.02.2017 в связи с вступлением в действие приказа Минздравсоцразвития от 21.11.2016 №766н. Вместе с тем, данное обстоятельство не привело к принятию судом неправильного решения.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2018 по делу № А26-11110/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | М.Л. Згурская |