НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Республики Алтай от 25.01.2024 № А02-1255/2023

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск Дело № А02-1255/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.  Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года. 

 Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Зайцевой О.О.,
 Хайкиной С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сперанской Н.В., рассмотрел в  судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике  Алтай ( № 07АП9391/23), на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28.09.2023  по делу № А02-1255/2023 (судья Голубева О.В.) по заявлению акционерного общества  «Алтайэнергосбыт» к Министерству внутренних дел по Республике Алтай о признании  незаконным отказа в предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах и  обязании предоставить сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их  фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, паспортных данных в отношении  прилагаемого к заявлению перечня жилых помещений, 

 В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Сорока В.В., представитель по доверенности от 31.12.2022, паспорт;  от заинтересованного лица: без участия (извещен); 

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Алтайэнергосбыт» (далее – АО «Алтайэнергосбыт», Общество,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к  Министерству внутренних дел по Республике Алтай (далее – МВД по РА, Министерство)  о признании незаконным отказа в предоставлении сведений о зарегистрированных  гражданах и обязании предоставить сведения о зарегистрированных гражданах, с  указанием их даты и места рождения, паспортных данных в отношении прилагаемого к  заявлению перечня жилых помещений. 

Решением суда от 28.09.2023 заявленные требования удовлетворены. 


Не согласившись с решением суда первой инстанции, МВД по РА в апелляционной  жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в  удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением  обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим  обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств. 

Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит  решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения. 

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие  заинтересованного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о  времени и месте судебного разбирательства. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв,  письменные пояснения, проверив законность и обоснованность решения суда первой  инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает  его не подлежащим отмене по следующим основаниям. 

Судом установлено, что на основании решения Главного управления экономики и  инвестиций Алтайского края от 26.06.2007 № 17 «О согласовании присвоения статуса  гарантирующего поставщика и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков»,  приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 07.11.2018 № 96-ВД «Об определении  зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории  Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых правовых актов Комитета  по тарифам Республики Алтай» АО «Алтайэнергосбыт» является гарантирующим  поставщиков электрической энергии, обеспечивающим поставку электрической энергии  для потребителей Алтайского края и Республики Алтай. 

В целях корректного начисления платы физическим лицам – получателям  коммунальной услуги по электроснабжению, а также для реализации ресурсоснабжающей  организацией защиты своих прав и экономических интересов по вопросу получения платы  за оказанную коммунальную услугу, АО «Алтайэнергосбыт» обратилось в Управление по  делам миграции МВД по Республике Алтай с запросом от 27.03.2023 № АЭС/01/177 о  предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их ФИО, даты и  места рождения, а также паспортных данных в отношении прилагаемого к заявлению  перечня жилых помещений. 

Письмом Управление по делам миграции МВД по Республике Алтай № 30/2-1272 от 


Общество, считая отказ незаконным, необоснованным и нарушающим права и  законные интересы ресурсоснабжающей организации, обратилось в суд с настоящим  заявлением. 

Суд, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу об обоснованности  заявленных требований. 

Суд апелляционной инстанции с данными выводами соглашается на основании  следующего. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и  пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах,  связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"  условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными  ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия)  государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий:  несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение  прав и законных интересов заявителя. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона № 152-ФЗ под персональными данными  понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или  определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). 

Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный  орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими  лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также  определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных,  подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными  (пункт 2 статьи 3 Закон № 152-ФЗ). 

Заявитель включен в реестр операторов персональных данных и является  оператором персональных данных потребителей-физических лиц, в жилое помещение 


которых поставляется электроэнергия на основании публичного договора  энергоснабжения. 

Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов  и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона №  152-ФЗ). 

При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных  данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его  персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных  необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором  Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных  законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и  обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для  осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для  достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются  права и свободы субъекта персональных данных. 

Частями 4, 5 статьи 6 Закона № 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее  обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие  субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если  оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед  субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо,  осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет  ответственность перед оператором. 

Частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)  предусмотрено, что управляющая организация обязана предоставлять  ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за  коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и  коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в  случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса. 

Постановлением от 13.07.2019 № 897 "О внесении изменений в некоторые акты  Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между  собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими  организациями" (далее - Постановление № 897) пункт 6 Правил предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных  домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), дополнен, в том числе абзацами 


седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для  начисления платы за коммунальные услуги. 

Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках  жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав  документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к  ранее сложившимся (до принятия Постановления № 897) отношениям, в которых  ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а  с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений. 

В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация,  товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом,  предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению  коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений  в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17  данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги,  не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги  соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие  сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место  рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес  электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых  помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место  государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если  собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо. 

При этом, как было выше сказано, предоставление указанных сведений не требует  согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6  Закона № 152-ФЗ. 

Из указанного следует, что общество, являясь оператором персональных данных  потребителей-физических лиц и осуществляя деятельность по начислению потребителям  платы за коммунальные услуги, вправе обрабатывать персональные данные потребителей  электроэнергии, в том числе запрашивать их персональные данные. 

При этом пунктом 60 Правил № 354 предусмотрено, что по истечении предельного  количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые  плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным  пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение,  рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях,  предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из 


нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего  коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных  подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления  коммунальных услуг. 

Согласно пункту 4 приложения N 2 к Правилам № 354 размер платы за  коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за  исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду),  водоотведению и электроснабжению: 

а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим  (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и  электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4: 

Pi = ni x Nj x Tкр, где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом  помещении;  

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Следовательно, данные о количестве зарегистрированных в жилом помещении  граждан необходимы заявителю для расчета платы за коммунальную услугу. 

При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции приходит к выводу о  том, что поскольку обработка персональных данных необходима в ходе осуществления  хозяйственной деятельности организации для исполнения условий договора,  выгодоприобретателем по которому является абонент - субъект персональных данных, а  также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или  договора, по которому субъект персональных данных будет являться  выгодоприобретателем или поручителем, то Общество вправе запрашивать и получать у  уполномоченных органов сведения о персональных данных потребителей - физических  лиц в целях и объеме, установленном действующим законодательством и договором, для  исполнения условий публичного договора. 

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011   № 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон № 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать  данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с  последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее -  банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с  требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в 


банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской  Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания  или по месту жительства в пределах Российской Федерации. 

Согласно части 5 статьи 17 Закона № 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках  данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в  случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам  иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с  международными договорами Российской Федерации. 

Статьей 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"  от 25.06.1993 № 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о  регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства  в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный  орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу. 

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим  лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая  информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и  порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются  федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 

В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных  осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством  Российской Федерации в области персональных данных. 

В силу положений части 8 статьи 9 Закона № 152-ФЗ персональные данные могут  быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных,  при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в  пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного  Федерального закона. 

Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных  данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения  договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому  является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе  субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных  будет являться выгодоприобретателем или поручителем. 


В соответствии с подпунктом 31 пункта 13 Положения о Министерстве внутренних  дел Республики Алтай, утвержденного Приказом МВД РФ № 586 от 01.08.2017, МВД по  РА осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:  оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из  Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; учет выданных, утраченных,  похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской  Федерации; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания  и по месту жительства в пределах Российской Федерации; адресно-справочную работу;  регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет  иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания. 

Следовательно, вопреки позиции МВД по РА, в данном случае заявитель вправе  обратиться к Управлению за предоставлением персональных данных потребителей  коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством  для исполнения условий публичного договора поставки электроэнергии. 

Доводы апелляционной жалобы МВД по РА направлены на переоценку выводов  суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся  исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не  может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта. 

 Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у  арбитражного суда, трактовке законодательства, не могут служить основаниями для  отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом  первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда  первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться  основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и  обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела  доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и  процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой  инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов  апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Республики Алтай от 28.09.2023 по делу № А02-1255/2023  оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по  Республике Алтай - без удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства  в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев  со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через  Арбитражный суд Республики Алтай. 

 Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам,  участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного  суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного  доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. 

 Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса  "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной  сети "Интернет". 

Председательствующий Т.В. Павлюк 

Судьи О.О. Зайцева 

 С.Н. Хайкина