НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление АС Псковской области от 09.03.2022 № А52-3556/2021

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 марта 2022 года

г. Вологда

Дело № А52-3556/2021

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено марта 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                      Ручкиновой М.А.,                   

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря 2021 года по делу                 № А52-3556/2021 ,

у с т а н о в и л:

Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки (ОГРН 1026000903136, ИНН 6025011453; адрес: 182113, Псковская область, город Великие Луки, площадь Ленина, дом 1; далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Псковской области (ОГРН 1036000302656, ИНН 6027024031; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Гоголя, дом 55/78; далее – Управление) о признании незаконным представления от 25.06.2021 № 57-21-07/1803.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (ОГРН 1056000309100, ИНН 6027087585; адрес: 180007, Псковская область, город Псков, улица Пароменская, дом 21/33; далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря               2021 года по делу № А52-3556/2021 требования удовлетворены.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, не полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу  с изложенными  доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом от 9 апреля 2021 года  №102 «О назначении плановой камеральной проверки в Комитете по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки» и на основании пункта 5 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Псковской области в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 27 апреля 2021 года по 18 мая 2021 года в отношении Комитета проведена камеральная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда».

Проверяемый период: с 1 января 2020 года по 31 марта 2021 года.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 8 областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019 года               № 128 (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 года № 123), подпункта 11 пункта 2.2 Соглашения о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» от 10 августа 2020 года, заключенного между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и муниципальным образованием «Город Великие Луки», в рамках муниципальных контрактов купли-продажи жилых помещений от 8 декабря 2020 года    № 01573000020200004200001, от 11 декабря 2020 года                                                    № 01573000020200004230001, 01573000020200004250001, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью «ЦентрСтрой» (далее –                     ООО «ЦентрСтрой»), превышение стоимости одного квадратного метра жилой площади, установленной областной адресной программой переселения граждан из аварийного жилья, повлекло дополнительные расходы в сумме 140 303,41 рублей, из них за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 138 900,38 рублей, за счет средств областного бюджета – 1 403,03 рублей, которые должны осуществляться за счет средств местного бюджета.

В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), пунктов 1.1, 2.1, 2.3, 3.1 муниципальных контрактов от 6 ноября 2020 года                                     № 01573000020200003470001, 01573000020200003500001, заключенных с индивидуальным предпринимателем Сибильковой С.С., в декабре 2020 года приняты и оплачены жилые помещения площадью, несоответствующей условиям контрактов, что повлекло дополнительные расходы в сумме 45 154,80 рублей (за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 44 703,25 рублей, средств областного бюджета - 451,55 рублей).

В нарушение статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта 1 пункта 2.2 Соглашения о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах» от 10 августа 2020 года, заключенного между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и муниципальным образованием «Город Великие Луки», заключение 23 муниципальных контрактов с единственными участниками электронных аукционов по начальной (максимальной) цене, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра жилой площади в размере 37 000 рублей (следовало - 34 924 рубля (утверждена областной адресной программой переселения граждан из аварийного жилья)), повлекло неэффективное использование средств в сумме 1 372 651,20 рублей (средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 1 358 924,69 рублей, средства областного бюджета – 13 726,51 рублей).

В нарушение требований пункта 1 статьи 72 БК РФ, частей 2, 3, 5, 8 статьи 22 Закона № 44-ФЗ  в 2020 году начальная (максимальная) цена контрактов 24 464 400,00 рублей по 23 закупкам на приобретение жилых помещений для расселения граждан из аварийных жилых домов определена и обоснована посредством применения тарифного метода, следовало методом сопоставимых рыночных цен (анализа у рынка) (цена на жилые помещения не подлежит государственному регулированию). В 2021 году тарифный метод применен при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контрактов по 28 закупкам, электронные аукционы по которым признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.

По результатам названного мероприятия в адрес Комитета вынесено представление от 25.06.2021 № 57-21-07/1803 об устранении выявленных нарушений, согласно которому в срок до 01.10.2021 необходимо возвратить в Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  в размере 138 900,38 руб., 44 703,25 руб., принять меры по устранению причин условий; в срок до 01.08.2021 принять меры по устранению причин и условий нарушения, повлекшего неэффективное использование средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 1 358 924,69 руб., принять меры по устранению причин и условий нарушения законодательства о контрактной системе.

Не согласившись с представлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции требования удовлетворил.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1092, при осуществлении полномочий, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: 1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

В соответствии с частью 2.1. статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, могут направляться субъектом Российской Федерации на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов на основании соответствующего гражданско-правового договора, государственного контракта, заключенного субъектом Российской Федерации, в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В целях реализации Закона № 185 и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019 года № 128 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (с изменениями), (далее – Адресная программа).

Муниципальное образование «Город Великие Луки» участвует в третьем этапе (2021 – 2022 годы) адресной программы.

В редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 года № 123 «О внесении изменения в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах» по муниципальному образования «Город Великие Луки» общий объем финансирования по третьему этапу составляет 62 265 999,60 рублей из расчета 34 924,00 рублей за один квадратный метр общей площади жилых помещений (в том числе: 61 643 339,60 рублей – средства Фонда, 622 660,00 рублей – средства областного бюджета).

В редакции постановления Администрации Псковской области от 28 января 2021 года № 8 «О внесении изменения в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» по муниципальному образованию «Город Великие Луки» общий объем финансирования по третьему этапу составляет 66 426 100,00 рублей из расчета 37 000,00 рублей за один квадратный метр общей площади жилых помещений (в том числе: 65 761 839,00 рублей – средства Фонда, 664 224,00 рублей – средства областного бюджета).

Между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области и муниципальным образованием «Город Великие Луки» заключено Соглашение о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 10 августа 2020 года (далее – Соглашение от 10 августа 2020 года)

Согласно пункту 2.1. Соглашения от 10 августа 2020 года на реализацию третьего этапа областной адресной программы бюджету муниципального образования «Город Великие Луки» предоставляются средства финансовой поддержки на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных жилых домов в сумме 62 265 999,60 рублей (в том числе: средства финансовой поддержки Фонда – 61 643 339,60 рублей; средства областного бюджета – 622 660,00 рублей) из расчета предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений 34 924,00 рублей.

Дополнительным соглашением от 11 августа 2020 года № 1 о внесении изменения в Соглашение от 10 августа 2020 года, заключенным между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, и муниципальным образованием «Город Великие Луки, подпункт 2.1. дополнен абзацем 5 следующего содержания: «внести изменения в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах» в части увеличения предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, с 34 924,00 рублей до 37 000,00 рублей…» Дополнительным соглашением от 8 апреля 2021 года № 2 о внесении изменения в Соглашение от 10 августа 2020 года, заключенным между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, в лице председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области Грахова С.С., и муниципальным образованием «Город Великие Луки», в лице Главы Администрации города Великие Луки Романовой Л.А.: в абзаце 1 пункта 2.1. слова «в сумме 62 265 9993,60 рублей (в том числе: средства Фонда – 61 643 339,60 рублей, средства областного бюджета – 622 660,00 рублей») заменить словами «в сумме 66 422 400,00 рублей (в том числе: средства Фонда – 65 758 176,00 рублей, средства областного бюджета – 664 224,00 рублей»); абзац 5 подпункта 2.1, исключен.

В проверяемом периоде муниципальным образованием «Город Великие Луки» в соответствии с частью 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ полученные за счет средств Фонда бюджетные средства расходовались на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах.

Согласно части 11 статьи 16  Закона № 185-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2020 года) этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее, чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, - не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа.

Решение о предоставлении финансовой поддержки принято правлением Фонда от 28 мая 2020 года, протокол № 993.

Согласно подпункту 15 пункта 2.2. Соглашения от 10 августа 2020 года муниципальное образование «Город Великие Луки» обязуется обеспечить завершение реализации всех мероприятий третьего этапа областной адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» в срок до 31 декабря 2022 года.

Таким образом, на момент проведения проверки срок реализации и достижения целевых показателей мероприятий третьего этапа областной адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах» (31 декабря 2022 года) не наступил.

В 2020 году для выполнения третьего этапа адресной программы Комитетом по результатам проведения электронных аукционов заключено и оплачено 23 муниципальных контракта купли-продажи жилого помещения в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах» на общую сумму 24 464 400,00 рублей (за счет средств Фонда – 24 219 756,00 рублей, за счет средств областного бюджета – 244 644,00 рублей).

Проверкой использование средств Фонда, направляемых на приобретение жилья для расселения, установлено, что по трем муниципальным контрактам купли-продажи жилого помещения в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», заключенным с ООО «ЦентрСтрой» (ИНН 6025022293), стоимость 1 кв. метра превышает предельную стоимость 1 кв. метра, установленную пунктом 8 областной адресной Программы (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 года                    № 123) в размере 34 924,00 рублей.

По муниципальному контракту от 8 декабря 2020 года                                          № 01573000020200004200001 стоимость 1 кв. метра составляет 36 884,01 рублей; по муниципальному контракту от 11 декабря 2020 года № 01573000020200004230001 – 37 000,00 рублей; по муниципальному контракту от 11 декабря 2020 года № 01573000020200004250001 – 35 333,33 рублей.

Кроме того, исследовав аукционную документацию по 23 закупкам, управление установило, что муниципальные контракты были заключены исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений 37 000,00 рублей,  а не 34 924,00 рублей, которая была предусмотрена адресной программой в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 г. № 123 и подпунктом 1 пункта 2.1  Соглашения от 10 августа 2020 года.

Управление пришло к выводу о том, что в нарушение статьи 34, подпунктов 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, раздела 8 областной адресной Программы (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 года № 123) Комитетом допущено дополнительное расходование средства Фонда в общей сумме 138 900,38 рублей, а также неэффективное использование средств в сумме 1 372 651,20 рублей.

В соответствии с пунктами 3,7 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно разделу 8 областной адресной Программы (в редакции постановления Администрации Псковской области от 14 апреля 2020 года № 123) в случае превышения стоимости 1 кв. м. приобретаемого жилого помещения, установленного областной адресной Программой, оплата осуществляется за счет средств местного бюджета. Аналогичные требования к обеспечению обязательств установлены подпунктом 11 пункта 2.2 Соглашения от 10 августа 2020 года.

Из  материалов дела следует, что к выполнению третьего этапа адресной программы, сроки исполнения которой запланированы на 2021 – 2022 годы, муниципальное образование «Город Великие Луки» приступило в 4 квартале 2020 года.

При этом постановлением Администрации Псковской области от 28 января 2021 года № 8, в областную адресную программу применительно к третьему этапу реализации программы были внесены изменения, согласно которым предельная стоимость одного квадратного метра жилых помещений устанавливается для Псковской области приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на  1 квартал текущего года.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №852/пр от 24.12.2020 предельная стоимость 1 квадратного метра жилья по Псковской области  на I квартал 2021 года установлена в размере 37 522 рубля.  В указанном размере предельная стоимость 1 квадратного метра жилья по Псковской области  была определена также приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №557/пр от 29.09.2020 на  IVквартал 2020 года.

Судом первой инстанции установлено, что изменения в адресную программу были обусловлены увеличением лимитов по третьему этапу программы, согласованных решением Правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 4 марта 2021 года, (протокол № 1053), объем  финансирования по третьему этапу увеличен до 66 426 100,00 рублей из расчета 37 000,00 рублей за один квадратный метр общей площади жилых помещений.

Комитетом оплата квартир по муниципальным контрактам произведена по стоимости, не превышающей 37 000,00 рублей.

При этом согласно подпункту 15 пункта 2.2. Соглашения от 10 августа 2020 года   сроки реализации мероприятий третьего этапа адресной программы установлены до 31.12.2022. Следовательно, на момент проведения проверки третий этап реализации программы не завершен.

Вопреки доводам жалобы, учитывая, что сроки реализации программы не наступили, контракты заключены в целях реализации третьего этапа программы, по которому увеличение объема финансирования согласовано Фондом и внесены  изменения в программу, допускающие приобретение жилья,  предельной стоимостью 1 кв.м  37 000 руб., оснований полгать, что Комитетом за счет средств Фонда произведены дополнительные расходы на реализацию третьего этапа программы в сумме  138 900,38 рублей и допущено неэффективное использование средств в сумме 1 372 651,20 рублей не имеется.

По результатам анализа контрактов, заключенным с                                              ИП Сибильковой С.С. от 6 ноября 2020 года № 01573000020200003470001, 01573000020200003500001, управление установило, что при уменьшении площади жилого помещения с «25,0 кв. м» до «24,2 кв. м», цена контракта не была изменена, в связи с чем пришло к выводу, что в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона 44-ФЗ Комитетом приняты и оплачены жилые помещения, несоответствующие условиям контракта, что привело к дополнительному расходованию средств.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Закона № 94-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:  приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;  оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно пункту 1.1. муниципального контракта от 6 ноября 2020 года №01573000020200003470001, заключенного Комитетом и                                              ИП Сибильковой С.С., продавец (Сибилькова С.С.) обязуется передать в собственность покупателя (Комитет) одно жилое помещение с кадастровым (либо условным) номером: 60:25:0040603:1633, общей площадью 25,0 кв. м, без учета лоджий, балконов, веранд и террас, состоящее из 1 комнаты, расположенное на 4 этаже по адресу: Псковская область, г. Великие Луки,                 ул. Гоголя, д. 15, кв. 161, а покупатель обязуется принять его в муниципальную собственность и оплатить по цене, установленной пунктом 2.1. контракта –                  666 000,00 рублей.

В соответствии с Дополнительным соглашением от 2 декабря 2020 года б/н к муниципальному контракту от 6 ноября 2020 года                                                   № 01573000020200003470001 общая площадь квартиры «25,0 кв. м» заменена на «24,2 кв. м».

Согласно пункту 1.1 муниципального контракта от 6 ноября 2020 года  №01573000020200003500001 и ИП Сибильковой С.С, продавец  обязуется передать в собственность покупателя жилое помещение с кадастровым (либо условным) номером: 60:25:0040603:1955, общей площадью 25 кв.м, без учета лоджий, балконов, веранд и террас, состоящее из 1 комнаты, расположенное на 12 этаже по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, ул. Гоголя, д. 15,                  кв. 102, а покупатель обязуется принять его в муниципальную собственность и оплатить по цене, установленной п.2.1. контракта - 662 300,00 рублей.

Дополнительным соглашением от 2 декабря 2020 года б/н к муниципальному контракту от 6 ноября 2020 года                                                           № 01573000020200003500001 пункт 1.1. общая площадь квартиры «25,0 кв. м» заменена на «24,1 кв. м».

В соответствии со статьей 94 Закона № 44-ФЗ изменение существенных  условий контракта не допускается.

Согласно пунктам 2.2 указанных контрактов цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.

Условиями контрактов возможность изменения стоимости жилого помещения  при уменьшении общей площади  жилого помещения не предусмотрена.

Материалами дела подтверждается, что определенная  в контракте стоимость жилья была рассчитана Комитетом исходя из площади расселяемого жилого помещения 18 кв.м., а не из площади  25 кв.м., в связи с чем изменение общей площади предоставляемого помещения не привело дополнительному расходованию средств Фонда. 

При таких обстоятельствах с учетом заключения дополнительных соглашений к контрактам в отношении общей площади жилых помещений,  оснований для вывода о том, что жилые помещения оплачены не в соответствии с условиями контрактов, не имеется.

Управление пришло к выводу, что в нарушение требований части 1 статьи 72 БК РФ, частей 2, 3, 5, 8 статьи 22 Закона  № 44-ФЗ Комитетом в 2020 году по 23 закупкам на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи, в целях реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» Комитетом начальная (максимальная) цена (далее – НМЦК)  контракта обоснована применением тарифного метод, а следовало применить метод сопоставимых рыночных цен.

На основании части 1 статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

 Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (часть 2 статьи 22 Закона № 44-ФЗ).

 В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (часть 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ).

Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг (часть 7 статьи 22 Закона № 44-ФЗ).

 Согласно части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 12 статьи 22 Закона  № 44-ФЗ установлено, что в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы.

Таким образом, Закон  № 44-ФЗ не содержит запрета на использование иного метода для определения НМЦК, кроме метода сопоставимых рыночных цен.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать обоснование НМЦК.

Суд первой инстанции, проанализировав аукционную документацию, установил, что фактически Комитетом применен нормативный метод. В обоснование начальной (максимальной) цены контракта  Комитет сослался на пункт 8 областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах, утвержденной постановлением Администрации Псковской области «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 1 апреля 2019 года № 128, соглашение «О реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах»» от 10 августа 2020 года, дополнительное соглашение «О внесении изменений в Соглашение о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» от 11 августа 2020 года № 1, указав стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений 37 000 руб.

Допущенная Комитетом  ошибка в наименовании метода  с учетом приведенного обоснования НМЦК, позволяющего определить отсутствие   государственного регулирования цен (тарифов) на закупаемые товары, не  привела к нарушению публичных интересов.

Материалами дела подтверждается, что Комитетом был проведен анализ рынка жилья, расположенного на территории муниципального образования «Город Великие Луки».

При изучении рынка в феврале 2020 года (коммерческие предложения от 4 февраля 2020 года № 1 и № 012, от 12 февраля 2020 года № 44) установлено, что рыночная стоимость 1 кв. метра жилья в городе Великие Луки составляет 38 333,33 рублей. в сентябре 2020 года (коммерческие предложения от 25 сентября 2020 года № 24/9 и № 1 и объявление на сайте «Avito»)  - 41 557,00 рублей.

Таким образом, применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для обоснования НМЦК приведет к увеличению стоимости закупаемых жилых помещений и объема лимитов бюджетных обязательств, выделенных муниципальному образованию «Город Великие Луки».

Обоснованность применения метода сопоставимых рыночных цен при исполнении условий адресной программы в части определения НМЦК в рассматриваемом случае управлением не доказана.

При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания представления Управления Федерального казначейства по Псковской области от 25.06.2021 №57-21-07/1803незаконным и нарушающим права Комитета.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря                           2021 года по делу № А52-3556/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Псковской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Е.Н. Болдырева

А.Ю. Докшина