ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А22-2209/2022
16 августа 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2023 года.
Шестнадцатый
арбитражный
апелляционный
суд
в
составе:
председательствующего Егорченко И.Н., судей Семенова М.У., Жукова Е.В., при ведении
протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия
на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.04.2023 по делу № А22-
2209/2022, принятое по иску отделения фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Республике Калмыкия, г. Элиста, (ОГРН 1020800761024, ИНН
0814044198) к акционерному обществу «Энергосервис», г. Элиста (ОГРН 1090816001055,
ИНН 0816008251), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, Лященко Александра
Михайловича, г. Элиста, о взыскании денежных средств в возмещение причиненного
ущерба,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных
о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Республике Калмыкия (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд
Республики Калмыкия с исковым заявлением к акционерному обществу «Энергосервис»
(далее – АО «Энергосервис», общество, ответчик) о взыскании убытков на сумму
перерасхода средств на выплату доплаты к страховой пенсии в результате представления
недостоверных сведений в размере 68 806 руб. 24 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечен Лященко Александр Михайлович
(далее – Лященко А.М.).
Определением суда первой инстанции произведена процессуальная замена
государственного учреждения - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по
Республике Калмыкия на отделение фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее – ОСФР по Республике
Калмыкия, отделение, пенсионный фонд).
Решением суда от 25.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд
первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины ответчика в излишнем
перечислении пенсии.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСФР по Республике Калмыкия
подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу
новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Заявитель жалобы
считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы настаивает
на позиции о причинении материального ущерба отделению в виде переплаты Лященко
А.М. как неработающему пенсионеру за период с 01.10.2017 по 31.07.2021 в общем
размере 68 806 руб. 24 коп.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение
суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте
судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не
направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив
законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный
апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики
Калмыкия от 25.04.2023 по делу № А22-2209/2022 подлежит оставлению без изменения,
исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.08.2017
АО «Энергосервис» представило отчетность по форме СЗВ-М за июль 2017 года на 395
застрахованных лиц (в указанной форме отчета отсутствовали сведения на Лященко
Александра Михайловича), отчетность принята фондом.
29.08.2021 АО «Энергосервис» представило отчетность по форме СЗВ-М (ОТМ) за
июль 2017 года на 1 застрахованное лицо (в указанной форме отчета отсутствовали
сведения на Лященко Александра Михайловича), отчетность принята фондом.
12.07.2021 АО «Энергосервис» отчетность по форме СЗВ-М (ДОП) за июль 2017
года представило на 2 застрахованных лица (в указанной форме отчета имелись сведения
на Лященко А.М.), отчетность принята фондом.
Истец указывает, что ответчик обязан был представить сведения «Сведения о
застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) за июль 2017 года не позднее 15.08.2017 в
отношении всех застрахованных лиц.
Но в нарушение законодательства отчетность страхователем представлена
12.07.2021 на 2 застрахованных лица.
Таким образом, за июль 2017 года страхователь допустил несвоевременное
представление
сведений
индивидуального
(персонифицированного)
учета.
Несвоевременное представление отчетности повлекло несвоевременное (недостоверное)
отражение информации о факте работы на лицевых счетах застрахованных лиц, что
является правонарушением. В результате этого правонарушения причинен ущерб
пенсионному фонду в связи с отсутствием права на индексацию страховой пенсии по
работающему пенсионеру.
По вине страхователя застрахованное лицо Лященко А.И., значился как
неработающий пенсионер. В результате чего был нанесен ущерб бюджету фонда в виде
переплаты пенсии пенсионеру за период с 01.10.2017 по 31.07.2021 по вине страхователя в
сумме 68 806 руб. 24 коп.
Отделение в целях досудебного урегулирования спора уведомило общество о
возникшем ущербе, предложив в добровольном порядке возместить ущерб в размере 68
806 руб. 24 коп. в результате излишней выплаты Лященко А.М. страховой пенсии по
старости с учетом индексации.
Действий по возмещению убытков ответчик не предпринял, что послужило
основанием для обращения отделения в арбитражный суд с исковым заявлением о
взыскании убытков в судебном порядке.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение
убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под
убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или
должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или
повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые
это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не
было нарушено (упущенная выгода).
По общему правилу, убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой
ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих
нарушение ответчиком своих обязательств, причинную связь между понесенными
убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также
наличие и размер понесенных убытков.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 1 пункта 12 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами
некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации»,
по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в
результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения
обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи
401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо,
причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен
не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя
доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или
причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда
предполагается, пока не доказано обратное (абзац третий названного пункта).
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(далее – Закон № 400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период
осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим
работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному
пенсионному страхованию в соответствии Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии,
фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом,
предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона,
выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным
законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой
пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки
размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации,
имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам,
прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они
подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ,
суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи
с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального
закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным
законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой
пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки
размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации,
имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период
начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной
деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что уточнение факта
осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период
которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с
Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи
производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1 и пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа
месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом
работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры
гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ,
оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного
права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные
договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения
науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по
управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на
коллективной основе) индивидуальные сведения.
Таким образом, право на индексацию имеют только неработающие пенсионеры.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется
пенсионным органом ежемесячно, на основании представляемых в территориальный
орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах по
форме СЗВ-М.
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой
пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном
частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором
органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные
страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические
лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах,
представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной
выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой
пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для
ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного
пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное
представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального
закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий,
фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду
Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ предусмотрено возмещение работодателем
причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, в случаях
невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1
настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии,
фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии).
Согласно части 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом,
осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и
(или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или)
выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной
пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской
Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с
отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в
котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их
выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за
текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае
назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации,
определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1
Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете
застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации
(увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с
частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в
соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления
(прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного
распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к
страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),
подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации
пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии,
фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой
пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6
статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ,
выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом
повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке,
предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом
88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Из указанных правовых норм следует, что в предмет доказывания по настоящему
делу входит не только установление факта нарушения, допущенного страхователем в
связи с непредставлением в установленный срок сведений индивидуального
(персонифицированного) учета, но также и факт возникновения у пенсионного фонда
ущерба в соответствующем периоде в связи с выплатой застрахованному лицу пенсии и ее
индексацией по причине действий ответчика.
Ответчиком не оспаривается направление формы СЗВ-М за июль 2017 года на
Лященко А.М. с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-
ФЗ.
Вместе с тем, ответчиком представлялись в отделение исходные формы сведений
СЗВ-М за период с августа 2017 года по июль 2021 года с указанием в них сведений о
Лященко А.М. как о работающем в учреждении лице.
Отделение, не получив от общества в исходной форме СЗВ-М за июль 2017 года
сведений о Лященко А.М. как о работающем в данной организации пенсионере, с
01.10.2017 начало производить Лященко А.М. выплату страховой пенсии по старости с
учетом ежемесячной индексации.
Из изложенного следует, что фактически истец, получив от страхователя
03.08.2017 сведения по форме СЗВ-М за июль 2017 года без указания пенсионера
Лященко А.М., а уже в сентябре 2017 года получив сведения по форме СЗВ-М за август
2017 года с указанием этого пенсионера в качестве работающего лица, в основу принятого
решения о выплате индексации страховой пенсии по старости неработающему пенсионеру
положил исключительно факт неуказания учреждением сведений о данном
застрахованном лице в форме СЗВ-М (исходная) за июль 2017 года.
Отделением необоснованно не было принято во внимание, что за период август
2017 года по июль 2021 года ответчиком были представлены сведения в отношении
указанного лица по форме СЗВ-М, то есть на момент принятия решения о выплате
пенсионеру страховой пенсии с учетом индексации у отделения имелись данные об
осуществлении Лященко А.М. трудовой деятельности после июля 2017 года в
последующие периоды.
Все указанные сведения были приняты отделением. То есть на момент принятия
решения о перерасчете Лященко А.М. страховой пенсии истец обладал сведениями о
продолжении его трудовых отношений с обществом и не имел оснований для проведения
индексации пенсионных выплат.
При наличии сомнений в достоверности представленных обществом сведений за
июль 2017 года отделение могло принять меры к получению от страхователя
дополнительной информации по застрахованному лицу, чего сделано не было.
Таким образом, суд первой инстанции правильно заключил, что регулярно получая
в последующие периоды сведения в отношении Лященко А.М. как о работающем
пенсионере, имея возможность и установленную законом обязанность, истец не
предпринял никаких действий для уточнения сведений о том, осуществлял ли Лященко
А.М. трудовую деятельность июле 2017 года и принял решение об индексации пенсии с
01.10.2017 по 31.10.2021.
Пенсионный фонд обязан принимать решение об индексации пенсии на основании
всей совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не только
той их части, которая поступает в составе отчетов СЗВ-М. Кроме того, в данном случае
усматривались явные противоречия между формами СЗВ-М за разные периоды, без
устранения которых пенсионный фонд не мог за основу принятия решения о выплате
индексированной пенсии принимать во внимание только одну форму СЗВ-М за июль 2017
года без учета более поздних форм СЗВ-М.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав и оценив по
правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив,
что отделение не доказало совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на
общество как страхователя ответственности в виде возмещения 68 806 руб. 24 коп.
убытков, а именно: наличия причинно-следственной связи между действиями
страхователя сведений за июль 2017 года по форме СЗВ-М и возникновением у
пенсионного фонда убытков за период с 01.10.2017 по 31.10.2021, пришел к правильному
выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных по делу исковых
требований.
Судебная коллегия оснований для переоценки выводом суда первой инстанции не
усматривает.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от
25.04.2023 по делу № А22-2209/2022 является законным и обоснованным, оснований для
отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а
поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями
для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 25.04.2023 по делу № А22-
2209/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через
арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Н. Егорченко
Судьи
М.У. Семенов
Е.В. Жуков